Майя Сенько
Логопедическое занятие «Звук [С]. Овощи и фрукты. Слова, обозначающие признаки». Первый класс детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Урок был проведен с группой учащихся первых классов, имеющих элементы общего недоразвития речи. Для данной категории детей характерно дефектное произношение 2 – 5 звуков, распространяющихся на одну – две группы оппозиционных звуков. У детей недостаточно сформированы фонематические процессы, звуковой анализ и синтез. Наблюдается нарушение лексического и грамматического строя речи.
Публикация «Логопедическое занятие „Звук [С], Овощи и фрукты, Слова, обозначающие признаки“, Первый класс детей с ОНР» размещена в разделах
- Буква С и звук [С]. Конспекты уроков
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты. Конспекты логопедических занятий
- Темочки
Основным направлением данного урока является развитие звуковой стороны речи. Развитие фонематического восприятия с опорой на слуховой и речедвигательный анализаторы. Развитие лексической и грамматической стороны речи.
Тема: ЗВУК «С». ОВОЩИ И ФРУКТЫ. СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРИЗНАКИ.
ЦЕЛЬ:
• Автоматизировать звук «С» в словах и предложениях.
• Упражняться в определении места звука «С» в слове.
• Учить различать овощи и фрукты. Обогащать словарь именами прилагательными,
обозначающими цвета, форму, вкус овощей и фруктов.
• Согласовывать существительные и прилагательные в роде.
• Работать над словообразованием прилагательных от существительных.
• Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, память. Воспитывать чувство товарищеской взаимопомощи, любовь к родной природе, бережное к ней отношение.
ОБОРУДОВАНИЕ: кукла Соня, муляжи овощей и фруктов, индивидуальные зеркала, салфетки, трубочки, профиль артикуляции звука С, звуковые линейки, «Школьник – 3», материалы для игр «Чудесный мешочек», «Поможем Соне» (диск с фонетическими упражнениями, стихотворением «Нас много, ребята», игра «Необычные цветы», корзинка, ведро, стаканы и вазочки.
Ход ЗАНЯТИЯ
I.ОРГ. МОМЕНТ.
Сегодня к нам в гости пришла маленькая и красивая куколка. Давайте дадим ей имя, но имя обязательно должно начинаться со звука С. (Соня). Она пришла поучиться у нас правильно и красиво разговаривать. Давайте поможем ей.
Дается команда детям:
- Сядут те, у кого на парте фрукты.
- А теперь сядут те, у кого на парте овощи.
II. 1. Артикуляционная гимнастика.
Улыбка – трубочка.
Сделаем язык широким.
Накажем непослушный язык.
Почистим зубки.
Фокусник.
Лошадка.
Чей пароход лучше гудит?
2. Вспомним, какой звук мы с вами учили правильно произносить?
Соня принесла нам вот такую схему. Она никак не может разобраться, какой это звук. Давайте ей поможем.
Дети определяют по схеме, какой это звук и озвучивают характеристику звука.
3. Упражнения в произношении звука С.
- Изолировано в играх «ШАР ЛОПНУЛ», «НАСОС».
- В слогах и словах с использованием звукового диска.
III. Фонетико – фонематические упражнения
а) Игра «Торопись не ошибись» (ставится диск и демонстрируются картинки) :
Слова : яблоко, слива, груша, смородина, абрикос, вишня, апельсин
- Назовите одним словом предметы, которые вам перечислили.
- Где растут фрукты, как называется место, где их выращивают?
- Как называется сад, в котором выращивают фруктовые деревья?
- Кто выращивает фрукты?
- Соня просит вас найти фрукты, в названии которых есть звук С.
- Определите место звука С в словах.
б) Игра «Найди место звука С» работа по звуковым линейкам
Слова : САЛАТ, ПАТИССОН, РЕДИС, СВЕКЛА, КАПУСТА, ЧЕСНОК.
- Назовите одним словом, перечисленные предметы.
- Где растут овощи, как называется место, где их выращивают?
- Кто выращивает овощи?
- Что можно приготовить из овощей?
IV. Физминутка.
Мы капусту рубим.
Мы капусту трем.
Солью все посолим,
Для салата отожмем.
V. 1. Игра «Поможем Соне».
Назовите овощи и фрукты, изображенные на рисунке.
- Назовите сначала овощи, затем фрукты.
- Назовите фрукты со звуком С.
- Назовите овощи со звуком С.
- Определите место звука С в словах.
2. Соня нарисовала вот такой красивый помидор, но где то допустила ошибку.
- Что неправильно нарисовала Соня?
- Помидор не синий, а красный …
3. Обведите трафареты овощей и фруктов, разукрасьте их правильно.
4. Описание овощей и фруктов. Игра «Чудесный мешочек».
- Это помидор. Помидор – овощ. Помидор – круглый, красный, кислый,
сочный, вкусный.
VI. 1. Работа над стихотворением «Нас много, ребята».
Прослушивание записи.
Нас много, ребята.
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
Посадит сейчас.
Заучивание наизусть.
Беседа о пользе растений и о бережном к ним отношении.
2. Игра «Необычные цветы».
- Собрать цветы из растений сада и огорода.
- Назвать растения сада и огорода со звуком «С».
VII. Упражнения в словообразовании прилагательных от существительных
- Что можно приготовить из фруктов?
- Угостим Соню компотом и вареньем из фруктов.
- Компот из слив - сливовый. Варенье из слив – сливовое.
VIII. Итог занятия.
- С каким звуком познакомилась Соня на занятии?
- Что она научилась различать?
- А теперь все фрукты сложите в корзинку, а овощи – в ведро.
ОЦЕНКА РАБОТЫ ДЕТЕЙ.
- Соня прощается с вами и говорит вам : «МОЛОДЦЫ!»
IX. Домашнее задание. Соня принесла всем подарки – раскраски. (Детям раздаются листочки с раскрасками). Необходимо раскрасить картинки, правильно произнося звук С в названиях.