наталья низович
«Поезд». Конспект занятия по рисованию в технике «гравюра на пенопласте» в старшей группе для детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – гравюра на пенопласте.
Программные задачи:
- Создать условия для формирования знаний и представлений детей о таком виде транспорта, как поезд, его составляющие, особенности железнодорожного транспорта;
- создать условия для развития художественно-творческих способностей с использованием нетрадиционных методик рисования;
- способствовать переходу от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств по лексической теме «Грузовой и пассажирский транспорт»: «поезд», «вагон», «локомотив», «паровоз», «окна», «колёса»;
- развивать слуховое внимание, мышление, связную речь, воображение.
Планируемые результаты:
Ребёнок создаёт оттиск (отпечаток) – вагон. Проявляет умение поддерживать беседу, отвечает на вопросы, высказывает свою точку зрения. Может по мнемотаблице рассказать о поезде.
Предшествующая работа:
Работа по лексической теме «Грузовой и пассажирский транспорт», знакомство с разными видами транспорта, рассматривание иллюстраций, наблюдение на прогулке. Разучивание физминутки «Путешествие начинается», пальчиковой гимнастики «Ехал поезд через мост».
Приёмы работы:
Получение посылки, беседа, описание поезда по мнемотаблице, подвижная игра, су-джок пальчиковая гимнастика, знакомство с новым изобразительным материалом, показ образца, объяснение способа выполнения работы, индивидуальный показ, вопросы, указания, помощь, напоминание, совет, рассматривание работ.
Материал:
Посылка, сказочные персонажи, письмо.
Демонстрационный материал: картинки поезда, мнемотаблица, зимний фон, вариантные образцы.
Раздаточный материал: палитры, гуашь, валики, подложка из полистирола, фломастер, шариковая ручка, бумага, колпачки от фломастеров, фольга, салфетки,
Ход деятельности
В. : Ребята, давайте встанем в круг, посмотрите, к нам сегодня пришли гости.
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
(в центре группы стоит посылка)
В: Ребята, гости пришли, а у нас не убрано, игрушки мы не все убрали по местам, посмотрите, что это на полу.
(дети рассматривают посылку)
В. : Что это, как вы думаете?
Как она тут оказалась?
Ответы детей.
Посмотрите, здесь написано: От сказочных героев ребятам группы Незнайка.
Давайте откроем посылку, посмотрим, что же нам прислали.
(открываем посылку, там сказочные герои, обсуждение, из каких сказок герои).
В. : Здесь какое-то письмо лежит.
Дорогие наши друзья!
Мы, сказочные герои, оказались в беде! Наш волшебный локомотив готов к путешествию, но у него нет вагончиков! Мы потерялись между страницами книг. Если мы не вернемся домой в книги, вы не сможете прочитать ваши любимые сказки!
Представьте, что произойдёт, если мы не доберёмся до дома: Красная шапочка не отнесёт пирожки бабушке, Три поросёнка не построят домик.
У вас есть возможность изменить это!
Мы знаем, что у вас есть настоящая волшебная сила – ваша фантазия.
Каждый из вас может стать настоящим художником и нарисовать волшебные вагончики! Когда все вагончики будут нарисованы, наш локомотив снова сможет отправиться в путь и вернуться в сказки.
Давайте вместе спасём наши сказки!
С нетерпением ждём ваших удивительных вагончиков!
Сказочные герои.
В. : Ну что, ребята, поможем сказочным героям?
Ответы детей.
В. : Что же это за такой интересный вид транспорта – поезд? Давайте попробуем рассказать про поезд с помощью таблицы.
О каком транспорте мы говорим? (ответы детей)
Как передвигается поезд? (ответы детей)
Значит это какой вид транспорта? (ответы детей)
Из каких частей состоит поезд? (ответы детей)
Для чего нужен поезд? (ответы детей)
Кто управляет поездом? Как называется эта профессия? (ответы детей)
В. : Молодцы, ребята, вы хорошо справились, предлагаю отправиться в путешествие.
Физминутка «Путешествие начинается»
Очень быстро мы бежали (бег на месте)
К поезду не опоздали (руки на поясе, поворот головой)
Всем билеты показали (вытягивать поочерёдно руки)
Грузить вещи помогали (потянуться на носках, руки вверх)
Заняли места в купе (сесть на стулья)
А вокзал уж вдалеке (повернуться назад, помахать рукой).
В. : Приступим к рисованию, но сначала поиграем с нашими шариками и колечками. (пальчиковая гимнастика с шариками су-джок)
Ехал поезд через мост,
Вёз вагонов целый хвост. (катаем шарик вверх и вниз)
По путям и шпалам,
А не где попало. (на первую строчку сжимаем шарик левой рукой, на вторую –правой)
Вот вагон с моим дружком,
Вот вагон с большим мешком,
Вот вагон с картошкой
И сердитой кошкой.
Вот вагон для комаров,
Вот вагон с вязанкой дров,
Вот вагон с Петрушкой,
Забавной игрушкой,
Вот вагон с тележкой,
Залезай, не мешкай. (на каждую строчку надеваем колечко на пальцы рук поочерёдно)
В. : Ребята, а как же мы будем рисовать, здесь нет ни листов, ни кисточек. (предложения детей).
Герои у нас сказочные и инструменты необычные. (рассматривание инструментов, обсуждение из какого материала предметы, сенсорное обследование).
Валик (мягкий, жёлтый)
Фольга (металлическая бумага, её можно рвать, мять, скатывать, рисовать на ней. Её используют в приготовлении еды, а ещё поделок).
Подложка для овощей. Этот материал называется полистирол. Из него делают игрушки, используют для упаковки.
Давайте попробуем использовать эти необычные инструменты для рисования.
(рассматривание игрушки)
В. : Ребята, из каких частей состоит поезд? (ответы детей)
Локомотив, вагоны, у вагонов есть окна, колёса.
Какой формы вагоны? (ответы детей). Прямоугольной.
Какой формы колёса? (ответы детей). Круглой формы.
На какую фигуру похожи окна? (ответы детей). На прямоугольник. Значит они какие? (ответы детей). Прямоугольные.
У прямоугольника две стороны длинные и две короткие.
Берём подложку, отступив слева немного, проводим длинную линию чуть выше середины подложки. С левого края вниз проводим короткую линию и с правого края вниз проводим короткую линию, соединяем концы длинной линией. Где расположены колёса? (ответы детей). Внизу, под вагончиком, слева и справа рисуем два круга. Нарисуем окошко, где мы его расположим? (ответы детей). В центре. Теперь берём ручку и обводим все линии, надавливая, вдавливая, чтобы получились канавки. Теперь можно придумать узор. После этого берем валик и раскрашиваем его цветом, а потом очень хорошо закрашиваем валиком вагончик. Пришло время сделать оттиск (отпечаток). Прикладываем бумагу и проглаживаем пальчиками, так, чтобы рисунок проявился. Аккуратно поднимаем бумагу и наш вагончик отпечатался.
Вопросы детям. Что мы сначала будем делать? (ответы детей, выполнение рисунка).
Рефлексия.
В. : Пока ваши вагончики сохнут, давайте вспомним, что мы делали сегодня?
Что нового узнали?
Что больше всего понравилось?
Что-то было трудно?
Давайте прикрепим вагончики к локомотиву и отправим сказочных героев обратно в сказки.
Ребята, посмотрите, у нас на доске паровозик. А у меня вот такие вагончики, желтые и зелёные. Если у вас были трудности на занятии или было грустно, прикрепите к локомотиву зелёный вагончик, если у вас радостное настроение, всё понравилось, было интересно, то прикрепите жёлтый вагончик.
Попросим и гостей присоединиться.
Ребята, а в посылке что-то осталось. Да ведь это подарок от наших сказочных героев! (артикуляционная гимнастика «поезд»).