Елена Гринина
Логопедическое воздействие метода изоритмики на дошкольников с нарушением речи
▼ Скачать
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕТОДА ИЗОРИТМИКИ НА ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Аннотация. У дошкольников с проблемами в звукопроизношении наблюдается нарушения в моторной сфере, которые успешно корректируются методом изоритмики. Специально подобранные стихотворения проговариваются ребенком одновременно с рисованием сюжета, помогающим упорядочить усвояемые знания и умения, создавая целостную картину мира.
Публикация «Логопедическое воздействие метода изоритмики на дошкольников с нарушением речи» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Ключевые слова: тяжелые нарушения речи (далее ТНР, арт-терапия, изоритмика, изоритмические упражнения, рисование манной крупой.
В последние годы увеличилось количество детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи. Собирательный термин «нарушения речи» обозначает отклонение от речевой нормы у детей. По мнению специалистов, такие отклонения обусловлены нарушением в психофизиологическом механизме речи. У дошкольников с проблемами в звукопроизношении наблюдается также нарушения в моторной сфере : не способны быстро выполнять двигательные задания в определенной последовательности, наблюдается неточная координация пальцев, кисти руки. Таким образом, у дошкольников, посещающих логопедические группы наблюдаются тесно взаимосвязанные две проблемы – это речевые нарушения и значительное отставание в развитии двигательных навыков. Это обусловлено дисфункцией отделов головного мозга, отвечающих за дифференциацию кинетических ощущений. Следовательно, совершенствование ручной моторики способствует активизации речевых зон головного мозга и, как следствие, речевое развитие дошкольника.
Однако, по наблюдениям психологов, при выборе методических методов и приемов коррекционно-воспитательной деятельности в данных группах, отмечалось положительное влияние тех занятий, которые затрагивали эмоциональную сферу ребенка с ТНР. Интересные и увлекательные упражнения и задания способствуют быстрому восприятию и запоминанию образовательного материала.
Арт-терапия – это комплекс методов коррекции и оздоровления дошкольников с ТНР, один из методов которой является изоритмика.
Изоритмика – это игровые упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук, сопровождающиеся проговариванием стихотворений в процессе рисования. Рисование связывает речь и детское мышление в единый процесс. Зрительное восприятие обгоняет скорость накопления слов у ребенка, поэтому изоритмика упорядочивает усвояемые знания и умения, создавая целостную картину мира.
В зависимости от возраста детей и их индивидуальных возможностей выбирается педагогом речевой материал и количество строк в стихотворении. Ребенку трудно сразу запомнить четверостишье, простое на первый взгляд, поэтому оно эмоционально повторяется несколько раз. Чтобы не утомлять ребенка и не снижать эмоциональный настрой на упражнение, длительность проведения его небольшая. Лучше вернуться к его повторению в другое время. Для рисования используются разные материалы: карандаши, фломастеры, маркерная доска, палочки на песке, пальчики на манной крупе и другие. Разное и время их проведения: индивидуально в утренние часы, на прогулке, вечером.
Выбираются самые простые предметы для рисования, например, «Елочка» :
Сверху вниз ведем отрезок,
Ставим, ставим точечки.
И от точек влево, вправо
Мы проводим черточки.
Изоритмическое упражнение можно превратить в сказку, рассказ, событие, сюжет: елочка на Новогодний праздник, облако на небе перед дождиком, домик для кошечки и т. д. Вскоре дошкольники сами начинают сочинять короткие стихотворения, развивая не только свою речь, но и литературное творчество.
С помощью пальцев рук для рисования по сухому песку, различных палочек для рисования по мокрому песку дети учатся рисовать различные предметы, при этом сопровождают каждое движение словом. А если рисунок не получился, ребенок может удалить его одним движением руки.
Нетрадиционное рисование манной крупой особенно нравится детям, потому что крупа приятна на ощупь и благотворно влияет на развитие тактильных ощущений, успокаивает и завораживает ребенка.