Татьяна Гадеева
Логопедическое лексико-грамматическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Лексико-грамматическое занятие для детей с ОНР
2 год обучения.
Тема: Насекомые.
Цель: Закрепить знания детей о насекомых; усвоение предлогов и словаря по теме; закрепление понятий: «слово-предмет, слово-действие, слово-признак»; употребление слов с увеличительными оттенками, составление сложных предложений со значением противопоставления; согласование числительных с существительными и прилагательными; закрепление навыков чтения; закрепление навыка составление схемы предложения; профилактика утомляемости глаз; развитие общей моторики и ритмики; развитие внимания, памяти, логического мышления.
Публикация «Логопедическое лексико-грамматическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ОНР „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование: 1) плакат с насекомыми;
2) предметные картинки: комар, таракан, бабочка, жук,
стрекоза, червяк, муха, пчела, шмель, божья коровка,
улитка;
3) цифры от 2 до 5;
4) плакат с предложениями и словами;
5) плакат с рассказом «Пчела»;
6) раздаточный и демонстрационный материал;
7) маркер;
8) магнитная доска, магниты;
9) магнитофон.
Ход занятия:
I. Организация начала занятия.
1. Игра «Доскажи словечко».
Л. : Займёт своё место тот, кто правильно договорит стихотворение:
- Мёд душистый принесла
С луга вешнего … (пчела).
- Слышим мы гудящий звук –
То летит к нам майский … (жук).
- Если светятся жучки,
Их зовите (светлячки).
- «Больше всех мои глаза!» -
Любит хвастать … (стрекоза).
- Лезут в немытые чашки, стаканы
В доме грязнуль любят жить … (тараканы).
- Бежит по ладошке быстро и ловко,
В точечках чёрных вся … (божья коровка).
- В лесном небоскрёбе на тыщу семей
Живёт работяга – малыш … (муравей).
- Кровь попить у детворы
Любят летом (комары).
- В нос медведю, как игла,
Вмиг вонзилася (пчела).
- Согнувшись под ношей тяжёлой своей,
Тащит травинку в дом (муравей).
II. Вводная часть.
Л. : Как назвать одним словом тех, о ком вы сейчас говорили?
Д. : Это насекомые.
Л. : Сегодня на занятии мы поговорим о насекомых.
III. Основная часть.
1. Игра «Незадачливый художник». Употребление существительных в вин. п. ед. и мн. ч.
Л. : Художник нарисовал для вас картину. Но мне кажется, что он поторопился. Всё ли здесь правильно?
Д. : Художник забыл нарисовать стрекозе крылышко, божьей коровке – пятнышки, пауку – лапки, пчеле – жало, бабочке – усики.
Л. : Поможем незадачливому художнику дорисовать картину.
Дети дорисовывают недостающие части.
Л. : Ребята, какой вопрос можно задать к словам: комар, паук, бабочка?
Д. : Кто это?
Л. : Как называются слова, которые отвечают на вопрос: «Кто это? Что это?»
Д. : Это слова – предметы.
2. Игра «Насекомые – великаны». Употребление слов с увеличительными оттенками. Составление предложений по образцу.
Л. : Вы знаете, что насекомые бывают разной величины. Поиграем в игру «Насекомые – великаны». Я называю вам насекомое, а вы отвечаете, например: Это не паук, а паучище. Это не комар, а комарище. Это не жук, а жучище. Это не червяк, а червячище. Это не шмель, а шмелище. Это не клоп, а клопище. Это не таракан, а тараканище.
Дети составляют предложения по образцу.
3. Игра «Кто как передвигается?» Составление сложных предложений со значением противопоставления.
Л. : Молодцы. А как называются слова, которые отвечают на вопрос: «Что делать?»
Д. : Это слова-действия.
Л. : Правильно. Предлагаю вам поиграть в игру «Кто как передвигается?»
Л. : Муравей ползает, а бабочка (летает). Гусеница ползает, а кузнечик…. Бабочка летает, а улитка…. Жук ползает, а стрекоза…. Паук ползает, а пчела …. Оса летает, а червяк …. Кузнечик прыгает, а комар …. Таракан ползает, а стрекоза … Бабочка порхает, а муха ….
4. Игра «Сколько насекомых на цветке?» Согласование числительных с существительными и прилагательными.
Л. : Молодцы. Как называются слова, которые отвечают на вопрос: «Какой? Какая? Какое? Какие?»
Д. : Это слова-признаки.
Л. : На ваших столах картинки с насекомыми. Я вам буду показывать цифру. Вы должны сказать, сколько и каких насекомых на цветке. Например: на цветке три жёлтых пчелы.
Дети составляют предложения по образцу.
IV. Физкультминутка.
Пение с движениями.
Стрекоза.
Вот такая стрекоза (руки через стороны вверх и опустить).
Как горошины глаза (сделать «очки», приставить к глазам).
А сама как вертолёт (круговые движения плечами вперёд).
Вправо, влево, назад, вперёд (выполняются наклоны).
И на травушке роса (присесть).
И на кустиках роса (встать, наклон вперёд).
Мы ладошки отряхнули (хлопки ладонями).
Мы ладошки отряхнули (потрясти кистями рук).
Улетела стрекоза (быстрые взмахи руками).
Непоседа испугалась (руки на пояс, наклоны в стороны).
Только песенка осталась ( руки рупором: дз-дз-дз).
Только песенка осталась.
Дети занимают свои места.
V. Работа над предложением.
Л. : Что можно составить из слов?
Д. : Из слов можно составить предложения.
Л. : Давайте вспомним правила написания предложений.
Д. : Первое слово в предложении пишется с большой буквы, слова пишутся раздельно, в конце ставится точка.
1. Игра «Добавь правильно слово».
Выставляется плакат с предложениями и карточки со словами.
Слова: болезни, человек, мёд, кора, цветок.
Предложения: Муха разносит …. Комар кусает …. Пчела собирает …. Жук грызёт …. Бабочка летает … .
Л. : Поиграем в игру «Добавь правильно слово». У меня напечатаны предложения, но последние слова пропущены.
Дети читают слова. Потом читают предложения и добавляют слова, подходящие по смыслу.
2. Составление схемы предложения «Жук грызёт кору».
Л. : Составьте схему предложения «Жук грызёт кору». Сколько слов в этом предложении? Какое первое? Второе? Третье?
Как узнать, сколько в слове слогов? Сколько слогов в слове «жук»? Почему? Какой первый звук в слове «Жук»? Дайте ему характеристику. Какие ещё вы знаете согласные звуки, которые не имеют мягкой пары? Какие согласные всегда мягкие?
Дети составляют схему предложения, один ребёнок работает у доски.
VI. Чтение рассказа «Пчела».
Л. : Молодцы. А будут ли эти предложения рассказом?
Д. : Нет.
Л. : Правильно, в рассказе есть сюжет и предложения объединены одним смыслом. Давайте прочитаем рассказ.
Дети читают рассказ.
Л. : - Какое насекомое «пчела?»
- Где она летает?
- Что она собирает?
- Что получается из нектара?
Л. : С. И с этим заданием справились очень хорошо.
VII. Гимнастика для профилактики утомляемости глаз.
Л. : Вы сегодня много читали. Давайте выполним гимнастику для глаз.
Ах, как долго мы читали (дети моргают глазами).
Глазки у ребят устали.
Посмотрите все в окно (глаза перевели на окно).
Ах, как солнце высоко (глаза перевести вверх).
Мы глаза сейчас закроем (закрыть глаза,
В группе радугу построим.
Вверх по радуге пойдём (посмотреть вверх).
Вправо, влево повернём (посмотреть вправо, влево).
А потом посмотрим вниз.
Жмурься сильно (зажмурить глаза,
Но держись (открыть глаза, поморгать ими).
VIII. Итог занятия.
Л. : - О ком говорили на занятии?
- Все работали отлично, занятие окончено.