Ирина Кудякова
Логопедический проект «Паровозик из Звуково»
▼ Скачать + Заказать документы
«ПАРОВОЗИК ИЗ ЗВУКОВО»
Актуальность проекта :
Проблема подготовки детей к обучению в школе одна из важнейших в современной педагогике, психологии и логопедии. Новые тенденции в развитии современной системы образования повышают требования к речевому развитию детей, воспитанию осознанного отношения к языку как национально-культурной ценности, овладению его литературными нормами. Ребё нок к моменту поступления в школу должен уметь: планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками, задавать вопросы, решать конфликты, управлять поведением партнёра, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.
Публикация «Логопедический проект „Паровозик из Звуково“» размещена в разделах
- Железная дорога, поезд. Проекты, исследования
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Именно поэтому логопедическое сопровождение занимает особое место в ДОУ.
В структуре дефекта различных нарушений устной речи отмечается и несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Однако, фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез должны стать той базой, на которой будет строиться фундамент обучения грамоте.
Поэтому вопрос о повышении эффективности работы по формированию операций анализа и синтеза фонематической системы остаётся актуальным.
В работах учёных Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой и др. доказано, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой. Трудности овладения письменной речью – есть результат недостаточной подготовленности ранних ступеней речевого развития к переходу в последующие его ступени, т. е. результат недоразвития устной речи ребёнка.
Тип проекта : долгосрочный.
Цель проекта : Развитие операций фонематической системы
Задачи проекта :
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать простые и сложные формы фонематического анализа.
Развивать фонематический синтез.
Участники проекта :
дети подготовительных групп, посещающие логопедические занятия;
родители данных детей;
воспитатели подготовительных групп;
учитель-логопед Кудякова И. А.
Ожидаемые результаты:
Дети должны уметь:
различать смешиваемые звуки;
производить фонетический разбор слова;
выделять звук на фоне слова;
вычленять звук на фоне слова (название первого и последнего звука в слове);
определять место звука по отношению к другим звукам;
определять последовательность звуков в слове;
определять порядок следования звуков в слове;
составлять слова из заданной последовательности звуков
(фонематический синтез).
Планирование:
Подготовительный этап (сентябрь-октябрь) :
Изучение литературы по вопросу.
Составление плана работы с детьми, родителями и педагогами.
Составление тематического планирования.
Основной этап (ноябрь-май) :
Ноябрь
Тема: Развитие фонематического восприятия.
Задачи:
1. Развивать умение определять наличие звука на фоне слога, слова.
2. Ознакомить родителей подготовительных групп с нарушениями письменной речи вследствие недостаточного развития навыков фонематического анализа и синтеза.
Содержание:
выделение звука на слух из слога, из слова;
запоминание слов определенным звуком из ряда разных по звуковому составу слов;
подбор картинок с определенным звуком;
найти среди изображений те, названия которых содержат заданный звук.
Декабрь
Тема: Развитие элементарных форм фонематического анализа.
Задачи:
1. Развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).
2. Изготовить пособие для занятий в подготовительных группах по обучению грамоте.
Содержание:
называние первого звука в слове;
называние последнего звука в слове;
подбор картинок на заданный звук;
звуковые линейки (определение места звука в слове : начало, середина, конец);
разложить картинки по трем вагонам (звук в начале, в середине, в конце);
придумать слово с заданным звуком.
Январь
Февраль
Тема: Развитие сложных форм фонематического анализа.
Задачи:
1. Развивать умение определять последовательность,
количество и место звуков в слове.
2. Оформить стенд с примерами заданий, направленных на развитие фонематического анализа и синтеза.
Содержание:
работа со схемами слов;
работа с цифровым рядом;
замена одного звука в слове другим;
определение места звука в слове;
определение количества звуков в слове;
подбор схемы слова к заданной картинке.
Март
Тема: Развитие фонематического синтеза.
Задачи:
1. Развивать умение составлять слова из заданных звуков.
2. Подготовить буклеты для родителей с приемами развития фонематического анализа и синтеза.
Содержание:
составление слова на заданный звук;
составление слов для определенной звуковой схемы;
подбор картинок на заданный звуковой ряд;
составление слов из заданных звуков.
Апрель
Май
Тема: Автоматизация фонематического анализа и синтеза.
Задачи:
1. Закреплять навык фонематического анализа и синтеза.
2. Организовать индивидуальные консультации для родителей.
Содержание:
работа с графическими схемами, звуковыми линейками;
подбор картинок на определенные звуки, к определенной схеме;
разгадывание ребусов, кроссвордов.
Заключительный этап (май) :
Представление результатов логопедического проекта в виде презентации «Паровозик из ЗВУКОВО».
Список литературы:
1. Каше Г. А. Предупреждение нарушений письма и чтения у детей/Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р. Е. Левиной. — М. : Просвещение, 1967. — С. 2 13-228.
2. Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М. : Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г.
3. Ковшиков В. А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы. – СПб. : Станс. 1995.
4. Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. – СПб. : СОЮЗ, 1998.
5. Л. С. Волкова. Логопедия. – М. : 1995.
6. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М. : 1979.