татьяна фетисова
Логопедический проект «В стране гласных букв и зввуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедический проект
«В стране
Составитель:
Учитель-логопед Фетисова Т. С.
Логопедический паспорт
«В стране гласных звуков и букв»
Тип проекта : Информационно - творческий
Срок реализации: среднесрочный (4 недели).
Актуальность темы:
Публикация «Логопедический проект „В стране гласных букв и зввуков“» размещена в разделах
- Буквы. Проекты
- Гласные звуки
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Нарушение фонематического слуха не позволяет детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматикой, задерживает развитие связной речи. Следовательно, одной из важнейших проблем при подготовке детей к освоению грамоты, является проблема развития фонематического слуха у дошкольников.
Дети с речевыми нарушениями, испытывают существенные трудности в усвоении грамоты. В логопедическую группу поступают дети с 5 лет с недоразвитием всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики.
Детям с ОНР для формирования умения выделять фонему из слова, подбирать слова на заданный звук, различать звуковые характеристики фонем необходим коррекционный период с использованием упражнений в занимательной, игровой форме, со звуковой и символической наглядностью.
В связи с данной проблемой определены объект, предмет и гипотеза исследования.
Объект изучения: развитие фонематического слуха у детей с ОНР при подготовке к изучению грамоты.
Предмет изучения: дидактические игры и упражнения для изучения гласных звуков и букв.
Гипотеза: использование игровой деятельности, облегчающей процесс усвоения грамоты, делающей его интересным и занимательным.
Использование игровых приёмов делает обучение более увлекательным, интересным, эмоционально – насыщенным, творческим. Красочные настольные, дидактические и весёлые словесные игры делают образовательную деятельность невероятно увлекательной.
Участники проекта :
1. Учитель –логопед
2. Воспитатели группы компенсирующей направленности (старшей)
3. Воспитанники группы с общим недоразвитием 3 уровня.
4. Родители
Цель: развитие фонематического слуха, развитие интереса у детей с ОНР к изучению гласных звуков родного языка,
Задачи:
Предполагаемый результат проекта :
1. Закрепление знания детей о гласных звуках, особенностью их артикуляции, сформированное понятие о символе звука.
2. расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
3. Развитие фонематического восприятия, речевого дыхания; закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
4. Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, воображения.
5. Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
Перспективный план реализации проекта :
1. Этап: Подготовительный (1 неделя).
Задачи. Мероприятия.
1. Осознание проблемной ситуации. Определение цели, задач проекта.
2. Подобор и изучение методической литературы по теме проекта; Анализ приёмов и технологий работы по изучению гласных звуков и букв у детей.
3. Составление плана основного этапа
4. Подбор наглядно-дидактического материала:
дидактические игры «На какой звук начинается слово?»,
«Первый и последний звук в слове». 1. Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха при изучении гласных звуков и букв у дошкольников с ОНР».
2. Этап: Практический (2 недели)
Задачи. Мероприятия.
1. Работа с родителями: Пополнить педагогические знания родителей при выполнении домашних рекомендаций логопеда.
2. Работа с педагогами и детьми. Подобрать картотеку заданий и игр по изучению гласных звуков.
1. Подбор, изготовление наглядного и раздаточного материала для изучения гласных звуков и букв.
2. Консультация в родительском уголке «Гласные звуки и буквы». «Писать буквы весело»,
3. Включение воспитателем заданий логопеда по обучению грамоте в режимные моменты дня.
4. Проведение логопедом логопятиминуток, пальчиковой гимнастики.
5. Обобщающая игровая НОД «Сказка о звуках и буквах».
4. - Художественное творчество: раскрашивание гласных букв;
5. Мелкая моторика: выкладывание букв из различного подручного материала- фасоль,камни,карандаши, бумажные полоски.
6. Подготовка фото отчета о проделанной работе.
3. Этап: Заключительный (1 неделя)
Задачи. Мероприятия.
1. Подведение итогов, совместный анализ выполнения проекта, соотношение целей и результатов проекта
1. Оформление книжки-самоделки.
Практическая значимость проекта :
1. Обогащение предметно-развивающей среды:
- иллюстративным материалом «Предметные картинки для выделения гласных звуков»
- обновленными зрительные символы гласных звуков;
- дидактическими играми:
«Интересные гласные» ( Цель: выделение гласных звуков и букв в середине слов);
«Подбери домик» ( Цель: определение позиции гласного звука);
«Узнай что звучит» ( Цель: различение неречевых звуков);
«Певцы» ( Цель: развитие речевого дыхания и голоса);
«Следы» ( Цель: Формирование фонематического восприятия у детей с ОВЗ, .пропевание гласных звуков с движениями,
Пропевание гласных и их сочетаний с различной силой и высотой звучания,
Игры с мячом для закрепления произношения гласных звуков и развития плавного, сильного выдохов: Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»,
Игра «Мячик мы ладошкой стук, повторяем дружно звук».
1. Подготовлены рекомендации для родителей по закреплению пройденного материала.
2. Оформление книжок-самоделок «Они такие разные, но все они гласные». В ходе совместной деятельности участники проявили творческие способности: раскрашивали, вырезали и наклеивали картинки, в названиях которых присутствует звук, с которым работает ребёнок, придумывали причудливые рисунки на кого или что похожа буква. Затем итогом работы детей стала придуманная сказка, стих о букве и звуке, где воспитанники проявили креативность, фантазию, самостоятельность. Всё это дети оформили в книжки, сделанные своими руками.
Заключение:
Целенаправленная, комплексная работа взаимодействия воспитателей, логопеда и родителей с использованием игровой деятельности, способствует устранению у детей логопедических групп, имеющихся трудностей при усвоении грамоты. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяет ненавязчиво, опосредованно развивать фонематический слух дошкольников. Использование игровой деятельности на этапах обучения грамоте, закрепления полученных навыков на коррекционном часе воспитателя, дома при выполнении рекомендаций логопеда помогло успешно детям усвоить основы грамоты в детском саду.