Светлана Ходаковская
Логопедическое занятие «Предлоги»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: ПРЕДЛОГИ
Цели:
сформировать представление о смысловой значимости предлогов;
сформировать представление о предлоге, как об отдельном слове;
сформировать навык грамматического значения предлога;
учить детей правильно произносить и писать предлоги;
уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами.
Оборудование: раздаточные карточки с заданиями, мяч схемы предлогов.
Ход занятия:
Орг. момент. Ответить на вопросы логопеда.
Публикация «Логопедическое занятие „Предлоги“» размещена в разделах
ЗА КЕМ ТЫ СТОИШЬ? ПЕРЕД КЕМ ТЫ СТОИШЬ?
МЕЖДУ КЕМ ТЫ СТОИШЬ? ВПЕРЕДИ КОГО ТЫ СТОИШЬ?
ПОЗАДИ КОГО ТЫ СТОИШЬ? РЯДОМ С КЕМ ТЫ СТОИШЬ?
Сделать вывод о пространственных значениях предлога.
Задание 1. Прочитать слова.
В ШКОЛЕ, К ДОМУ, ИЗ ШКАФА, У СТОЛА, БЕЗ ШАПКИ, С КНИГОЙ, ПОД ЕЛКОЙ, ЗА ПАРТОЙ, ИЗ ЖУРНАЛА, ПОД ЛЕСОМ, ПО ДОРОГЕ …
Маленькие слова: в, на, под, у, о, об, от, к, из, с, для – ПРЕДЛОГИ. Они пишутся отдельно с другими словами, служат для связки слов в предложениях.
Составить предложения с данными предлогами и словами, с которыми они «дружат».
Пример: В ШКОЛЕ СЕГОДНЯ ПРАЗДНИК.
Задание 2.
Прослушайте предложения. Назовите предлоги и слова, с которыми они
«дружат».
ДИМА ВОШЕЛ В КЛАСС.
МАЛЬЧИК СЕЛ ЗА ПАРТУ.
ДИМА СИДИТ С ГАЛЕЙ.
ОН ВЫНУЛ ИЗ РАНЦА ТЕТРАДИ.
ПОЛОЖИЛ ИХ НА ПАРТУ.
УЧИТЕЛЬ ВЫЗВАЛ ДИМУ К ДОСКЕ.
УЧЕНИК СТОИТ У ДОСКИ.
ТРОПИНКА ВЕЛА ОТ ЛЕСА К ДОМУ.
ОТ МАМЫ ПАВЛИК ПОШЕЛ К СЕСТРЕ.
ВОРОБЕЙ ОТ МОРЖА ПОЛЕТЕЛ К СЛОНУ.
У ЛЕНЫ ЕСТЬ МНОГО ФАНТИКОВ ОТ КОНФЕТ.
Задание 3.
Списать, изменяя данные в скобках слова – существительные, выбирая подходящий предлог. Выделить предлог и слово, с которым он «дружит».
Мы повесили карту – (стена). Мама положила фрукты – (ваза). Зонт висит – (вешалка). Кошка спряталась – (кровать). Дети вернулись – (школа). Моя мама работает – (библиотека). – (стол) упала тарелка. – (крыша) каркает ворона. На лыжах ходят – (снег). На коньках бегают – (лед). На лодке плавают – (вода). Белка прыгает – (дерево). Поезд едет – (рельсы).
Прослушать стихотворение и запомнить.
ИЗ ЛЕСА, К ЛУГУ, НА ПОЛЯНКУ,
У КУСТИКА, С ТРОПИНКИ, В ЯМКУ,
ОТ РЕЧКИ, ОКОЛО ДОРОГИ –
ПИШИ ОТДЕЛЬНО ВСЕ ПРЕДЛОГИ!
Н. Бетенькова
Задание 4. Составьте предложения из данных слов.
Обобщите, как же пишутся предлоги.
РЕБЯТА, РЕЧКЕ, В, КУПАЮТСЯ.
КОШКА, КОМНАТЫ, ИЗ, ВЫСКОЧИЛА.
ПТИЦЫ, НАД, ЛЕТАЮТ, ДЕРЕВЬЯМИ.
МУРАВЕЙ, ГРИБОМ, ПОД, ПОЛЗЕТ.
МАРИНА, С, ДРУЖИТ, ВИКОЙ.
УЗКАЯ, ДОМУ, ТРОПИНКА, К, ВЕСТИ.
ВЫГЛЯНУЛО, ТУЧ, СОЛНЫШКО, ИЗ-ЗА.
Физ. минутка. Игра с мячом «Наоборот».
Передавая мяч, назови противоположный предлог.
Образец ответа: В ШКОЛУ – ИЗ ШКОЛЫ, В СУМКУ – ИЗ СУМКИ….
НАД ОКНОМ –, К ДОМУ – ….
ПЕРЕД УРОКОМ – …., К ДВЕРИ – …
НАД ДИВАНОМ – …., ПЕРЕД БОЕМ – ….
ДО ГОРОДА –, ДО ПОВОРОТА – …
ПЕРЕД МАШИНОЙ – …
Задание 5. Графический диктант.
Проверить навык раздельного написания предлогов с существительными.
Образец: ЛАСТОЧКА С ЮГА ВЕРНУЛАСЬ НА РОДИНУ.
___ __ ___ ___ ___ ___ .
В УГЛУ ЗА ШКАФОМ СПИТ ЩЕНОК.
ПЧЕЛЫ ЛЕТАЮТ С ЯБЛОНИ НА ЯБЛОНЮ.
ВОЛНЫ С ШУМОМ БИЛИСЬ О БЕРЕГ. В ЛЕСУ ПОД ДЕРЕВЬЯМИ ЛЕЖИТ СНЕГ. НА ЦВЕТОК СЕЛА БАБОЧКА. ИЗ-ЗА КУСТОВ ПОКАЗАЛАСЬ КУРИЦА. ПЛАЩ ВИСИТ НА ВЕШАЛКЕ В КОРИДОРЕ. ДЕТИ ВЫШЛИ ИЗ ЛЕСА НА БОЛЬШУЮ ПОЛЯНУ.
Задание 6. Составить предложения из данных слов, изменяя слова по смыслу. Предлоги выделить.
Птицы, над, кружатся, деревьями.
Марина, вика, с, дружат.
Кошка, комнаты, выскочила, из.
С, взял, Степан, полки, журнал.
Налить, стакан, полки, молоко.
Узкая, дом, тропинка, вести.
Сосна, Зоя, стоять, под.
Куст, заяц, из-под, выпрыгнул.
Машина, поворота, из-за, выехала.
Птицы, над, летают, деревьями.
Дети, мокрая, бежали, по, трава.
Муравей, грибом, сидит, под.
Остановились, озера, у, туристы.
Смеялся, радости, от, Вова.
Лида, боли, от, заплакала.
Итог занятия.
Отметить работу детей, подвести итог.
Для чего нужны предлоги? Можно ли обойтись без них?