Светлана Николаевна Курегова
Логопедическое занятие в 1 классе «Дифференциация звуков [Ж] — [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
«Оекская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка
подгруппового логопедического занятия в 1 классе
с применением игровой технологии
Тема:
«Дифференциация Ж – Ш»
Автор работы:
Учитель – логопед
Курегова Светлана Николаевна
МОУ ИРМО «Оекская СОШ»
08.02.2022г
Содержание
Аннотация
Введение
Темочки:
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Основная часть (технологическая карта занятия)
Заключение
Список литературы
Аннотация
В последнее время увеличилось количество детей с фонематическим недоразвитием речи. В устной и письменной речи таких ребят часто встречается замена различных звуков и букв. Моя задача, как учителя – логопеда, помочь обучающимся преодолеть эти трудности. Данная методическая разработка направлена на дифференциацию парных согласных звуков Ж и Ш. Учителя – логопеды, учителя начальных классов, педагоги коррекционно-развивающего обучения могут использовать ее в своей практике.
Введение
Логопедическая работа по коррекции нарушения звукопроизношения имеет важное значение в жизни каждого ребенка. Практика показывает, что у многих детей при поступлении в школу обнаруживаются нарушения речи. В связи с этим проблема правильности и чистоты детской речи представляется очень серьезной и требует немедленного решения. Одна из причин нарушения звукопроизношения у ребёнка – недостаточно сформирован фонематический слух. Наиболее распространенные виды нарушений звукопроизношения –это замены звуков, в частности групп шипящих и свистящих, обусловленные различными причинами: замены звуков по артикуляционному сходству и акустическому сходству. Ребёнок заменяет в речи звук, потому что он так его слышит и не замечает, что произносит его неправильно.
В процессе школьного обучения речевые нарушения могут отразиться на успеваемости, а также на письменной речи. Младшие школьники большей частью пишут так, как говорят. Часто орфографическая грамотность страдает из-за неправильного звучания, что говорит о тесной связи между ними. Как уже отмечалось, дети с недостатками речи, болезненно воспринимают их, из-за чего могут замыкаться или стесняться. Все это может повлиять на качество обучения.
Следовательно, воспитание правильной речи у обучающихся является задачей общественной значимости, так как позволяет избежать проблемы при обучении в школе и дальнейшем развитии ребенка по причине нарушений речевых процессов. В современной науке существует много различных средств исправления недостатков речи (упражнения, игры, художественные произведения и т. д.).
В данной методической разработке представлено логопедическое занятие в игровой технологии, с раскрытием ее основных этапов.
Мы знаем, что те мероприятия, в основе которых лежат разнообразные игры, проходят более динамично, живо и весело. Дети легче усваивают знания, умения и навыки, которые являются целью коррекционно-развивающей и образовательно-игровой деятельности с детьми. Игровая деятельность хорошо знакома ребенку, она стимулирует появление мотивов участия в выполнении разнообразных заданий. В игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои знания и умения. В ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше времени и сил.
Целями и задачами данного занятия являются :
1. Закреплять знания детей о согласных звуках.
2. Учить выделять звуки Ж и Ш в словах
3. Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза.
4. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков Ж и Ш, зрительной дифференциации букв Ж и Ш.
5. Обогащение активного словаря обучающихся
Основная часть
МОУ ИРМО «Оёкская средняя общеобразовательная школа»
Учитель-логопед : Курегова Светлана Николаевна
Конспект логопедического занятия с подгруппой обучающихся 1 классов, имеющих нарушения звукопроизношения шипящих
Тема: Дифференциация Ж – Ш
Цель:
1. Закреплять знания детей о согласных звуках.
2. Учить выделять звуки Ж и Ш в словах
3. Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза.
4. Учить слухо–произносительной дифференциации звуков Ж и Ш, зрительной дифференциации букв Ж и Ш.
5. Обогащение активного словаря обучающихся
Образовательная технология: игровая
Оборудование: картинки с изображением животных, карточки со словами (шар, шить, шаль, уши, машет, нашивка, картинки с изображением Жужжалочки и Шипелочки, шаблоны букв, мяч, корзинки, мультимедиа.
Ожидаемые результаты:
Дифференциация Ш и Ж в устной и письменной речи
Значительное сокращение ошибок оптического характера при письме.
Увеличение подвижности артикуляционного аппарата.
Улучшение работы психических функций.
Расширение кругозора обучающихся.
Обогащение словарного запаса.
Этапы игровой технологии Этапы занятия
Деятельность учителя-логопеда Деятельность обучающихся
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой
Итак, друзья, внимание! Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее – начнем скорей урок!
– Проверьте готовность к занятию. Эмоционально настраиваются на работу, проверяют наличие необходимых принадлежностей
II. Сообщение темы занятия
Этап ввода в игру
1. Постановка цели
2. Правила игры, условия, инструктаж.
-Ребята, посмотрите, сегодня к нам на занятие пришли 2 сказочных героя. Давайте с ними познакомимся, это Шипелочка и Жужжалочка. Как вы думаете, почему у них такие странные имена?
-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего занятия. Для чего надо изучать эту тему? Где в жизни вам могут пригодиться полученные, в результате изучения данной темы, знания?
-Шипелочка и Жужжалочка отстали от поезда и просят вас помочь им добраться до города Шипящих звуков.
Готовы ли вы им помочь?
-Но путь будет не простой – на каждой станции вам будут предложены задания, с которыми необходимо справиться, только так мы поможем нашим героям добраться до города Шипящих звуков. Рассматривают.
Высказывают свои предположения.
Определяют тему занятия, его цели и задачи.
Принимают условия игры
III. Основная часть занятия
Этап проведения игры
1. Упражнения
2. Тренинги
3. Выполнение заданий -Итак, в путь! Занимайте места в поезде.
Артикуляционная гимнастика
1 станция «Разминка»
-Посмотрите, кто встречает нас на первой станции. Это наш знакомый Весёлый язычок, он предлагает нам выполнить артикуляционную гимнастику.
Дифференциация звуков Ж - Ш
2 станция «Попутчики»
-Посмотрите, как много разных животных, мы должны их взять с собой. Распределите животных по вагонам. Если в названии животного есть звук Ш, то его место в вагоне с Шипелочкой, если звук Ж, то в вагоне с Жужжалочкой.
3 станция «Поймай звук»
-А на этой станции, очень много насекомых. Одни жужжат, другие шипят. Я буду произносить звуки Ж и Ш, а вы, если услышите звук Ш – хлопните в ладоши, а звук Ж – топните ногой.
4 станция «Скажи наоборот»
-Какой предмет лежит у нас на пути? (мяч) Давайте поиграем. Я буду каждому из вас по очереди кидать мяч и произносить слоги со звуками Ш и Ж, а вы, возвращая мне мяч, произносите этот же слог, заменяя в нем данные звуки. Например: ша – жа, же – ше и т. д
Дифференциация букв Ж - Ш
4 станция «Путаница»
-Мы остановились на сказочной полянке, здесь растут не цветы, а буквы. У меня 2 корзинки. Давайте в одну соберем все буквы Ш, а в другую – Ж.
5 станция «Замени букву»
-На этой станции нам придётся поработать с карточками (у каждого своя). Прочитайте данные слова. Замените в этих словах Ш на Ж запишите получившиеся слова. Прочитайте, что у вас получилось
Шар – жар
шить - …
шаль - …
уши - …
машет - …
нашивка - …
Выполняют артикуляционную гимнастику по тексту «Сказка о весёлом язычке»
Произносят слова названия животных, определяют наличие звука, размещают картинку с изображением животного в нужном вагоне.
Слушают логопеда, узнают звук, выполняют нужное по условию действие.
Ловят мяч, слушают слог, заменяют согласный, произносят новый слог, кидая мяч учителю-логопеду.
По очереди берут букву, произносят звук, который она обозначает, и определяют в какую корзинку положить данную букву.
Берут карточку, читают слова, заменяют буквы. Записывают, получившиеся слова, читают их по цепочке.
IV. Рефлексия
Этап анализа и обобщения
1. Вывод из игры
2. Рефлексия
-Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.
-Вот мы и добрались до города Шипящих звуков. Назовите жителей этого города. Жужжалочка и Шипелочка прощаются с вами. Они говорят спасибо за помощь и награждают вас шаблонами букв.
-Возьмите шаблон буквы. Раскрасьте его красным цветом, если вы считаете, что хорошо поработали на занятии и все задания выполняли без затруднений, желтым – если не все задания давались легко, зеленым – если все задания вызвали у вас затруднения.
Рассматривают буквы. Называют шипящие звуки.
Оценивают свою работу на занятии. Раскрашивают шаблоны в соответствии с поставленной задачей.
V. Итог занятия
3. Выводы и обобщения -Над какой темой работали сегодня на занятии?
-Для чего необходимо уметь различать эти звуки?
-Назовите отличительные особенности звуков Ш и Ж, букв Ш и Ж.
- Какое задание вам показалось сегодня самым лёгким? Самым сложным? Самым интересным? Анализируют свою работу.
Отвечают на вопросы учителя-логопеда.
VI. Домашнее задание
-Ребята, дома вы нарисуете 5 предметов, которые начинаются либо на звук Ш, либо на звук Ж. Принимают задание
Заключение
Представленное в методической разработке логопедическое занятие по теме «Дифференциация Ж – Ш» было реализовано с подгруппой обучающихся 1 класса. Подобранный материал соответствует возрасту и возможностям детей этого возраста.
В работе представлены основные этапы игровой технологии. Игровая деятельность при проведении логопедических занятий используется в следующих ситуациях: в качестве самостоятельных технологий для изучения темы, понятия; как элемент более обширной технологии; в качестве логопедического занятия в целом или его части. На таких занятиях прослеживаются все этапы игровой технологии:
вводная часть (постановка цели, инструктаж, правила и условия,
этап проведения игры (работа над заданием, тренинг,
этап анализа и обобщения (вывод из игры, анализ, обобщение, выводы, рефлексия).
Реализация игровых приемов и ситуаций при проведении логопедических занятий происходит по следующим направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Использование игровой технологии на логопедических занятиях способствует повышению мотивации к получению знаний, развитию внимания, речи, памяти, воображения, творческих способностей обучающихся, умение применять ЗУН в практической деятельности. Обеспечивает развитие индивидуальных способностей учащихся, способствует формированию личности. Создание учащимися различных заданий как элемента игры. Формирование навыков самостоятельного подбора материала к логопедическим занятиям.
Цель, поставленная перед выполнением работы достигнута, все задачи решены.
Список литературы
1. Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З. Е. Агранович. - М. : Детство-Пресс, 2015.
2. Зуева, Л. Н. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. Альбом 2. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ / Л. Н. Зуева, Н. Ю. Костылева, О. П. Солошенко. - М. : АСТ, Астрель, 2003.
3. Ихсанова, С. В. Игротерапия в логопедии. Психогимнастические превращения / С. В. Ихсанова. - М. : Феникс, 2015.
4. Яворская, О. Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет / О. Н. Яворская. - М. : Каро, 2010.