Получи документы

Логопедическое занятие в 1 классе «Дифференциация звуков [Ж] — [Ш]»

Светлана Николаевна Курегова
Логопедическое занятие в 1 классе «Дифференциация звуков [Ж] — [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Оекская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка

подгруппового логопедического занятия в 1 классе

с применением игровой технологии

Тема:

«Дифференциация Ж – Ш»

Автор работы:

Учитель – логопед

Курегова Светлана Николаевна

МОУ ИРМО «Оекская СОШ»

08.02.2022г

Содержание

Аннотация

Введение

Публикация «Логопедическое занятие в 1 классе „Дифференциация звуков [Ж] — [Ш]“» размещена в разделах

Основная часть (технологическая карта занятия)

Заключение

Список литературы

Аннотация

В последнее время увеличилось количество детей с фонематическим недоразвитием речи. В устной и письменной речи таких ребят часто встречается замена различных звуков и букв. Моя задача, как учителя – логопеда, помочь обучающимся преодолеть эти трудности. Данная методическая разработка направлена на дифференциацию парных согласных звуков Ж и Ш. Учителя – логопеды, учителя начальных классов, педагоги коррекционно-развивающего обучения могут использовать ее в своей практике.

Введение

Логопедическая работа по коррекции нарушения звукопроизношения имеет важное значение в жизни каждого ребенка. Практика показывает, что у многих детей при поступлении в школу обнаруживаются нарушения речи. В связи с этим проблема правильности и чистоты детской речи представляется очень серьезной и требует немедленного решения. Одна из причин нарушения звукопроизношения у ребёнка – недостаточно сформирован фонематический слух. Наиболее распространенные виды нарушений звукопроизношения –это замены звуков, в частности групп шипящих и свистящих, обусловленные различными причинами: замены звуков по артикуляционному сходству и акустическому сходству. Ребёнок заменяет в речи звук, потому что он так его слышит и не замечает, что произносит его неправильно.

В процессе школьного обучения речевые нарушения могут отразиться на успеваемости, а также на письменной речи. Младшие школьники большей частью пишут так, как говорят. Часто орфографическая грамотность страдает из-за неправильного звучания, что говорит о тесной связи между ними. Как уже отмечалось, дети с недостатками речи, болезненно воспринимают их, из-за чего могут замыкаться или стесняться. Все это может повлиять на качество обучения.

Следовательно, воспитание правильной речи у обучающихся является задачей общественной значимости, так как позволяет избежать проблемы при обучении в школе и дальнейшем развитии ребенка по причине нарушений речевых процессов. В современной науке существует много различных средств исправления недостатков речи (упражнения, игры, художественные произведения и т. д.).

В данной методической разработке представлено логопедическое занятие в игровой технологии, с раскрытием ее основных этапов.

Мы знаем, что те мероприятия, в основе которых лежат разнообразные игры, проходят более динамично, живо и весело. Дети легче усваивают знания, умения и навыки, которые являются целью коррекционно-развивающей и образовательно-игровой деятельности с детьми. Игровая деятельность хорошо знакома ребенку, она стимулирует появление мотивов участия в выполнении разнообразных заданий. В игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои знания и умения. В ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше времени и сил.

Целями и задачами данного занятия являются :

1. Закреплять знания детей о согласных звуках.

2. Учить выделять звуки Ж и Ш в словах

3. Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза.

4. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков Ж и Ш, зрительной дифференциации букв Ж и Ш.

5. Обогащение активного словаря обучающихся

Основная часть

МОУ ИРМО «Оёкская средняя общеобразовательная школа»

Учитель-логопед : Курегова Светлана Николаевна

Конспект логопедического занятия с подгруппой обучающихся 1 классов, имеющих нарушения звукопроизношения шипящих

Тема: Дифференциация Ж – Ш

Цель:

1. Закреплять знания детей о согласных звуках.

2. Учить выделять звуки Ж и Ш в словах

3. Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза.

4. Учить слухо–произносительной дифференциации звуков Ж и Ш, зрительной дифференциации букв Ж и Ш.

5. Обогащение активного словаря обучающихся

Образовательная технология: игровая

Оборудование: картинки с изображением животных, карточки со словами (шар, шить, шаль, уши, машет, нашивка, картинки с изображением Жужжалочки и Шипелочки, шаблоны букв, мяч, корзинки, мультимедиа.

Ожидаемые результаты:

Дифференциация Ш и Ж в устной и письменной речи

Значительное сокращение ошибок оптического характера при письме.

Увеличение подвижности артикуляционного аппарата.

Улучшение работы психических функций.

Расширение кругозора обучающихся.

Обогащение словарного запаса.

Этапы игровой технологии Этапы занятия

Деятельность учителя-логопеда Деятельность обучающихся

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой

Итак, друзья, внимание! Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее – начнем скорей урок!

– Проверьте готовность к занятию. Эмоционально настраиваются на работу, проверяют наличие необходимых принадлежностей

II. Сообщение темы занятия

Этап ввода в игру

1. Постановка цели

2. Правила игры, условия, инструктаж.

-Ребята, посмотрите, сегодня к нам на занятие пришли 2 сказочных героя. Давайте с ними познакомимся, это Шипелочка и Жужжалочка. Как вы думаете, почему у них такие странные имена?

-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего занятия. Для чего надо изучать эту тему? Где в жизни вам могут пригодиться полученные, в результате изучения данной темы, знания?

-Шипелочка и Жужжалочка отстали от поезда и просят вас помочь им добраться до города Шипящих звуков.

Готовы ли вы им помочь?

-Но путь будет не простой – на каждой станции вам будут предложены задания, с которыми необходимо справиться, только так мы поможем нашим героям добраться до города Шипящих звуков. Рассматривают.

Высказывают свои предположения.

Определяют тему занятия, его цели и задачи.

Принимают условия игры

III. Основная часть занятия

Этап проведения игры

1. Упражнения

2. Тренинги

3. Выполнение заданий -Итак, в путь! Занимайте места в поезде.

Артикуляционная гимнастика

1 станция «Разминка»

-Посмотрите, кто встречает нас на первой станции. Это наш знакомый Весёлый язычок, он предлагает нам выполнить артикуляционную гимнастику.

Дифференциация звуков Ж - Ш

2 станция «Попутчики»

-Посмотрите, как много разных животных, мы должны их взять с собой. Распределите животных по вагонам. Если в названии животного есть звук Ш, то его место в вагоне с Шипелочкой, если звук Ж, то в вагоне с Жужжалочкой.

3 станция «Поймай звук»

-А на этой станции, очень много насекомых. Одни жужжат, другие шипят. Я буду произносить звуки Ж и Ш, а вы, если услышите звук Ш – хлопните в ладоши, а звук Ж – топните ногой.

4 станция «Скажи наоборот»

-Какой предмет лежит у нас на пути? (мяч) Давайте поиграем. Я буду каждому из вас по очереди кидать мяч и произносить слоги со звуками Ш и Ж, а вы, возвращая мне мяч, произносите этот же слог, заменяя в нем данные звуки. Например: ша – жа, же – ше и т. д

Дифференциация букв Ж - Ш

4 станция «Путаница»

-Мы остановились на сказочной полянке, здесь растут не цветы, а буквы. У меня 2 корзинки. Давайте в одну соберем все буквы Ш, а в другую – Ж.

5 станция «Замени букву»

-На этой станции нам придётся поработать с карточками (у каждого своя). Прочитайте данные слова. Замените в этих словах Ш на Ж запишите получившиеся слова. Прочитайте, что у вас получилось

Шар – жар

шить - …

шаль - …

уши - …

машет - …

нашивка - …

Выполняют артикуляционную гимнастику по тексту «Сказка о весёлом язычке»

Произносят слова названия животных, определяют наличие звука, размещают картинку с изображением животного в нужном вагоне.

Слушают логопеда, узнают звук, выполняют нужное по условию действие.

Ловят мяч, слушают слог, заменяют согласный, произносят новый слог, кидая мяч учителю-логопеду.

По очереди берут букву, произносят звук, который она обозначает, и определяют в какую корзинку положить данную букву.

Берут карточку, читают слова, заменяют буквы. Записывают, получившиеся слова, читают их по цепочке.

IV. Рефлексия

Этап анализа и обобщения

1. Вывод из игры

2. Рефлексия

-Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

-Вот мы и добрались до города Шипящих звуков. Назовите жителей этого города. Жужжалочка и Шипелочка прощаются с вами. Они говорят спасибо за помощь и награждают вас шаблонами букв.

-Возьмите шаблон буквы. Раскрасьте его красным цветом, если вы считаете, что хорошо поработали на занятии и все задания выполняли без затруднений, желтым – если не все задания давались легко, зеленым – если все задания вызвали у вас затруднения.

Рассматривают буквы. Называют шипящие звуки.

Оценивают свою работу на занятии. Раскрашивают шаблоны в соответствии с поставленной задачей.

V. Итог занятия

3. Выводы и обобщения -Над какой темой работали сегодня на занятии?

-Для чего необходимо уметь различать эти звуки?

-Назовите отличительные особенности звуков Ш и Ж, букв Ш и Ж.

- Какое задание вам показалось сегодня самым лёгким? Самым сложным? Самым интересным? Анализируют свою работу.

Отвечают на вопросы учителя-логопеда.

VI. Домашнее задание

-Ребята, дома вы нарисуете 5 предметов, которые начинаются либо на звук Ш, либо на звук Ж. Принимают задание

Заключение

Представленное в методической разработке логопедическое занятие по теме «Дифференциация Ж – Ш» было реализовано с подгруппой обучающихся 1 класса. Подобранный материал соответствует возрасту и возможностям детей этого возраста.

В работе представлены основные этапы игровой технологии. Игровая деятельность при проведении логопедических занятий используется в следующих ситуациях: в качестве самостоятельных технологий для изучения темы, понятия; как элемент более обширной технологии; в качестве логопедического занятия в целом или его части. На таких занятиях прослеживаются все этапы игровой технологии:

вводная часть (постановка цели, инструктаж, правила и условия,

этап проведения игры (работа над заданием, тренинг,

этап анализа и обобщения (вывод из игры, анализ, обобщение, выводы, рефлексия).

Реализация игровых приемов и ситуаций при проведении логопедических занятий происходит по следующим направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Использование игровой технологии на логопедических занятиях способствует повышению мотивации к получению знаний, развитию внимания, речи, памяти, воображения, творческих способностей обучающихся, умение применять ЗУН в практической деятельности. Обеспечивает развитие индивидуальных способностей учащихся, способствует формированию личности. Создание учащимися различных заданий как элемента игры. Формирование навыков самостоятельного подбора материала к логопедическим занятиям.

Цель, поставленная перед выполнением работы достигнута, все задачи решены.

Список литературы

1. Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З. Е. Агранович. - М. : Детство-Пресс, 2015.

2. Зуева, Л. Н. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. Альбом 2. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ / Л. Н. Зуева, Н. Ю. Костылева, О. П. Солошенко. - М. : АСТ, Астрель, 2003.

3. Ихсанова, С. В. Игротерапия в логопедии. Психогимнастические превращения / С. В. Ихсанова. - М. : Феникс, 2015.

4. Яворская, О. Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет / О. Н. Яворская. - М. : Каро, 2010.

Публикации по теме:

Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]»Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Оборудование: куклы или картинки (мальчик, девочка, игрушка -кошка, картинки со звуками «К-Г», коробочка, цветок с четырьмя лепестками.

Дидактическая игра «Что в корзинке» (Дифференциация звуков с и Ш)Дидактическая игра «Что в корзинке» (Дифференциация звуков с и Ш) Дифференциация звуков - важный процесс. У детей с ОНР и ФФНР звуки закрепляются длительное время, поэтому логопеду необходимо использовать.

Фотоотчет «Логопедическое занятие в компьютерном классе»Фотоотчет «Логопедическое занятие в компьютерном классе» Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе, и в сфере дошкольного образования. Мы систематически.

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звуков [Р] и [Р’] в подготовительной группе «Грибы нашего леса»Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звуков [Р] и [Р’] в подготовительной группе «Грибы нашего леса» Тема: «Грибы нашего леса» Цели: 1. Коррекционно – обучающие: - активизация и актуализация словаря; - развитие лексико-грамматического строя;.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Логопедическое занятие для средней группы по теме: «Дифференциация звуков К-Г». Цель: Научить детей различать на слух согласные звуки.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Логопедическое занятие в 3 классе по теме «Ударение» Тема: «Ударение» Цель:учить детей в произнесении и определении ударного гласного звука в слове Задачи: Образовательные: - показать детям.

Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [п], [б]»Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [п], [б]» (старшая группа) Цель: Дифференциация звуков [п], [б]. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные. Формировать умение дифференцировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое занятие в 1 классе «Дифференциация звуков [Ж] — [Ш]»
Опубликовано: 20 декабря 2022 в 17:27
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическое занятие в 1 классе «Дифференциация звуков [Ж] — [Ш]»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Николаевна Курегова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД