Папки-передвижки

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста

Светлана Караваева
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Зимующие птицы»

Цели: формировать экологическую культуру у детей;

прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.

Задачи:

развивающие:

• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;

• совершенствовать диалогическую речь;

воспитательные:

• воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему „Зимующие птицы“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

• вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

образовательные :

• уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;

• формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

Оборудование: картинки, фотографии зимующих птиц; слайдовая презентация «Зимующие птицы»; кормушка; корм для птиц.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Организационная часть.

Занятие начинается с прослушивания звуков зимы (метель, вьюга, ветер)

Воспитатель.

-ребята, звуки какого времени года вы услышали?

(ответы детей)

-Почему вы так решили?

(ответы детей)

-Какая бывает зима?

(ответы)

- Ребята, посмотрите, ко мне на ладонь упала снежинка! Давайте все вместе дунем на нее! Ребята дуют, снежинка крутится. Вдруг звучит волшебная музыка.

Воспитатель: - Что такое? Ребята, мы все попали в волшебный зимний лес!

Слайд 1

Зимний лес стоит печальный.

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Осторожно в лес входите,

Тайны леса не будите.

Воспитатель: - Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют)

Воспитатель: - Почему они не поют? (Улетели в теплые края)

Воспитатель: - Да, ребята, большинство птиц улетает в теплые края с приходом холодов.

Как называются эти птицы?

Посмотрите, а здесь мы на деревьях видим - сидят птицы, значит, не все они улетели? Как мы называем птиц, которые остаются с нами зимовать?

Бывают птицы разные :

Одни боятся вьюг,

И улетают на зиму

На добрый тёплый юг.

Другие, те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи…

К. Мухаммаде

Слайд 2

Воспитатель. Итак, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами средней полосы России. Мы будем читать стихи, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.

Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Как зовут нашего первого гостя?

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

Слайд 4

Воспитатель.

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. Но они умудряются делать запасы – в щели коры прячут жучков, паучков. За 1 день могут сделать до 1000 таких захоронок и не только для себя. А и для других птиц. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

12 ноября отмечается экологический праздник «Синичкин день». Жители разных городов и сёл готовятся к встрече «зимних гостей», птиц, которые остаются зимовать.

Ребёнок читает стихотворение.

Пусть снег вокруг искрится

И зимний ветер злится –

Поёт не уставая

Синица расписная.

Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это.

(Снегири)

Слайд 5

Воспитатель.

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Ребёнок читает стихотворение.

Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу

Не замёрз он на снегу.

Воспитатель

А вот и следующий гость:

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

— Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый.

(Воробей)

Слайд 6

Эта птичка всем хорошо знакома. Воробей маленькая, шустрая, очень подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей. Толстым яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв тонкий, твёрдый, к концу заострённый. У него короткие, но сильные ноги. Хвостик держит поднятым вверх. В холодную пору воробушки сидят прижавшись друг к другу, нахохлившись. Они чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке, пыли. Где же они зимуют? В щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнёздах. Любит пшено, зернышки пшеницы

Ребёнок читает стихотворение.

Чик-чирик, чик-чирик!

Воробей скачет по дорожке,

Собирает хлебные крошки.

По ночам кочует,

Зёрнышки ворует!

Воспитатель:

Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти — … .

(Свиристель)

Это очень крупная, красивая птица.

Слайд 7

Воспитатель Гули-гули прилетайте,

Крошки хлеба подбирайте.

Как же птицу величают,

Символ мира называют?

(голубь)

Слайд 8

Воспитатель. Голуби – доверчивые птицы. Они умеют ворковать. Живут вблизи домов людей. Народное название птицы — сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало).

Воспитатель. Как голубь воркует? (Гру-гру)

Воспитатель. Следующая наша гостья

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока. Длиннохвостая она,

Со спины черным-черна,

Брюхо белое да плечи.

Тарахтенье вместо речи,

Хоть кого увидит - вмиг

Поднимает стрёкот-крик.

Но горда собой…

(Сорока)

Слайд 9

Воспитатель. Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная.

Это красивая птица Сорока имеет характерное оперение контрастного белого и черного цвета. У нее очень длинный хвост (прекрасный руль) и черные с синеватым отливом крылья. Сороки — знаменитые разбойники. Сороки тащат к себе самые разные предметы. Одни (нитки, кусочки ткани) — для того, чтобы использовать при строительстве гнезда. Другие — ради развлечения: блестящие монетки, стёклышки.

Воспитатель. О какой птице так говорят?

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой!

(Дятел)

Слайд 10

Воспитатель. Дятел – санитар леса, лечит деревья. Большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.

Ребёнок читает стихотворение.

Дятел – врач лесного царства,

Дятел лечит без лекарства.

Лечит липы, клёны, ели,

Чтоб росли и не болели.

Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

(Клёст)

Слайд 11

Клест - необычная птица. Окраска у клеста оранжево-красная, крылья и хвост буро-чёрные, самка зеленовато-жёлтая. Посмотрите, какой у неё клюв. Надклювье и подклювье изогнутые и перекрещиваются между собой. Таким клювом удобно щёлкать орешки. Надо заметить, что клёст - единственная птица, которая выводит птенцов зимой (почему). Для птенчиков на деревьях строят тёплые гнёзда.

Воспитатель: О какой птице идёт речь?

Кар, кар, кар, кричит плутовка

Очень ловкая воровка.

Все блестящие вещицы

Подбирает эта птица.

Вам друзья она знакома-

Как зовут её? (ворона)

Слайд 12

Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда играет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Ворона – удивительная птица. Живет долго, дольше, чем человек. Вороны – умные птицы. Они умеют считать до пяти, различают мужчин и женщин, легко отличат спящего по-настоящему от притворяющегося спящим человека. Еще вороны узнают враждебно настроенных к ним людей, отличают палку от ружья. Вороны – разговорчивые птицы. Они могут передавать разную информацию друг другу. Строят гнездо вороны из толстых веток, внутри выстилают мхом, шерстью. А попадется им человеческий мусор – вата, тряпки, нитки – используют и его. А чем она питается? Вороны собирают крошки, и кусочки другой пищи.

Физминутка

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

Крылья расправим,

Клювик почистим

И все вернёмся назад.

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?

Воспитатель показывает птицу, а дети называют её.

Дидактическая игра «Накорми птиц»

Воспитатель выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки:

Снегири – ягоды рябины. (Я дам снегирям ягоды рябины)

Синицы – семечки. (Я угощу синиц семечками)

Голубь – хлебные крошки. (Я накормлю голубя хлебными крошками)

Воробей – зерна. (Я дам воробью зёрен)

Дятел – семена шишек. (Я накормлю дятла семенами шишек)

Дидактическая игра (на внимание) «Какой птички не стало?»

На доске пять - шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»

Воспитатель. Какую пользу нам приносят птицы? (ответы)

Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Птицы меняют оперение на более пушистое. Они чаще находятся в движении в поисках корма. Если сидит, то нахохлившись. Между перьями у неё воздух. Он задерживает тепло и не пропускает холод. Есть народная примета «Если птицы целыми стайками появились у дома, значит, вот – вот грянут морозы».

Послушайте стихотворение, которое называется «Письма» А. Тараскина.

На снегу, как на страничке,

Пишут голуби, синички,

Пишет стая снегирей,

Пишет серый воробей

Письма Пете и Андрюшке,

Чтобы сделали кормушки.

Воспитатель. Так кто же написал письмо? (Птицы.)

Воспитатель. А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.)

Воспитатель. Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят птицы? (Чтобы сделали кормушки.)

Слайд 13

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Воспитатель. Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.

Как вы думаете, что страшней для птиц, холод или голод? Почему?

Посмотрите, какие кормушки можно сделать дома.

Слайд 14

Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

Воспитатель. Ребята, а вы хотите покормить птиц? Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую – воробьи. Чем же их кормить? Кто мне поможет? (дети по желанию выходят и сыплют на кормушку тот корм, который предпочитает птица)

Дидактическая подвижная игра «На кормушке»

Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.

Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место.

Воспитатель. Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку) .

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (Зимующие)

Заключительная часть.

Воспитатель. Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей).

Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей)

Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей)

Слайд 15

Публикации по теме:

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками «Зимующие птицы» Тема «Зимующие птицы» Интеграция образовательных областей: Задачи: 1)«Познавательное развитие»: -продолжить формировать у детей умение.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 4–5 лет «Зимующие птицы» Конспект занятия (для детей 4 – 5 лет) Тема "Зимующие птицы"Образовательные цели. Формирование представлений о зимующих птицах, их образе.

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с дошкольниками средней группы на тему «Зимующие птицы» Цель: Закрепить понятие "Зимующие птицы". Уточнить представление детей о зимующих птицах, об условиях их жизни. Задачи. Образовательные:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Зимующие птицы» Познавательно - исследовательская деятельность Ознакомление с миром природы Тема Конспект непосредственно образовательной деятельности.

Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» (6–7 лет) Образовательная область: познавательное развитие Интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально-коммуникативное.

Конспект НОД по теме «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста Задачи: 1. Образовательные: Закрепление и уточнение названий зимующих птиц Калмыкии, их характерных внешних признаков, питания;упражнение.

Конспект образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей старшего возраста «Зимующие птицы» Конспект образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук Для детей подготовительной группы по теме: «Зимующие птицы» Цель:.

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Зимующие птицы» ЦЕЛЬ: Расширять представления детей о зимующих птицах. ЗАДАЧИ: Познакомить детей с новой птицей (клест). Развивать умение детей ориентироваться.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Зимующие птицы». Цель: Образовательные: Формировать представление.

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЦКМ «Зимующие птицы» План-конспект непосредственно - образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе. Тема: «Зимующие птицы».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 февраля 2016 в 14:57
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Караваева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД