Получи документы

Логопедическое занятие в 1 классе «Дифференциация звуков [Ж] — [Ш]»

Светлана Николаевна Курегова
Логопедическое занятие в 1 классе «Дифференциация звуков [Ж] — [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Оекская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка

подгруппового логопедического занятия в 1 классе

с применением игровой технологии

Тема:

«Дифференциация Ж – Ш»

Автор работы:

Учитель – логопед

Курегова Светлана Николаевна

МОУ ИРМО «Оекская СОШ»

08.02.2022г

Содержание

Аннотация

Введение

Темочки:

Основная часть (технологическая карта занятия)

Заключение

Список литературы

Аннотация

В последнее время увеличилось количество детей с фонематическим недоразвитием речи. В устной и письменной речи таких ребят часто встречается замена различных звуков и букв. Моя задача, как учителя – логопеда, помочь обучающимся преодолеть эти трудности. Данная методическая разработка направлена на дифференциацию парных согласных звуков Ж и Ш. Учителя – логопеды, учителя начальных классов, педагоги коррекционно-развивающего обучения могут использовать ее в своей практике.

Введение

Логопедическая работа по коррекции нарушения звукопроизношения имеет важное значение в жизни каждого ребенка. Практика показывает, что у многих детей при поступлении в школу обнаруживаются нарушения речи. В связи с этим проблема правильности и чистоты детской речи представляется очень серьезной и требует немедленного решения. Одна из причин нарушения звукопроизношения у ребёнка – недостаточно сформирован фонематический слух. Наиболее распространенные виды нарушений звукопроизношения –это замены звуков, в частности групп шипящих и свистящих, обусловленные различными причинами: замены звуков по артикуляционному сходству и акустическому сходству. Ребёнок заменяет в речи звук, потому что он так его слышит и не замечает, что произносит его неправильно.

В процессе школьного обучения речевые нарушения могут отразиться на успеваемости, а также на письменной речи. Младшие школьники большей частью пишут так, как говорят. Часто орфографическая грамотность страдает из-за неправильного звучания, что говорит о тесной связи между ними. Как уже отмечалось, дети с недостатками речи, болезненно воспринимают их, из-за чего могут замыкаться или стесняться. Все это может повлиять на качество обучения.

Следовательно, воспитание правильной речи у обучающихся является задачей общественной значимости, так как позволяет избежать проблемы при обучении в школе и дальнейшем развитии ребенка по причине нарушений речевых процессов. В современной науке существует много различных средств исправления недостатков речи (упражнения, игры, художественные произведения и т. д.).

В данной методической разработке представлено логопедическое занятие в игровой технологии, с раскрытием ее основных этапов.

Мы знаем, что те мероприятия, в основе которых лежат разнообразные игры, проходят более динамично, живо и весело. Дети легче усваивают знания, умения и навыки, которые являются целью коррекционно-развивающей и образовательно-игровой деятельности с детьми. Игровая деятельность хорошо знакома ребенку, она стимулирует появление мотивов участия в выполнении разнообразных заданий. В игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои знания и умения. В ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше времени и сил.

Целями и задачами данного занятия являются :

1. Закреплять знания детей о согласных звуках.

2. Учить выделять звуки Ж и Ш в словах

3. Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза.

4. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков Ж и Ш, зрительной дифференциации букв Ж и Ш.

5. Обогащение активного словаря обучающихся

Основная часть

МОУ ИРМО «Оёкская средняя общеобразовательная школа»

Учитель-логопед : Курегова Светлана Николаевна

Конспект логопедического занятия с подгруппой обучающихся 1 классов, имеющих нарушения звукопроизношения шипящих

Тема: Дифференциация Ж – Ш

Цель:

1. Закреплять знания детей о согласных звуках.

2. Учить выделять звуки Ж и Ш в словах

3. Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза.

4. Учить слухо–произносительной дифференциации звуков Ж и Ш, зрительной дифференциации букв Ж и Ш.

5. Обогащение активного словаря обучающихся

Образовательная технология: игровая

Оборудование: картинки с изображением животных, карточки со словами (шар, шить, шаль, уши, машет, нашивка, картинки с изображением Жужжалочки и Шипелочки, шаблоны букв, мяч, корзинки, мультимедиа.

Ожидаемые результаты:

Дифференциация Ш и Ж в устной и письменной речи

Значительное сокращение ошибок оптического характера при письме.

Увеличение подвижности артикуляционного аппарата.

Улучшение работы психических функций.

Расширение кругозора обучающихся.

Обогащение словарного запаса.

Этапы игровой технологии Этапы занятия

Деятельность учителя-логопеда Деятельность обучающихся

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой

Итак, друзья, внимание! Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее – начнем скорей урок!

– Проверьте готовность к занятию. Эмоционально настраиваются на работу, проверяют наличие необходимых принадлежностей

II. Сообщение темы занятия

Этап ввода в игру

1. Постановка цели

2. Правила игры, условия, инструктаж.

-Ребята, посмотрите, сегодня к нам на занятие пришли 2 сказочных героя. Давайте с ними познакомимся, это Шипелочка и Жужжалочка. Как вы думаете, почему у них такие странные имена?

-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего занятия. Для чего надо изучать эту тему? Где в жизни вам могут пригодиться полученные, в результате изучения данной темы, знания?

-Шипелочка и Жужжалочка отстали от поезда и просят вас помочь им добраться до города Шипящих звуков.

Готовы ли вы им помочь?

-Но путь будет не простой – на каждой станции вам будут предложены задания, с которыми необходимо справиться, только так мы поможем нашим героям добраться до города Шипящих звуков. Рассматривают.

Высказывают свои предположения.

Определяют тему занятия, его цели и задачи.

Принимают условия игры

III. Основная часть занятия

Этап проведения игры

1. Упражнения

2. Тренинги

3. Выполнение заданий -Итак, в путь! Занимайте места в поезде.

Артикуляционная гимнастика

1 станция «Разминка»

-Посмотрите, кто встречает нас на первой станции. Это наш знакомый Весёлый язычок, он предлагает нам выполнить артикуляционную гимнастику.

Дифференциация звуков Ж - Ш

2 станция «Попутчики»

-Посмотрите, как много разных животных, мы должны их взять с собой. Распределите животных по вагонам. Если в названии животного есть звук Ш, то его место в вагоне с Шипелочкой, если звук Ж, то в вагоне с Жужжалочкой.

3 станция «Поймай звук»

-А на этой станции, очень много насекомых. Одни жужжат, другие шипят. Я буду произносить звуки Ж и Ш, а вы, если услышите звук Ш – хлопните в ладоши, а звук Ж – топните ногой.

4 станция «Скажи наоборот»

-Какой предмет лежит у нас на пути? (мяч) Давайте поиграем. Я буду каждому из вас по очереди кидать мяч и произносить слоги со звуками Ш и Ж, а вы, возвращая мне мяч, произносите этот же слог, заменяя в нем данные звуки. Например: ша – жа, же – ше и т. д

Дифференциация букв Ж - Ш

4 станция «Путаница»

-Мы остановились на сказочной полянке, здесь растут не цветы, а буквы. У меня 2 корзинки. Давайте в одну соберем все буквы Ш, а в другую – Ж.

5 станция «Замени букву»

-На этой станции нам придётся поработать с карточками (у каждого своя). Прочитайте данные слова. Замените в этих словах Ш на Ж запишите получившиеся слова. Прочитайте, что у вас получилось

Шар – жар

шить - …

шаль - …

уши - …

машет - …

нашивка - …

Выполняют артикуляционную гимнастику по тексту «Сказка о весёлом язычке»

Произносят слова названия животных, определяют наличие звука, размещают картинку с изображением животного в нужном вагоне.

Слушают логопеда, узнают звук, выполняют нужное по условию действие.

Ловят мяч, слушают слог, заменяют согласный, произносят новый слог, кидая мяч учителю-логопеду.

По очереди берут букву, произносят звук, который она обозначает, и определяют в какую корзинку положить данную букву.

Берут карточку, читают слова, заменяют буквы. Записывают, получившиеся слова, читают их по цепочке.

IV. Рефлексия

Этап анализа и обобщения

1. Вывод из игры

2. Рефлексия

-Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

-Вот мы и добрались до города Шипящих звуков. Назовите жителей этого города. Жужжалочка и Шипелочка прощаются с вами. Они говорят спасибо за помощь и награждают вас шаблонами букв.

-Возьмите шаблон буквы. Раскрасьте его красным цветом, если вы считаете, что хорошо поработали на занятии и все задания выполняли без затруднений, желтым – если не все задания давались легко, зеленым – если все задания вызвали у вас затруднения.

Рассматривают буквы. Называют шипящие звуки.

Оценивают свою работу на занятии. Раскрашивают шаблоны в соответствии с поставленной задачей.

V. Итог занятия

3. Выводы и обобщения -Над какой темой работали сегодня на занятии?

-Для чего необходимо уметь различать эти звуки?

-Назовите отличительные особенности звуков Ш и Ж, букв Ш и Ж.

- Какое задание вам показалось сегодня самым лёгким? Самым сложным? Самым интересным? Анализируют свою работу.

Отвечают на вопросы учителя-логопеда.

VI. Домашнее задание

-Ребята, дома вы нарисуете 5 предметов, которые начинаются либо на звук Ш, либо на звук Ж. Принимают задание

Заключение

Представленное в методической разработке логопедическое занятие по теме «Дифференциация Ж – Ш» было реализовано с подгруппой обучающихся 1 класса. Подобранный материал соответствует возрасту и возможностям детей этого возраста.

В работе представлены основные этапы игровой технологии. Игровая деятельность при проведении логопедических занятий используется в следующих ситуациях: в качестве самостоятельных технологий для изучения темы, понятия; как элемент более обширной технологии; в качестве логопедического занятия в целом или его части. На таких занятиях прослеживаются все этапы игровой технологии:

вводная часть (постановка цели, инструктаж, правила и условия,

этап проведения игры (работа над заданием, тренинг,

этап анализа и обобщения (вывод из игры, анализ, обобщение, выводы, рефлексия).

Реализация игровых приемов и ситуаций при проведении логопедических занятий происходит по следующим направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Использование игровой технологии на логопедических занятиях способствует повышению мотивации к получению знаний, развитию внимания, речи, памяти, воображения, творческих способностей обучающихся, умение применять ЗУН в практической деятельности. Обеспечивает развитие индивидуальных способностей учащихся, способствует формированию личности. Создание учащимися различных заданий как элемента игры. Формирование навыков самостоятельного подбора материала к логопедическим занятиям.

Цель, поставленная перед выполнением работы достигнута, все задачи решены.

Список литературы

1. Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З. Е. Агранович. - М. : Детство-Пресс, 2015.

2. Зуева, Л. Н. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. Альбом 2. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ / Л. Н. Зуева, Н. Ю. Костылева, О. П. Солошенко. - М. : АСТ, Астрель, 2003.

3. Ихсанова, С. В. Игротерапия в логопедии. Психогимнастические превращения / С. В. Ихсанова. - М. : Феникс, 2015.

4. Яворская, О. Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет / О. Н. Яворская. - М. : Каро, 2010.

Публикации по теме:

Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]»Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Оборудование: куклы или картинки (мальчик, девочка, игрушка -кошка, картинки со звуками «К-Г», коробочка, цветок с четырьмя лепестками.

Дидактическая игра «Что в корзинке» (Дифференциация звуков с и Ш)Дидактическая игра «Что в корзинке» (Дифференциация звуков с и Ш) Дифференциация звуков - важный процесс. У детей с ОНР и ФФНР звуки закрепляются длительное время, поэтому логопеду необходимо использовать.

Фотоотчет «Логопедическое занятие в компьютерном классе»Фотоотчет «Логопедическое занятие в компьютерном классе» Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе, и в сфере дошкольного образования. Мы систематически.

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звуков [Р] и [Р’] в подготовительной группе «Грибы нашего леса»Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звуков [Р] и [Р’] в подготовительной группе «Грибы нашего леса» Тема: «Грибы нашего леса» Цели: 1. Коррекционно – обучающие: - активизация и актуализация словаря; - развитие лексико-грамматического строя;.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Логопедическое занятие для средней группы по теме: «Дифференциация звуков К-Г». Цель: Научить детей различать на слух согласные звуки.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Логопедическое занятие в 3 классе по теме «Ударение» Тема: «Ударение» Цель:учить детей в произнесении и определении ударного гласного звука в слове Задачи: Образовательные: - показать детям.

Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [п], [б]»Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [п], [б]» (старшая группа) Цель: Дифференциация звуков [п], [б]. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные. Формировать умение дифференцировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое занятие в 1 классе «Дифференциация звуков [Ж] — [Ш]»
Опубликовано: 20 декабря 2022 в 17:27
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическое занятие в 1 классе «Дифференциация звуков [Ж] — [Ш]»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Николаевна Курегова (УИ 3107015) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД