Ольга Андрюшина
Логопедическое занятие с обучающимися первых классов с ФФН по автоматизации звука [Р’] в слогах, словах и предложениях
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического подгруппового занятия 1-й класс с ФФН по автоматизации звука [Р’] в слогах, словах и предложениях.
Цель: автоматизация звука [Р’] в слогах, словах и предложениях. Роль гласных 11 ряда и мягкого знака в середине и конце слова. Активизация словарного запаса.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Логопедическое занятие с обучающимися первых классов с ФФН по автоматизации звука [Р’] в слогах, словах и предложениях» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
• закрепить навык правильной артикуляции звука [Р’] на материале слогов, слов, предложений;
Коррекционно-образовательные:
• работа с деформированным словом и предложением;
• закрепить правила о роли гласных 11 ряда и мягкого знака в середине и конце слова.
• активизация словарного запаса;
Коррекционно-воспитательные:
• формировать интерес к занятиям, внимание к собственной речи, коллективной работе на занятии;
• развивать инициативность, память, внимание, мышление;
Оборудование: предметные картинки со звуком Р’, деформированные слова и предложения, распечатанные «лабиринты» и «ходилки», таблица и буквы с гласными 11 ряда, Ь, счетные картинки-линейки со звуком Р’, кинезиологические листы с фигурами для одновременной работы пальцев обеих рук.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
-Давайте возьмем друг друга за руки и вместе скажем:
Мы со звуками играем и друг другу помогаем.
Мы - одна команда!
2. Выполнение кинезиологических упражнений.
«Ладонь-кулак», «Листаем книжку», «Кулак-ребро-ладонь».
Обведение фигур одновременно пальчиками обеих рук.
3. Сообщение темы занятия :
-Сегодня мы будем закреплять правильное произношение звука Р’ в слогах, словах и предложениях.
4. Артикуляция звука Р’.
-Давайте вспомним, как правильно произносится звук Р’.
Уточнение артикуляционного уклада звука Р’. Дети говорят, что нужно сделать, чтобы произнести данный звук :
-Губы слегка улыбаются. Широкий кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами и дрожит под напором воздушной струи. При продвижении языка вперед к верхним передним зубам и усилении выдоха воздушной струи мы услышим мягкий звонкий звук Р’. Изолированное произнесение звука Р’.
Упражнение - «Машина буксует в снегу» : РЬ-РЬ-РЬ
Упражнение – «Машина съезжает со снежной горки вниз к буквам-домикам – гласным 11 ряда» : РЯ, РЕ, РЕ, РЮ, РИ
-Отлично!
4. Характеристика звука Р’.
Дети дают подробную характеристику звука Р’.
-Какой это звук? (Согласный, звонкий, мягкий. Имеет пару по мягкости-твердости -звук Р).
5. Определение места звука Р’ в словах :
На доске выставлены три схемы. Дети по очереди берут картинки и ставят их под нужную схему, комментируя свои действия.
Варенье, фонарь, рябина, якорь, карета, погремушка, веревка, мандаринка, ракета.
Вопрос: - Почему картинка «ракета» с нами не играет?
6. Обозначение звука Р’ на письме.
-Какой буквой обозначается звук Р’ на письме? Да буквой Р зеленого цвета.
-А в текстах, книжках как обозначить?
- Здесь к нам приходят на помощь волшебные гласные 11 ряда и мягкий знак - Ь.
(Дети вспоминают правила и приводят примеры - читают на листах слоги и слова с гласными 2 ряда и с мягким знаком в середине слова и в конце).
РЯ - РИ – РЕ
РЮ – РЯ – РИ
РИ – РЮ - РЕ
АРЬ – ОРЬ – ЕРЬ
ЭРЬ – ИРЬ – ЯРЬ
ЫРЬ – УРЬ - ЮРЬ
Курица, орехи, брюки, веревка, рябина, звери
Фонарь, якорь, хорьки, перья, январь, букварь, снегирь, пескарь
7. Автоматизация Р’ в словах.
Счетные полоски. /ящерица, курица, шарик, репка/
1 матрешка,2 матрешки, 3, 4, 5матрешек.
Дидактическое пособие - «Ходилки.» /море – аквариум – парик – мандарин – табурет – карета – варенье – хорь - орех/.
8. Физ. минутка. «Веселый обруч».
Дети, взявшись за руки, встают в круг. По очереди, не разжимая рук, пролезают через обруч, помогая друг другу. /звучит песня Шаинского «Вместе весело шагать»/.
9. Автоматизация Р’ в словах и предложениях.
Работа с деформированным словом. / Анаграммы – рассыпанные слоги. /
Игра: «День рождения слоника Ринго».
-Это было в воскресенье.
Услона на День рожденья
Гости пели веселились,
В хороводе так кружились,
Так кружились и вертелись,
Что на части разлетелись.
Нужно слоги нам собрать,
Что б гостей его узнать!
(деформированные слова-гости, картинки- подарки).
Дети собирают из слогов слова и называют, кто какой подарок подарил Ринго.
КО – РИК - МА Комарик подарил Ринго фонарик.
ПА – ХА – ЧЕ – РЕ Черепаха подарила Ринго пряник.
ГИРЬ – СНЕ Снегирь подарил Ринго букварь.
МА – КА – РИН Маринка подарила Ринго шарики.
10. Деформированное предложение.
-Составьте предложения, взяв нужное слово из второго столбика :
.
1. На грядке созревает… прически
2. Гриша побежал к… шарики
3. В магазин привезли вкусные… редиска
4. Марине подарили … пряники
5. Борис открыл… реке
6. В парикмахерской делают… дверь
11. Итог занятия.
-С каким звуком мы сегодня играли?
-Какой буквой обозначали на письме?
-Какие гласные буквы смягчают стоящую впереди них согласную букву?
-Какая роль Ь на письме?
-Какие правила вы запомнили?
-Какой вид работы на уроке вам понравился?
-Сегодня вы еще раз убедились в том, как хорошо дружить со звуками.
Дети, взявшись за руки, произносят:
Мы со звуками играли и друг другу помогали.
Мы - одна команда!