Светлана Караваева
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зимующие птицы»
Цели: формировать экологическую культуру у детей;
прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.
Задачи:
развивающие:
• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
• совершенствовать диалогическую речь;
воспитательные:
• воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему „Зимующие птицы“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
образовательные :
• уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;
• формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
Оборудование: картинки, фотографии зимующих птиц; слайдовая презентация «Зимующие птицы»; кормушка; корм для птиц.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Организационная часть.
Занятие начинается с прослушивания звуков зимы (метель, вьюга, ветер)
Воспитатель.
-ребята, звуки какого времени года вы услышали?
(ответы детей)
-Почему вы так решили?
(ответы детей)
-Какая бывает зима?
(ответы)
- Ребята, посмотрите, ко мне на ладонь упала снежинка! Давайте все вместе дунем на нее! Ребята дуют, снежинка крутится. Вдруг звучит волшебная музыка.
Воспитатель: - Что такое? Ребята, мы все попали в волшебный зимний лес!
Слайд 1
Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
Воспитатель: - Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют)
Воспитатель: - Почему они не поют? (Улетели в теплые края)
Воспитатель: - Да, ребята, большинство птиц улетает в теплые края с приходом холодов.
Как называются эти птицы?
Посмотрите, а здесь мы на деревьях видим - сидят птицы, значит, не все они улетели? Как мы называем птиц, которые остаются с нами зимовать?
Бывают птицы разные :
Одни боятся вьюг,
И улетают на зиму
На добрый тёплый юг.
Другие, те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи…
К. Мухаммаде
Слайд 2
Воспитатель. Итак, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами средней полосы России. Мы будем читать стихи, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.
Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Как зовут нашего первого гостя?
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Слайд 4
Воспитатель.
Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. Но они умудряются делать запасы – в щели коры прячут жучков, паучков. За 1 день могут сделать до 1000 таких захоронок и не только для себя. А и для других птиц. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
12 ноября отмечается экологический праздник «Синичкин день». Жители разных городов и сёл готовятся к встрече «зимних гостей», птиц, которые остаются зимовать.
Ребёнок читает стихотворение.
Пусть снег вокруг искрится
И зимний ветер злится –
Поёт не уставая
Синица расписная.
Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это.
(Снегири)
Слайд 5
Воспитатель.
Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.
Ребёнок читает стихотворение.
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замёрз он на снегу.
Воспитатель
А вот и следующий гость:
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,
— Чик-чирик! Не робей,
Я бывалый.
(Воробей)
Слайд 6
Эта птичка всем хорошо знакома. Воробей маленькая, шустрая, очень подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей. Толстым яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв тонкий, твёрдый, к концу заострённый. У него короткие, но сильные ноги. Хвостик держит поднятым вверх. В холодную пору воробушки сидят прижавшись друг к другу, нахохлившись. Они чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке, пыли. Где же они зимуют? В щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнёздах. Любит пшено, зернышки пшеницы
Ребёнок читает стихотворение.
Чик-чирик, чик-чирик!
Воробей скачет по дорожке,
Собирает хлебные крошки.
По ночам кочует,
Зёрнышки ворует!
Воспитатель:
Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.
Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — … .
(Свиристель)
Это очень крупная, красивая птица.
Слайд 7
Воспитатель Гули-гули прилетайте,
Крошки хлеба подбирайте.
Как же птицу величают,
Символ мира называют?
(голубь)
Слайд 8
Воспитатель. Голуби – доверчивые птицы. Они умеют ворковать. Живут вблизи домов людей. Народное название птицы — сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало).
Воспитатель. Как голубь воркует? (Гру-гру)
Воспитатель. Следующая наша гостья
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока. Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна,
Брюхо белое да плечи.
Тарахтенье вместо речи,
Хоть кого увидит - вмиг
Поднимает стрёкот-крик.
Но горда собой…
(Сорока)
Слайд 9
Воспитатель. Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная.
Это красивая птица Сорока имеет характерное оперение контрастного белого и черного цвета. У нее очень длинный хвост (прекрасный руль) и черные с синеватым отливом крылья. Сороки — знаменитые разбойники. Сороки тащат к себе самые разные предметы. Одни (нитки, кусочки ткани) — для того, чтобы использовать при строительстве гнезда. Другие — ради развлечения: блестящие монетки, стёклышки.
Воспитатель. О какой птице так говорят?
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой!
(Дятел)
Слайд 10
Воспитатель. Дятел – санитар леса, лечит деревья. Большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.
Ребёнок читает стихотворение.
Дятел – врач лесного царства,
Дятел лечит без лекарства.
Лечит липы, клёны, ели,
Чтоб росли и не болели.
Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клёст)
Слайд 11
Клест - необычная птица. Окраска у клеста оранжево-красная, крылья и хвост буро-чёрные, самка зеленовато-жёлтая. Посмотрите, какой у неё клюв. Надклювье и подклювье изогнутые и перекрещиваются между собой. Таким клювом удобно щёлкать орешки. Надо заметить, что клёст - единственная птица, которая выводит птенцов зимой (почему). Для птенчиков на деревьях строят тёплые гнёзда.
Воспитатель: О какой птице идёт речь?
Кар, кар, кар, кричит плутовка
Очень ловкая воровка.
Все блестящие вещицы
Подбирает эта птица.
Вам друзья она знакома-
Как зовут её? (ворона)
Слайд 12
Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда играет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.
Ворона – удивительная птица. Живет долго, дольше, чем человек. Вороны – умные птицы. Они умеют считать до пяти, различают мужчин и женщин, легко отличат спящего по-настоящему от притворяющегося спящим человека. Еще вороны узнают враждебно настроенных к ним людей, отличают палку от ружья. Вороны – разговорчивые птицы. Они могут передавать разную информацию друг другу. Строят гнездо вороны из толстых веток, внутри выстилают мхом, шерстью. А попадется им человеческий мусор – вата, тряпки, нитки – используют и его. А чем она питается? Вороны собирают крошки, и кусочки другой пищи.
Физминутка
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
Крылья расправим,
Клювик почистим
И все вернёмся назад.
Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?
Воспитатель показывает птицу, а дети называют её.
Дидактическая игра «Накорми птиц»
Воспитатель выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки:
Снегири – ягоды рябины. (Я дам снегирям ягоды рябины)
Синицы – семечки. (Я угощу синиц семечками)
Голубь – хлебные крошки. (Я накормлю голубя хлебными крошками)
Воробей – зерна. (Я дам воробью зёрен)
Дятел – семена шишек. (Я накормлю дятла семенами шишек)
Дидактическая игра (на внимание) «Какой птички не стало?»
На доске пять - шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»
Воспитатель. Какую пользу нам приносят птицы? (ответы)
Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Птицы меняют оперение на более пушистое. Они чаще находятся в движении в поисках корма. Если сидит, то нахохлившись. Между перьями у неё воздух. Он задерживает тепло и не пропускает холод. Есть народная примета «Если птицы целыми стайками появились у дома, значит, вот – вот грянут морозы».
Послушайте стихотворение, которое называется «Письма» А. Тараскина.
На снегу, как на страничке,
Пишут голуби, синички,
Пишет стая снегирей,
Пишет серый воробей
Письма Пете и Андрюшке,
Чтобы сделали кормушки.
Воспитатель. Так кто же написал письмо? (Птицы.)
Воспитатель. А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.)
Воспитатель. Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят птицы? (Чтобы сделали кормушки.)
Слайд 13
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Воспитатель. Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.
Как вы думаете, что страшней для птиц, холод или голод? Почему?
Посмотрите, какие кормушки можно сделать дома.
Слайд 14
Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.
Воспитатель. Ребята, а вы хотите покормить птиц? Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую – воробьи. Чем же их кормить? Кто мне поможет? (дети по желанию выходят и сыплют на кормушку тот корм, который предпочитает птица)
Дидактическая подвижная игра «На кормушке»
Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.
Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место.
Воспитатель. Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку) .
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (Зимующие)
Заключительная часть.
Воспитатель. Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей).
Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей)
Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей)
Слайд 15