Наталья Силаева
Логопедический проект «Дом, в котором живут гласные»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
1. Актуальность.
Дети младшего школьного возраста с системным недоразвитием речи легкой степени, как известно, испытывают разнообразные трудности при овладении навыками письма и чтения. Это связано с тем, что у них не сформированы основные предпосылки письменной речи – как речевые, так и неречевые. При овладении чтением и письмом огромную роль играет формирование звуко-буквенных связей. В свою очередь, эти связи могут быть сформированы только при условии четкого представления о зрительном образе букв.
Публикация «Логопедический проект „Дом, в котором живут гласные“» размещена в разделах
Зрительный образ букв усваивается детьми более успешно в практико-ориентированной творческой деятельности, поэтому из современных технологий образования была выбрана проектная технология.
2. Цель и задачи
Цель: создание условий для формирования в процессе практико-ориентированной, творческой и внеурочной деятельности у учащихся младшего школьного возраста с СНР образы гласных букв А, О, У, Э, Ы, И,Я, Е,Ё, Ю.
Задачи:
1. Способствовать формированию образов букв, которые обозначают звуки первого и второго ряда.
2. Создать условия для развития изобразительно-графических способностей детей.
3. Способствовать умению работать в парах: договариваться, вступать в диалог, принимать точку зрения другого.
3. Тип проекта :
по доминирующей деятельности - практико-ориентированный, творческий;
по продолжительности – краткосрочный (1 четверть);
по количеству участников – групповой (12 человек);
по самостоятельности действий учащихся – под руководством учителя-логопеда и учителя начальных классов
5. Участники проекта : ученики начальной школы с СНР, учитель-логопед, учитель начальных классов
6. Продолжительность: 1 четверть (16 занятий)
7. Планируемый результат: презентация проекта в форме устного представления, альбом «Дом, в котором живут гласные»
8. Этапы реализации проекта
Проект реализуется в 3 этапа:
• проектировочный этап;
• практический этап;
• этап оценки эффективности проекта.
I. Проектировочный этап
1) Определение проблемы проекта :
для детей – с помощью образов букв создать интерьер для домика гласных;
для логопеда и учителя начальных классов – сформировать образ букв А, О, У, Э, Ы, И, Я,Ё,Е,Ю через практическую творческую деятельность детей.
2) Составление плана-схемы проекта.
3) Обсуждение проекта с учителем начальных классов.
4) Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
II. Практический этап
1) Поиск предметов окружающей обстановки дома, схожих с образом гласных букв.
2) Подбор дву- и четверостиший о гласных буквах, отражающих описание зрительного образа букв.
3) Прорисовывание букв в предметах обстановки дома, комнаты.
4) Подготовка устной презентации проекта.
5) Презентация проекта для педагогов.
6) Создание домика для гласных букв, в виде альбома.
III. Этап оценки эффективности проекта
1) Рефлексия.
2) Подведение итогов, анализ ожидаемого результата
9. Используемая литература
• Коваленко О. М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: учебно-метод. Пособие. – М. : АСТ: Астрель, 2005
• Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб. : МиМ, 1997
• Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб. -метод. Пособие / Т. Г. Визель. – М. : АСТ: Астрель, 2009.
• Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000. - № 7
• Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта. – М. :АРКТИ, 2005
• Чуракова О. В., И. С. Фишман. Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии., выпуск 1, Самара, 2002
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Усть-Абаканская общеобразовательная школа-интернат»
Утверждено МБОУ «Усть-Абаканская ОШИ»
___ Табатадзе Т. А.
Приказ № от «___» ___2018г
Проект «Дом, в котором живут гласные»
Срок реализации: 1 четверть (16 занятий)
Разработчики: учитель-логопед Силаева Н. М.
1 кв. категория
учитель начальных классов
Чернова О. В. высшая кв. категория
2018г
План-схема проекта
«Дом, в котором живут гласные»
№ Мероприятие Отметка о проведении мероприятия
1 • Звуки и буквы.
• Гласная гимнастика
• Роль гласных в русском языке
• Азбука движений
2 • Звук и буква А
• «Соедини предмет и букву»
• Штриховка гласного звука {a}
• Безударные гласные
3 • Звук и буква О
• «Соедини предмет и букву»
• Раскрась ослика нужным цветом (зрительное внимание)
• Безударные гласные
4 • Звук и буква У
• Загадки на развитие фонематического слуха
• Раскрась жар-птицу
• Раздели слова на слоги
5 • Звук и буква И
• Скороговорки со звуком И
• Игра «Веселый паровозик» (зачеркни букву И)
• Раскрась иволгу нужным цветом
6 • Звуки буква Ы
• Игра «Найди букву»
• Игра «Живые буквы»
• Игра «Включи фантазию» (начало-середина-конец)
• Определи сколько слогов в слове
7 • Звук и буква Э
• Пальчиковая гимнастика
• Найди и раскрась букву
• Игра «Хлопни нужный звук»
8 • Звук и буква Е
• Соедини предмет и букву
• Игра «Кляксы»
• Раскрась енота
• Хлопни столько раз сколько слогов в слове
9 • Звук и буква Ё
• Заштрихуй ёжика
• Су-джок «По тропинке ёжик бегал»
• Слогообразование при помощи гласных
10 • Звук и буква Ю
• Раскрась юлу
• Игра «Найди Ю и заштрихуй»
• Игра «Верно - неверно»
• Игра «Ножницы» (раздели слово для переноса)
11 • Звук и буква Я
• Стихотворение «Якалка»
• Раскрась яблоко
• Лепка из пластилина буквы Я
12 • Помоги белке
• Зачеркни только гласные буквы
• Игра «Яблоня»
• Определи сколько слогов в слове
13 • Лепка из пластилина: буква А, буква О, буква У
14 • Лепка из теста: буква И, буква Э, буква Е
15 • Вырезание букв из картона: Ё, Ы,Ю
16 Итоговое занятие
• Монтаж (стихи про гласные буквы)
• Сценка «Про букву А»