Бессонова Елена
Применение игровых моментов в процессе обучения детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Применение игровых моментов в процессе обучения детей младшего школьного возраста
Бессонова Е. Н.,
учитель музыки
МБОУ СОШ № 6
г. Буденновска
Игра признана одним из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей, средством, снимающим неприятные для учащегося переживания. Игры вырабатывают у детей привычку сосредотачивать внимание, мыслить творчески, самостоятельно, развивают внимание, желание получать новые знания. Увлёкаясь игрой, дети не замечают, что осуществляется обучение: они запоминают новое, ориентируются в нестандартных ситуациях, пополняют запас представлений и понятий.
Игра имеет важное значение для жизни детей младшего школьного возраста. В. А. Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» [4].
Щедровицкий Г. П. указывает на 5 составляющих понятия «игра»:
1. специфическое отношение ребёнка к окружающему миру;
2. особая деятельность ребёнка, изменяющаяся и развёртывающаяся как его субъективная деятельность;
3. вид деятельности, заданный социумом и усвоенный ребёнком;
4. деятельность, влияющая на усвоение самого разнообразного материала и развитие психики ребёнка;
5. социально-педагогическая форма организации всей детской жизни.
Природа выстроила детские игры таким образом, чтобы протекала всесторонняя подготовка детей к жизни. В связи с этим, они имеют генетическую взаимосвязь со всевозможными видами деятельности человека и предстают как детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и появились следующие названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра - труд, игра - общение, музыкальные игры, художественные, игры - драматизации, подвижные, спортивные. Щедровицкий Г. П. подразделяет игры на творческие (театральные, сюжетно-ролевые, строительные) и игры с правилами (дидактические, музыкальные, игры-забавы, подвижные).
В младшем школьном возрасте выделяют три основных класса игр:
1 класс - это игры, формирующиеся по инициативе ребенка - самодеятельные игры.
2 класс - это игры, формирующиеся по инициативе взрослого человека, вносящего их с образовательной и воспитательной целью.
3 класс - это игры, следующие от исторически образовавшихся ценностей общества - народные игры, проявляющиеся как по инициативе взрослого, так и более старших детей [1, с. 8-9].
Мы придерживаемся классификации, разработанной С. Л. Новоселовой:
I) Игры, инициируемые детьми (самостоятельные игры):
1. игра - экспериментирование;
2. сюжетные игры (сюжетно - отобразительные, сюжетно - ролевые, театрализованные, режиссерские).
II) Игры, инициируемые взрослыми с образовательными и воспитательными целями:
1. игры обучающие (дидактические, сюжетно – дидактические)
2. подвижные;
3. досуговые игры (интеллектуальные, игры - развлечения, игры - забавы, театрально - постановочные, празднично – карнавальные).
III) Народные игры с опорой на исторически сложившиеся традиции этноса, могут возникать по инициативе взрослого или детей (данные игры лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым) [5].
При помощи определения понятия игры педагогами и психологами многообразных научных школ, можно подчеркнуть несколько общих тезисов:
игра предстает своеобразным видом воспитывающей функции детей различных возрастов;
игра представляет собой открытую форму деятельности учеников, в которой осмысливается, постигается окружающей мир, разворачивается широкое пространство для собственного творчества, активности самопознания, самовыражения;
игра есть фундамент деятельности ребенка - дошкольника, исконная школа его поступков, показательная и паритетная деятельность детей разного возраста, изменяющие свои цели соответственно взрослению учащихся;
игра - это практика развития, дети играют, оттого что развиваются, и развиваются оттого, что играют;
игра представляет собой простоту самораскрытия, самосовершенствования с основой подсознания, интеллекта и творчества;
игра - это первостепенная среда взаимодействия детей, поскольку она решает трудности межличностных отношений и в ней наживается практика взаимоотношений людей.
Занятная игра увеличивает мыслительную активность детей, они могут справляться с более сложными задачами, чем на занятии. Однако, это не значит, что занятия следует проводить только в форме игры. Ведь игра - это всего лишь один из методов, который дает неплохие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и другими.
Играя, ученики научаются использовать свои знания и умения на практике, прибегать к их использованию в разных условиях. Игра - есть самостоятельная деятельность, в которой ученики вступают в контакт со сверстниками. Их связывает общая цель, совместные старания к ее достижению, общее волнение. Игровые переживания запечатлевают яркие эмоции в сознании ребенка и содействуют формированию добрых чувств, бескорыстных стремлений, навыков коллективной жизни.
Игра занимает главное место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенок нуждается в активной деятельности, которая помогает улучшить его жизненный тонус, удовлетворяет его интересы, общественные потребности.
Игра имеет и общеобразовательное значение, она взаимосвязана с обучением на занятиях, с наблюдениями обыденной жизни.
Дети учатся решать самостоятельно игровые задачи, открывать более точный способ осуществления задуманного, использовать свои знания, выражать их словами.
Зачастую игра служит причиной сообщения новых знаний для развития кругозора. Сформированием интереса к действиям взрослых, к социальной жизни, к героическим поступкам людей у школьников пробиваются первые грёзы о будущей профессии, устремлении равняться под любимых героев. Все это способствует тому, что игра становится одним из важнейших средств формирования направленности ребенка.
Игра есть своеобразная осознанная деятельность, объединяющая в себе все основные типы человеческой деятельности (преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную и коммуникативную) и сосредоточена на ориентировку и познание предметной и социальной действительности [1, 8].
В настоящее время различают два основополагающих типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами – это большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, кроме того, к этому типу игр относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры - забавы, аттракционы; и игры со скрытыми правилами - это сюжетно–ролевые игры. Правила в них существуют неявно. Они - в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор не ставит градусник самому себе, пассажир никогда не летает в кабине летчика.
Рассмотрим в самых общих чертах характерные особенности типов игр по классификации О. С. Газмана [2, 6-12], которые используются в системе образования:
1. Подвижные игры - наиважнейшее средство физического развития детей в дошкольном и кроме того в школьном возрасте. Такие игры часто заставляют игроков проявлять активные двигательные действия, которые направлены на достижение поставленной цели, оговоренной в правилах.
Соревновательный, творческий, коллективный характер подвижных игр, по мнению многих специалистов, является основной их особенностью. В таких играх проявляется умение выступать за команду в непрерывно изменяющихся условиях.
Не маловажное значение имеют подвижные игры и в нравственном воспитании. Они формируют у детей чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за поступки друг друга.
2. Сюжетно - ролевые игры (или сюжетные) занимают особенное место в развитии нравственного воспитания ребенка. Они имеют предпочтительно коллективный характер, или передают существо отношений в социуме. Сюжетно – ролевые игры подразделяются на ролевые, игры - драматизации, режиссерские. Сюжет могут иметь театрализованные детские праздники, карнавалы, строительно - конструкторские игры и игры с элементами труда.
В этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты или разыгрываются фантастические ситуации, не имеющие пока аналога в жизни. Основные компоненты ролевой игры - тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль.
В настоящее время появились, и все более активно используются в обучении компьютерные дидактические игры.
3. Компьютерные игры обладают преимуществом перед иными видами игр: они на наглядном примере демонстрируют ролевые приемы решения игровых задач, (в динамике предоставляются итоги совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные реакции при достижении успеха и поражения, что в жизни не просто уловить). В качестве образца таких игр могут быть представлены народные сказки и произведения фольклора. В них ученики усваивают практику нравственного поведения в самых различных условиях жизни. Подобные игры способствуют избавлению от штампов и стандартов при оценивании поведения разных персонажей в различных ситуациях. Дети практически приобретают средства коммуникации, способы общения и выражения эмоций.
Следует учитывать, что все компьютерные программы для детей должны быть положительно направлены на нравственное воспитание, включать в себя элементы новизны, и ни в коем случае не должны быть враждебными и жестокими.
Дидактические игры отличаются по обучающему существу, познавательной деятельности учеников, игровым действиям и правилам, подготовки и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Все вышеперечисленные признаки свойственны всем играм, но в одних выразительней проявляются одни, а в других - иные.
В разнообразных сборниках перечисляется около 500 дидактических игр, но четкой классификации игр по видам не предоставляет ни один источник. Чаще всего игры сравниваются с содержанием обучения и воспитания.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Занимаясь с ними, дети научаются сравнивать, устанавливать сходства и различия предметов. При работе с играми, с природным материалом дети закрепляют знания об окружающей природной среде, кроме того, у них развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).
Настольно - печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино. При их использовании разрешаются различные развивающие задачи. Так, например, игра, основанная на подборе картинок по парам. Ученики объединяют картинки не только по внешним явным признакам, но и по смыслу.
Словесные игры основаны на словах и действиях игроков. В этих играх на основе имеющихся представлений о предметах дети учатся расширять знания о них, ведь в этих играх обязательно использование приобретенных знаний о новых обстоятельствах. Игроки самостоятельно находят решения различных мыслительных задач: они дают характеристику предметам, выделяя существенные их признаки, угадывают предмет по описанию, находят признаки, сходства и различия, объединяют предметы по разнообразным свойствам, признакам, находят алогизмы и суждения и другие. Словесные игры в педагогическом процессе, для удобства, часто объединяют в четыре основные группы:
1. игры, с помощью которых формируют умения выделять существенные признаки предметов, явлений;
2. игры, используемые для развития умения сравнивать, сопоставлять, давать правильные умозаключения;
3. игры, с помощью которых формируется умение обобщать и группировать предметы по разнообразным признакам;
4. игры, с помощью которых развивается внимание, сообразительность и быстрота мышления [1, 9-10].
Данная классификация игр уточняет их сосредоточенность на обучение, познавательную деятельность учеников, однако не определяет в полной степени основы творческой игры - специфик игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, устройство жизни детей, наставление воспитателя.
В педагогике принято выделять следующие типы дидактических игр, объединенных по виду деятельности детей: игры – путешествия, игры – поручения, игры – предположения, игры – загадки, игры - беседы (игры - диалоги).
Игры – путешествия носят схожий характер со сказкой, ее усовершенствованием, красотой. Игра - путешествие передает реальные факты или события, но обычное раскрывает посредством необычного, простое – посредством таинственного, трудное - посредством преодолимого, необходимое – посредством увлекательного. Все эти события проявляются в игре, в игровых действиях, становятся близким ученикам, доставляют им радость. Целью игры – путешествия являются повышение впечатления, добавление познавательному содержанию немного сказочной оригинальности, направление внимания учеников на то, что располагается рядом, но не замечается ими. Игры - путешествия усиливают внимание, наблюдательность, осознание игровых задач, помогают преодолеть трудности на пути достижения успеха.
Игры - путешествия часто носят немного романтичный характер. Собственно это вызывает интерес и активную деятельность в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, желание освоить правила игры и получить результат: решить задачу, узнать что – то новое, чему - то научиться.
Роль педагога в игре имеет первостепенное значение, требует знаний, умение ответить на вопросы детей, играя с ними, проводить процесс обучения постепенно.
Игра - путешествие представляет собой игру действия, мысли, чувств ученика, тип удовлетворения его интересов в знании.
Каждая игра, при определении игровой задачи, должна иметь «зовущие слова, способствующие повышению интереса детей, активной игровой деятельности. В игре - путешествии применяются разнообразные способы расширения познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: установление задач, уточнение приемов ее решения, иногда подготовка маршрутов путешествия, постепенное разгадывание задач, чувство радости от ее решения, содержательный отдых. Помимо этого игра - путешествие иногда включает в себя песню, загадки, подарки и многое другое.
Не так часто игры - путешествия некорректно уподобляются экскурсиям. Характерное отличие их состоит в том, что экскурсия представляет собой форму прямолинейного обучения и разновидность занятий. Цель экскурсии в основном заключается в ознакомлении с чем - то, настаивающим на непосредственном наблюдении, сопоставлении с уже известным.
Нередко игру - путешествие сравнивают и с прогулкой. Однако прогулка носит оздоровительные цели. Конечно, прогулка может включать и познавательное содержание, но оно выступает не основным, а фоновым.
Игры - поручения имеют ту же структуру, что и игры - путешествия, но по смыслу они проще и по продолжительности короче. В основе игр - поручений лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в таких играх осуществлены на предложении что - то сделать: «Помоги Незнайке выполнить действия сложения», «Проверь решение задачи у Чебурашки».
К играм-предположениям относятся задания, подразумевающие вопросы «Что было бы. ?» или «Что бы я сделал. ?», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Нередко толчком такой игры может послужить картинка.
Дидактический смысл игры состоит в том, что ученикам необходимо решить задачу, которая ставится перед детьми в определенной ситуации, и требует осмысления последующего действия. Очевидно, игровая задача проявляется в самой формулировке вопроса «Что было бы. ?» или «Что бы я сделал. ?». Игровые действия устанавливаются задачей, которая предполагает выполнение детьми целесообразного действия с учетом поставленных условий или сложенных обстоятельств.
Ученики толкуют свидетельствующие предположения. Такие игры требуют умения сопоставить знания с обстоятельствами, выяснения причинных связей. Игры - предположения включают в себя соревновательное звено: «Кто быстрее сообразит?».
Происхождение игры - загадки уходит в удалённое прошлое. Загадки придумывались самим обществом, включались в обряды и праздники, ритуалы. Они применялись для выявления уровня знаний, находчивости. Именно это и является главной педагогической направленностью применения загадок, как умного развлечения.
На сегодняшний день загадки, загадывание и отгадывание, считаются одним из видов обучающей игры.
Главным признаком загадки считают замысловатое описание, которое необходимо расшифровать (отгадать и доказать). Данное описание часто проводится в форме вопроса или заканчивается им. Основной спецификой загадок является логическая задача. Приемы построения логических задач разнообразны, но, несмотря на это, все они активизируют умственную деятельность учеников. Игры-загадки вызывают особенный интерес у детей. Непременность сопоставлять, припоминать, размышлять, догадываться - доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок формирует способность к анализу, обобщению, развивает умение размышлять, делать выводы, умозаключения.
Фундаментом игры - беседы (диалога) выступает общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение обладает особенным характером игрового обучения и игровой деятельности учеников. В игре - беседе педагог нередко идет не от себя, а от понятного ученикам персонажа и таким образом не просто сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание провести игру ещё раз. Впрочем, игра - беседа скрывает в себе рискованность усиления приемов прямого обучения.
Взаимосвязь воспитания и обучения заключено в содержании сюжета - темы игры, в повышении интереса к тем или иным моментам объекта изучения, отображенного в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть - сделать открытие и в результате что - то узнать.
Значимость игры - беседы проявляется в том, что она выдвигает требования к активизации эмоционально - мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения учеников. В игре – беседе формируется умение слушать и слышать вопросы педагога, вопросы и ответы учеников, умение удерживать внимание на содержании диалога, дополнять сказанное, высказывать мнение. Данные требования дают полную характеристику активному поиску решения поставленной игрой задачи. Немаловажное значение имеет умение принимать участие в беседе, что помогает судить об уровне воспитанности.
Главным средством игры - беседы принято считать слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем - то. Итогом игры становится удовольствие, которое дети получили в ее процессе.
Само собой, разнообразие игровых методик не исчерпывается вышеперечисленными видами игр. Но на практике часто всего применяются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно - ролевыми и др.
Дидактическая игра, как средство развития логического мышления у младших школьников на уроках математики представляет собой не простое явление, в которой четко прослеживается структура, а именно её основные элементы, дающие характеристику игре, как форме обучения и игровой деятельности разом. Одним из главных элементов игры выступает дидактическая задача, определяющаяся целью обучающего и воспитательного влияния. Познавательное содержание черпается из школьной программы. Выделением обучающего характера игры, сосредоточенности обучающего содержания на процессы познавательной деятельности учеников, можно считать наличие дидактической задачи или нескольких задач. Дидактическая задача ставится учителем и передает его обучающую деятельность.
Структурным звеном игры представляется игровая задача, которую ученики осуществляют в игровой деятельности. Обе задачи - дидактическая и игровая – передают связь обучения и игры. Дидактическая игра осуществляется с помощью игровой задачи, устанавливает игровые действия, обращается задачей самого ученика, стимулирует стремление и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Дидактическая задача, напротив, имеет на занятиях прямую постановку.
Правила игры предстают в дидактической игре в качестве составных элементов. Они направлены на развитие личности ученика и коллектива детей, когнитивным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их формировании и обогащении. В любой дидактической игре правила изначально задаются. Применяя правила, учитель контролирует процесс игры, уровень познавательной деятельности, поведение учеников.
Психолого - педагогические особенности проведения дидактических игр:
1. При проведении игры учитель обязан организовывать в классном коллективе атмосферу доверия, уверенности учащихся в своих силах и возможности достичь поставленных целей. Но это возможно, если учитель доброжелателен, тактичен, умеет поощрять и одобрять поступки учащихся.
2. Прежде, чем предложить детям какую - либо игру, учитель обязан, как следует продумать и подготовить ее. Ни в коем случае не рекомендуется для упрощения игры избегать наглядности, если она требуется.
3. Педагог должен уметь максимально направлять своё внимание на уровень подготовленности учеников к игре, в том числе и дидактической, где учащиеся должны проявлять большую самостоятельность.
4. Не следует забывать и о составе команд для игры. Команды подбираются таким образом, чтобы в каждой находились участники разного уровня и кроме того в каждой команде должен быть лидер.
При проведении игр педагог может постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в процессе простых игр предлагать роль ведущего поочерёдно разным ученикам.
Не рекомендуется приучать учеников к тому, что каждый урок проводится с помощью новых игр или сказочных героев. Обязателен постепенный переход от уроков, пронизанных игровыми ситуациями, к урокам, в которых игра становится поощрением за работу на уроке или применяется для поддержания внимания: весёлые шутки - минутки, игры - путешествия в страну чисел или страну знаний.
Все правила игры носят обучающий, организационный, развивающий характер, и очень часто они всячески сочетаются друг с другом. Суть обучающих правил заключается в раскрытии перед учениками того, что и как нужно делать. Эти правила сопоставляются игровым действиям, раскрывают способ их действий, подготавливают познавательную деятельность учеников: что - то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи.
Спецификой организующих правил является порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений учеников. В игре развиваются игровые отношения и реальные отношения между учениками. Отношения в игре вытекают через ролевые отношения.
Основной функцией правил игры должны быть направленность на воспитание положительных игровых и реальных отношений, и их взаимосвязь.
Следование правилам в ходе игры влечёт надобность проявления усилий, усвоения способами общения в игре и вне игры и развития не только знаний, но и различных чувств, накопления положительных эмоций и понимания традиций.
Следовательно, выделяют огромное количество классификаций игр, и все они различны основой разделения. Данные типы игр используются на начальной ступени школы.
Литература:
1. 3ак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. М. : «Просвещение», 2004 г. 328с.
2. Исаева Э. Г. Стандарты развития младшего школьника: Методическое пособие. Махачкала: ДИПК ПК, 2003 г. 233с.
3. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. М. : Наука, 1990. – С. 156.
4. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т. 2 / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. – М. : Педагогика, 1980. – 384с.
5. Щедровицкий Г. П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры. // Психология и педагогика игры дошкольников. Под. ред. Запорожца. М. ,1996. С. 24