Светлана Иванова
Интегрированное открытое занятие на тему «Зимующие птицы» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
Гимназия №1538
Интегрированное открытое занятие по окружающему миру с художественным творчеством.
Тема: «Зимующие птицы»
Средняя группа
Подготовила
Воспитатель:
Рогалева Светлана Ивановна
Средняя группа №3
г. Москва 2015
Цель: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей
действительности.
Задачи:
Публикация «Интегрированное открытое занятие на тему „Зимующие птицы“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.
Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания.
Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей:
- учить детей давать полные ответы на вопросы по тексту, подготавливать их к пересказу текста.
Формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику рук, внимание, воображение, творчество, развивать эстетическое восприятие.
Учить лепить птицу конструктивным способом, соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединять части, прижимая их друг к другу.
Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», (ФЦКМ, «Коммуникация», «Художественное творчество» (лепка, «Здоровье», «Безопасность».
Предварительная работа:
Беседа о зимующих птицах (синица, снегирь, воробей). Рассматривание иллюстраций. Загадывание загадок. Чтение сказки М. Горький «Воробьишка».
Материал:
Изображения птиц (снегири, синицы, воробей, пластилин коричневого цвета, клеёнки (по количеству детей, гречка, семена подсолнуха (для оформления глаз и клюва воробья, кормушка.
Ход занятия:
Дети здороваются с гостями.
В. - Ребята, скажите, какое у вас сегодня настроение? (ответы детей)
И у меня сегодня хорошее настроение, просто замечательное и я хочу с вами поделиться своей добротой и теплотой. Подставьте свои ладошки, я каждому из вас подарю частичку тепла.
В. - Стали тёплыми ваши ладошки?
Дети: Да!
В. - Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, слушайте внимательно!
Загадка
«Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнём, будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать,
Нас зимой вы подкормите
Дети, кто мы, назовите!» (птицы)
В. - Правильно, птицы! И сегодня мы с вами поговорим о птицах
В. - Скажите мне, а где можно увидеть много птиц?
Дети: на прогулке, в парке, в лесу.
В. - А вы любите гулять?
Дети: Да!
В. - Тогда я хочу пригласить вас на прогулку в парк.
В. - В парк на прогулку приглашаю вас пойти,
Интересней приключений, нам ребята, не найти!
Друг за другом становитесь, крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам, не спешим, не отстаём
В парк мы дружно все пойдём! (дети «змейкой» идут за воспитателем)
Произносим слова - Раз, два, три – повернись, в зимнем парке окажись!
В. - Дети, послушайте, как птицы поют.
- Ребята, посмотрите как красиво в парке!
- Посмотрите, какая красивая ёлочка! (подходим к ёлочке - любуемся)
- А кто это сидит на ёлочке?
Дети: Синичка
В. - Какая она?
Дети: Грудка у синицы жёлтая, а посредине чёрный галстук, на голове черная шапочка и т. д. Синица произносит звуки: синь-синь-синь. Синицы приносят очень большую пользу лесам, паркам и садам.
В. - Как много и интересно вы мне рассказали, а я недавно прочитала в книге, что синица, а именно самцы весной начинают петь одни из первых, поэтому говорят, что песня синицы приносит с собой весну. Народная примета гласит, первое массовое появление синиц у домов - признак наступления больших холодов. Синичка с утра начинает пищать — жди мороза.
В. - А давайте мы немного отдохнём и поиграем.
Словесная игра «Назови ласково»
(синица-синичка, воробей-воробушек, соловей-соловушка, снегирь - снегирёк, скворец-скворушка, сова - совушка, журавль - журавлик, утка-уточка)
В. - Отправимся дальше?
Подходим к следующей ёлочке (на ветках сидят снегири)
В. - Ребята, а кто сидит на ветках этой ёлочки? (снегири)
В. - Расскажите, чем эта птица отличается от других? (ответы детей)
Дети: У снегиря грудка красная, спинка серая, на голове шапочка, крылышки и хвостик чёрные.
В. - И про снегиря вы много знаете. И я поделюсь с вами интересными фактами. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день. С приближением темноты вся стайка улетает в кусты или на деревья, где и ночует, скрытая в ветках. С наступлением весны снегири исчезают из поселка, но оказывается, они не улетают на север, а поселяются в хвойных лесах, выводят там птенцов и ждут зимы. Примета гласит, если запел снегирь - быть вьюге. Снегирь под окном зимой поет - к оттепели.
В. - Скажите мне ребята, птицы, которые не улетают зимовать в тёплые края, а остаются на зиму с нами, как называются? (зимующие)
Д/и «Какая птица лишняя?» (из зимующих птиц выбрать перелётную)
Подходим к следующей ёлочке (на ней висит кормушка, в которой сидит воробушек)
В. - Ребята кто это тут сидит? (Воробей)
В. - А, что про него вы можете рассказать?
Дети: У него серо- коричневое оперение, короткий хвостик, тонкие лапки, он маленький, но шустренький. Рассаживаются на изгородях, ветках кустарников и задорно чирикают: «Чик – чирик- чик-чирик».
В. - Ребята, а я знаю, что воробей в течение своей жизни места жительства не меняет, разве только нужда заставит. Например: гнездо разорят или беда какая случится. И всю жизнь воробей свое гнездо ремонтирует, утепляет и держит его в чистоте. А еще есть примета, если зимой воробьи сидят на деревьях или зданиях тихо — будет снег без ветра. А дружно чирикают — к потеплению. Воробьи залезают в тайники, под крыши или груды хвороста — к морозу или перед пургой.
В. – Ребята, а где воробушек сидит? (ответы детей)
В. - А для чего нужна кормушка? (ответы детей)
В. -Ребята, а мне кажется, что воробушек грустит, как вы думаете, почему?
Дети: Ему холодно, скучно одному, у него нет друзей.
В. - А как же ему помочь? (ответы детей)
В. - Правильно нужно слепить ему друзей. Давайте снова скажем волшебные слова - «Раз, два, три, повернись - в группе снова окажись!»
Подходим к столу, садимся за столы
В. -Давайте согреем наши ручки - потренируем пальчики.
Пальчиковая игра «Мы во двор пришли гулять.»
Раз, два, три, четыре, пять Загибаем пальчики по одному
Мы во двор пришли гулять. «Идём» по столу указательным и средним пальчиками
Бабу снежную лепили, «Лепим» комочек двумя ладонями
Птичек крошками кормили, Крошащие движения всеми пальцами
С горки мы потом катались, Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки
А ещё в снегу валялись. Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой
Все в снегу мы в сад пришли. Отряхиваем ладошки
Съели суп и спать легли. Движения воображаемой ложкой, руки под щёки
(Напомнить детям правила безопасности при работе с пластилином, гречкой)
ПОКАЗ СПОСОБА ЛЕПКИ ВОРОБЬЯ
В. - Что общего у всех птиц?
Дети: Туловище, голова, клюв, хвост, крылья.
В. - Сначала берём большой кусок пластилина, из него мы лепим туловище в форме яичка, сзади оттягиваем хвостик (сплющиваем пальцами)
-У нас осталось 2 одинаковых кусочка. Из одного мы делаем головку (скатываем шар между ладоней, из второго - крылья, сплющиваем кусочек пластилина в форме круга. Соединяем детали. Оформляем головку (клюв делаем из семечки, а глазки из гречки)
- Давайте наших воробьишек посадим в кормушку.
- Чей воробушек понравился больше остальных? Почему?
- Молодцы ребята! Замечательные воробьи получились у всех! Теперь нашему лесному гостю не будет скучно, вот, сколько у него стало друзей! Сегодня, когда мы пойдем гулять, мы возьмём корм для птиц и покормим воробьёв и других птичек, которые прилетают к нам на участок.
Воробьишко
Максим Горький
Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани,
за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких
материалов. Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал
из гнезда: хотелось поскорее узнать – что такое божий мир и годится ли
он для него?
– Что, что? – спрашивала его воробьиха-мама.
Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал:
– Чересчур черна, чересчур!
Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался:
– Чив ли я? Мама-воробьиха одобряла его:
– Чив, чив!
А Пудик глотал букашек и думал: “Чем чванятся – червяка с ножками дали
– чудо!”
И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.
– Чадо, чадо, – беспокоилась мать, – смотри – чебурахнешься!
– Чем, чем? – спрашивал Пудик.
– Да не чем, а упадешь на землю, кошка – чик! и слопает! – объяснял отец,
улетая на охоту.
Так всё и шло, а крылья расти не торопились.
Подул однажды ветер – Пудик спрашивает:
– Что, что?
– Ветер дунет на тебя – чирик! и сбросит на землю – кошке! – объяснила мать.
Это не понравилось Пудику, он и сказал:
– А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет.
Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил – он любил
объяснять всё по-своему.
Идет мимо бани мужик, машет руками.
– Чисто крылья ему оборвала кошка, – сказал Пудик,– одни косточки остались!
– Это человек, они все бескрылые! – сказала воробьиха.
– Почему?
– У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу?
– Зачем?
– Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек.
– Чушь! – сказал Пудик. – Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали. Пудик не верил маме; он еще не знал, что если маме не верить, это плохо кончится.
Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения:
Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
А я маленький совсем,
Зато сам мошек ем.
Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка – рыжая, зеленые глаза – тут как тут.
Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:
– Честь имею, имею честь.
А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у нее дыбом встали – страшная, храбрая, клюв раскрыла – в глаз кошке целит.
– Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети.
Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями – раз, раз и – на окне!
Тут и мама подлетела – без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и говорит:
– Что, что?
– Ну что ж! – сказал Пудик. – Всему сразу не научишься!
А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них
– рыжая, зеленые глаза— и сожалительно мяукает:
– Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка. мя-увы.
И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста.