Лучший педагог года

Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях ДОО

Люция Кузнецова
Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

Мы вступаем в новую эру воспитания,

целью которого является скорее открытие,

нежели обучение.

Маршалл Маклюэн.

Аннотация:Работа учителя – логопеда является одной из важных составляющих сопровождения ребёнка с ОВЗ.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, логопедическая работа, психолого-педагогический консилиум

Публикация «Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях ДОО» размещена в разделах

Учитель-логопед – прекрасная профессия, которой я горжусь. Счастье понимать, что твоя работа является маленьким трамплином для успешного интеллектуального, речевого и личностного развития детей.

Возможность говорить – это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. На формирование способности заговорить природа отвела не так уж много времени – это период от рождения до 9 лет.

Какую ответственную задачу возложила природа на меня, учителя-логопеда!

В настоящее время отмечается рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Дети, недостатки которых не были своевременно выявлены и устранены, составляют значительную часть неуспевающих.

Современное общество во всем мире признает необходимость и целесообразность создания для детей с ОВЗ условий, которые будут способствовать их успешной социализации и адаптации, формированию самостоятельности, навыков социальной и жизненной компетентности.

Введение инклюзивного образования в России становится все более актуальным. Но за последнее время требования о включении таких детей в общий образовательный процесс притягивает все больше внимания к детям с ОВЗ и заставляет нас, педагогов, задуматься о том, что же с ними делать в общей массе?

Процесс организации и осуществления инклюзивного образования в России теоретически обоснован следующими специалистами (М. С. Артемьева, Е. А. Екжанова, Н. Н. Малофеев, Е. А. Стребелева, Л. М. Шипицына, Л. Е. Шевчук, Н. Д. Шматко и др.). Но реализация содержания и условий оказания специальной помощи и поддержки детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения на практике представляет сложную социально-педагогическую проблему.

За последние годы количество детей с проблемами здоровья только увеличивается, несмотря на различные мероприятия, проводимые в нашем обществе, начиная еще до рождения ребенка.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые не позволяют вести им полноценную жизнь. Таких детей часто называют «дети с проблемами», «нетипичные дети», «дети с проблемами в обучении» и т. д.

Но наличие того или иного недостатка не предопределяет неправильного, как многие считают, развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этом случае сохранный анализатор берет на себя функцию утраченного.

Таким образом, детьми с ограниченными возможностями можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании

Перед воспитателями, педагогами-психологами детского сада встают вопросы: как организовать процесс образования, воспитания и развития, какие использовать эффективные формы и виды деятельности для коррекционно-развивающей работы. Практика работы педагогов в дошкольном образовании показывает, что трудности социальной адаптации зачастую связаны с расстройствами в речевой сфере. Самой многочисленной и разнородной категорией детей с особенностями в развитии являются дети с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР). [5] Основная задача, которая стоит перед педагогами – это социальная адаптация детей с ОВЗ. «Социальная реабилитация как процесс представляет собой динамическую систему, в ходе которой осуществляется последовательная реализация постоянно возникающих в ходе взаимодействия с ребенком тактических задач на пути к достижению стратегической цели — восстановления его социального статуса, формирования устойчивой к травмирующим ситуациям личности, способной успешно интегрироваться в общество.» [1]

Большинству кажется, что научиться говорить – это легко, но не у всех формирование речи происходит гладко. Нарушения речи тормозят развитие ребёнка, угнетают его психику и ведут к возникновению различных отклонений в его поведении. Тяжелые нарушения речи могут влияют на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

С появлением логопедов появилась возможность избавиться не только от комплексов, вызванных неправильной речью, а и развития у детей всех психических процессов (зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления, что непременно способствует развитию ребенка и его познавательной деятельности, открытию возможности полноценно общаться с окружающими. Работа логопеда эффективна только в том случае, если она построена на фундаменте медицинских и психолого-педагогических знаний. Вместе с тем в силу специфики своей деятельности логопед должен знать и уметь использовать специальные приёмы общения, способствующие налаживанию и поддержанию контакта с ребёнком и его родителями.

Профессиональная деятельность учителя-логопеда заключается в оказании медико-педагогической помощи ребёнку, который имеет расстройства речи, для его полноценной социализации в обществе. Эта помощь состоит в организации системы занятий по исправлению аномалий произношения, вызванных врождёнными или приобретёнными нарушениями органов речи. Основной задачей специалиста является развитие, обучение, коррекция и воспитание детей с речевыми нарушениями. Личность логопеда в обстановке обучения и коррекции занимает первое место, те или другие его профессиональные качества будут повышать или понижать его рейтинг. Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, а также оптимальное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя. Режим дня и расписание занятий логопеда и воспитателя строится с учетом коррекционно-развивающих задач, а также возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей. Эти задачи ставятся педагогами ДОУ с учетом личностного подхода к каждому ребенку, ориентируясь на зону его ближайшего развития. Это и есть то самое, что ребенок может сейчас выполнять лишь в сотрудничестве, а завтра уже самостоятельно — то есть знаменитая зона ближайшего развития. Эту зону создает обучение, которое должно «забегать вперед развитию». Оно «приводит в движение целый ряд внутренних процессов развития, которые сейчас являются для ребенка еще возможными только в сфере взаимоотношений с окружающими и сотрудничества с товарищами, но которые, проделывая внутренний ход развития, становятся затем внутренним достоянием самого ребенка» [2] По мнению Выготского, системно-динамический подход к понятию личности связан с еще одной принципиально важной его идеей: «. надо воспитывать не слепого, но ребенка прежде всего. Воспитывать же слепого и глухого — значит воспитывать слепоту и глухоту и из педагогики детской дефективности превращать ее в дефективную педагогику». Иными словами, мы имеем дело не с отдельным дефектом (страданием, а с целостной системой психики, личности и деятельности пациента. Поэтому в своей деятельности мы ориентируемся на личностный подход с учетом принципов развивающего обучения и сотрудничества. Ведь, как пишет Акатов Л. И., современные исследования и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих благоприятных условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу. [1] Исходя из принципа равных возможностей детей, имеющих статус ОВЗ, возникает необходимость реализации их права на посещение общеобразовательных групп детского сада. Поэтому необходим гибкий подход для осуществления коррекционной работы с данными детьми. С этой целью в нашем образовательной организации проводится многоплановая работа. Для детей данной категории устанавливается гибкий график дополнительных коррекционных логопедических занятий, что позволяет им без нарушения основного режима проходить коррекционное обучение. Работа по сопровождению детей с ОВЗ строится на основании индивидуального образовательного маршрута, где разработаны методы и приемы коррекционного обучения в соответствии с индивидуальными особенностями конкретного ребенка и учетом рекомендаций городского психолого-медико-педагогического консилиума. Решение поставленных задач происходит в соответствии с этапом логопедической работы : подготовительный этап, автоматизация звуков, контроль в речи. Также в нашем ДОУ организован психолого-медико-педагогический консилиум, который контролирует и руководит работой по сопровождению детей с ОВЗ, разрабатываются мероприятия, способы решения сложных ситуаций, приглашаются родители, назначаются ответственные по сопровождению данных детей.

Публикации по теме:

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Консультация для родителей «Если в группе, которую посещает ваш ребенок, есть дети с ограниченными возможностями здоровья» Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях ДОО
Опубликовано: 15 февраля 2021 в 18:00
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Люция Кузнецова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД