Екатерина Шатохина
Логопедический проект в старшей группе компенсирующей направленности «Транспорт»
▼ Скачать
компенсирующей направленности
«ТРАНСПОРТ»
Руководители проекта :
Учитель – логопед
Воспитатель
Участники проекта :
Дети, родители.
2023г.
Логопедический проект
«Транспорт»
Публикация «Логопедический проект в старшей группе компенсирующей направленности „Транспорт“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2023
Вид проекта : познавательно-игровой, творческий.
Срок реализации: 23.01.23 – 03.02.23г (2 недели).
Тип проекта : краткосрочный, групповой.
Актуальность темы:
Транспорт является неотъемлемой частью современной жизни. Без транспорта люди не смогли бы передвигаться на такие большие расстояния и не узнали бы о других существующих культурах. Если бы никто никуда не путешествовал, многие страны даже не были бы открыты. Сегодня миллионы людей по всему миру используют машины и другие виды транспорта, чтобы добраться на работу, в школу, или же за покупками.
Дошкольникам будет интересно и полезно узнать о различных видах транспорта и их предназначении. Важная роль в проекте отведена изучению правил дорожного движения, так как полученные дошкольниками знания станут нормой поведения в транспорте и на улице.
Участники проекта :
1. Учитель –логопед Шатохина Е. Ю.
2. Воспитатель коррекционной группы Астрецова Н. С.
3. Воспитанники старшей группы «Дюймовочка 1» с общим недоразвитием 3 уровня.
4. Родители.
Тематическое поле: транспорт, виды транспорта : водный, воздушный, наземный, подземный.
Проблема: У детей с ОНР наблюдается резкое расхождение объёма пассивного и активного словаря, неточное употребление слов, многочисленные вербальные парафаззии. Объём словаря у дошкольников с ОНР сужен. Мы решили организовать свой логопедический проект. В первую очередь он несёт коррекционную направленность Дети, участвуя упражняют свои речевые возможности, тренируют языковые навыки и умения.
В нашей группе наблюдаются недостаточные знания о транспорте, дорожных знаках. У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку. Их жажда знаний часто ставит ребёнка перед реальной опасностью на улице.
Цель проекта : Расширить и систематизировать знания детей о транспорте, ПДД. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей по ознакомлению с видами транспорта.
Задачи проекта :
1. Уточнять и расширять представления детей об основных видах транспорта (автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус, маршрутное такси, поезд, электричка).
2. Закреплять знания о профессии людей, которые управляют разными видами транспорта.
3. Расширить представления детей об истории транспорта.
4. Формирование умения анализировать, сравнивать.
5. Использование в речи активного словаря по теме.
6. Развивать речевую активность детей в процессе проекта, умение обосновывать своё мнение.
7. Учить детей составлять небольшие описательные рассказы о любом виде транспорта.
8. Воспитывать уважительное отношение к людям, работающим на транспорте.
9. Повысить культуру поведения в общественном транспорте.
Задачи по работе с родителями:
- Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Предполагаемый результат:
Положительная динамика речевого развития, сформированность лексико-грамматического строя речи по теме «Транспорт».
Закрепить знания детей о транспорте (названия, назначение транспорта, его польза для людей, профессии, связанные с транспортом).
Дети могут устанавливать причинно-следственные связи между назначением и строением транспорта, понимают, что машины облегчают передвижение человека; дети умеют работать в коллективе сверстников, умеют выслушивать друг друга, приходить на выручку.
Перспективный план реализации проекта :
Подготовительный этап.
Срок реализации: 1 неделя
№ Мероприятие Ответственные
1 Определение целей и задач проектной деятельности. учитель-логопед.
2 Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта. учитель-логопед.
3 Проведение диагностирования детей, на определение актуальности проекта. Воспитатель,
учитель-логопед.
4 Создание наглядно-дидактического материала. Выбор и подготовка оборудования.
Подбор материалов по теме проекта «Транспорт». Воспитатель,
учитель-логопед.
5 Информирование родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми и педагогами по изготовлению наглядного материала, дидактических игр. Воспитатель,
учитель-логопед,
6 Составление плана основного этапа. Воспитатель,
учитель-логопед.
Основной этап
Срок реализации: 1 неделя.
№ Мероприятие Участники Ответственные
1 Проведение ООД по развитию речи, лексико-грамматическому строю речи, развитию связной речи, ознакомлению с окружающим, ИЗО-деятельности. Дети. Воспитатель.
Учитель-логопед.
2 Проведение логопятиминуток : артикуляционная гимнастика «Транспорт», пальчиковые игры, физминутки, логоритмика. (ежедневно).
Проведение игровых упражнений по развитию у детей графо - моторных навыков (работа в раскрасках, штриховка). Дети. Учитель-логопед.
воспитатель
3 Беседы: «Профессии людей связанные с транспортом», «Как появился транспорт», «Железнодорожный транспорт», «Такой разный транспорт»; чтение художественной литературы (В. Берестов «Автобус», В. Сутеева «Кораблик», рассказ М. Ильина и Е. Сегала «Машины на нашей улице», А. Лельевр «По воде на крыльях», Г. Граубин «Подводная лодка»; рассматривание иллюстраций по теме «Транспорт». Дети Учитель-логопед.
воспитатель
4 Конкурс чтецов стихотворений «Мы едем, едем, едем…» Дети, родители. Воспитатель, учитель-логопед
5 Консультации в родительском уголке «Соблюдаем ПДД», «Безопасная дорога», «Виды транспорта», «Знакомим детей с видами транспорта», беседа с родителями «Рекомендации для родителей по лексической теме «Транспорт». Родители. Воспитатель, учитель-логопед
6 Изготовление поделок «Транспорт моей мечты» Родители, дети. Учитель-логопед.
7 Наблюдения за транспортом на прогулке, экскурсия на остановку и к пешеходному переходу.
Экскурсия в «Комнату ПДД» в ДОУ. Дети Учитель-логопед.
воспитатель
8 Дидактические игры: «Мемо» (дорожные знаки – карточки, «Транспорт». «Подбери признак», «Подбери действие», «Четвёртый лишний», «Один-много», «Кто чем управляет» «Что лишнее?», «Где чья машина?», «Едет, плавает, летает?».
Сюжетно-ролевые игры: «Пароход», «Дорожное движение» («Водители»).
Подвижные игры: «Поезд в Москву», «Разные машины», «Водители». «Сигналы светофора».
Строительные игры: «Гараж»
Заключительный этап
Срок реализации: последний день проекта
№ Мероприятие Участники Ответственные
1 Развлечение «Такой интересный транспорт» Дети Воспитатель, учитель-логопед
2 Оформление выставки поделок «Транспорт моей мечты». Дети, родители. Воспитатель, учитель-логопед
3 Награждение участников конкурса чтецов стихотворений «Мы едем, едем, едем…» Дети, родители. Воспитатель, учитель-логопед
4 Диагностирование детей, обработка результатов диагностики. Соотношение целей и результатов проекта. Дети. Учитель-логопед.
5 Подготовка фото отчета о проделанной работе. Дети Воспитатель, учитель-логопед.
6 Презентация проекта (родительский чат, сайт ДОУ). Воспитатель, учитель-логопед.
Содержание проектной деятельности.
Мероприятие Ответственные
1 День – понедельник
Беседа «Как появился транспорт».
Цель: расширить знания об истории возникновения автомобильного транспорта. Воспитатель
Логопятиминутка «Транспорт» Учитель-логопед
ООД по ознакомлению с окружающим миром «Знакомимся с видами транспорта»
Цель: расширить представление о видах транспорта, формировать умение классифицировать виды транспорта, учить определять особенности каждого вида транспорта, обогащать речь прилагательными характеризующими свойство предметов, развивать умение двигаться под музыку. Воспитатель
Рассматривание иллюстраций с изображением транспорта Воспитатель
Наблюдение за транспортом на прогулке Учитель-логопед, воспитатель
Игры со строительным материалом. «Гараж» Воспитатель
Дидактическая игра по ПДД (развивающий коврик – игра «Дорога») Учитель-логопед, воспитатель
Сюжетно-ролевая игра «Дорожное движение» («Водители»).
Цель: обогатить и конкретизировать знания детей о правилах дорожного движения. Воспитатель
2 День - вторник
Беседа «Профессии людей, связанных с работой на различных видах транспорта».
Цель: Закреплять знания о профессиях людей, управляющих транспортными средствами. Упражнять в построении предложения, упражнять в образовании имен прилагательных, в согласовании числительных с существительным, в образовании сложных слов. Воспитатель
Логопятиминутка «Транспорт» Учитель-логопед
ООД по развитию речи «Виды транспорта».
Цель: обогащать и активизировать словарь; развивать мышление и навыки диалогической речи; упражнять детей в классификации предметов; учить составлению простого распространенного предложения; воспитывать умение работать в коллектве. Воспитатель
Упражнения по развитию у детей графо - моторных навыков (работа в раскрасках, штриховка). Учитель-логопед, воспитатель
Экскурсия в «Комнату ПДД» ДОУ. Учитель-логопед, воспитатель
Подвижная игра «Водители». «Сигналы светофора». Воспитатель
Дидактическая игра «Мемо» (дорожные знаки – карточки, «Транспорт». Учитель-логопед, воспитатель
Совместная деятельность (Конструирование) «Машины из коробочек» Воспитатель
3 День - среда
Беседа: «Железнодорожный транспорт»
Цель: систематизировать знания детей о железной дороге; познакомить со зданием вокзала, внутренним устройством; расширять знания и представление детей о профессиях железнодорожников; познакомить детей с основными причинами несчастных случаев на железной дороге. Воспитатель
Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи «Транспорт».
Цели: учить образовывать приставочные глаголы. Развивать логическое мышление и связную речь детей. Закреплять знания о профессиях, связанных с транспортом. Воспитывать навыки правильного поведения на дороге и соблюдения правил дорожного движения. Учитель-логопед
Логопятиминутка «Транспорт» Учитель-логопед
Чтение В. Берестов «Автобус», В. Сутеева «Кораблик» Воспитатель
Конкурс чтецов стихотворений «Мы едем, едем, едем…» Учитель-логопед
ООД по художественно-эстетическому развитию
Рисование «Автобус, украшенный флажками, едет по улице».
Цель: Учить детей изображать отдельные виды транспорта; передавать форму основных частей, деталей, их величину и расположение. Учить красиво размещать изображение на листе, рисовать крупно. Закреплять умение рисовать карандашами. Учить закрашивать рисунки, используя разный нажим на карандаш для получения оттенков цвета. Продолжать развивать умение оценивать рисунки. Воспитатель
Дидактические игры: «Подбери признак», «Подбери действие», «Четвёртый лишний», «Один-много», «Кто чем управляет» Воспитатель, учитель-логопед
Подвижные игры «Поезд в Москву», «Разные машины» Воспитатель, учитель-логопед
4 День - четверг
Беседа «Такой разный транспорт»
Цель: расширить и уточнить знания детей о транспорте. Воспитатель
ООД по развитию речи «Транспорт в городе».
Цель: обогащать и активизировать словарь, уточнить и закреплять названия видов транспорта, его частей, цвета, материала; развивать навыки диалогической речи; учить составлению короткого описательного рассказа и сложного предложения с союзами «и», «а»; формировать навык образования сложных слов путём слияния корней, воспитывать интерес к окружающему миру. Воспитатель
ООД по художественно – эстетическому развитию. Аппликация «Троллейбус».
Цель: учить детей передавать характерные формы троллейбуса (закругление углов вагона). Закреплять умение резать полоску на одинаковые прямоугольники-окна, срезать углы, вырезывать колёса из квадратов, дополнять изображение характерными деталями (штанги). Воспитатель
Логопятиминутка «Транспорт» Учитель-логопед
Подгрупповые логопедические занятия «Опиши транспорт», «Составление описательного рассказа о транспорте».
Цель: развивать речевую активность у детей, умение составлять небольшие рассказы о транспорте по схеме. Учитель-логопед
Чтение рассказа М. Ильина и Е. Сегала «Машины на нашей улице» А. Лельевр «По воде на крыльях», Г. Граубин «Подводная лодка».
Цель: расширить знания детей о специальных видах наземного транспорта. Воспитатель
Экскурсия на остановку и к пешеходному переходу. Воспитатель, учитель - логопед
Дидактические игры «Что лишнее?», «Где чья машина?», «Едет, плавает, летает?» Воспитатель
5 День – пятница
Логопятиминутка «Транспорт» Учитель-логопед
Фронтальное логопедическое занятие по развитию связной речи.
Пересказ рассказа Г. Цеферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картин.
Цели: учить детей пересказывать текст, соблюдая целостность, связность, плавность и объём. Активизировать и расширять словарный запас детей по теме. Закреплять у детей употребление существительных в творительном падеже. Развивать умение отвечать на вопросы педагога полным ответом. Воспитывать у детей эстетическое восприятие литературных произведений. Учитель-логопед
ООД по художественно – эстетическому развитию.
Рисование «Грузовая машина»
Цель: учить детей изображать предметы, состоящие из нескольких частей прямоугольной и круглой формы. Учить правильно передавать форму каждой части, ее характерные особенности, правильно располагать части при их изображении. Закреплять в рисовании вертикальных и горизонтальных линий правильного закрашивания предметов. Воспитатель
Просмотр презентации «Правила поведения в транспорте». Воспитатель, учитель - логопед
Развлечение «Такой интересный транспорт»
Цель: Закрепить представления о транспорте, об особенностях его устройства и основных частях., его предназначении. Закреплять знания правил дорожного движения. Обогащать и активизировать словарный запас по теме: пешеход, перекресток, проезжая часть, тротуар, переходы. Добиваться чёткого произношения звуков, полного ответа. Формировать умение выслушивать ответы товарищей. Формировать умение детей работать сообща. Воспитатель, учитель-логопед
Сюжетно-ролевая игра «Пароход»
Цель: расширить и углубить знания детей о работниках водного транспорта. Воспитатель
Игра: «Придумываем загадки о транспорте» Учитель-логопед
Выставка детских работ «Транспорт» Воспитатель, учитель-логопед
Практическая значимость проекта :
1. Обогащение предметно-развивающей среды:
- иллюстративным материалом «Транспорт»
- дидактическими играми: «Транспорт», «Мемо», «Развивающий коврик – дорога», «Дорожные знаки».
2. Подготовлены рекомендации для родителей по закреплению пройденного материала.
3. Для решения задачи знакомства с транспортом использовались игровые приёмы, составление рассказов по схемам, мнемотаблицам, придумывание загадок.
Заключение:
Целенаправленная, комплексная работа взаимодействия воспитателей, логопеда и родителей по теме «Транспорт» способствует расширению знаний детей о транспорте. В результате проделанной работы: у детей сформировалась положительная динамика речевого развития, сформировался лексико-грамматический строй речи по теме «Транспорт», пополнилась развивающая среда, сформировалиись представления о разновидностях транспорта, обогатилось представление о разновидностях транспорта, обогатилось представление о профессиях людей, которые работают на транспорте, систематезировались знания о ПДД и поведение в транспорте.
При вовлечении детей в проектную деятельность : помощь в подборе информации, игрушек, разучивании стихотворений, изготовлении поделок развивается интерес к совместной деятельности и обогащение знаний у воспитанников по теме «Транспорт».
Список литературы:
1. Н. В. Нищева; Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлым нарушением речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. СПб., «Детство –Пресс, 2020г.
2. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. М. Школьная Пресса 2002.
3. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Развиваем речь дошкольника. М., 2012.
4. Г. Н. Соломатина, Занятия по развитию речи детей 5-6 лет, ТЦ Сфера, 2018г.
5. Т. С. Комарова, Изобразительная деятельность в детском саду (старшая группа, Мозаика-синтез, Москва, 2017г.
6. О. С. Гомзяк «Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР – III уровня, М. : Издательство ГНОМ, 2014г.
7. О. С. Гомзяк "Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи III уровня у детей старшего дошкольного возраста (группы от 5 до 6 и от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи" «Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР – III уровня» М. : Издательство ГНОМ, 2014г.
8. О. С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» (конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе, М. : Издательство ГНОМ, 2014г.
9. О. С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» (конспекты фронтальных занятий 2 периода обучения в старшей группе, М. : Издательство ГНОМ, 2014г.
10. Транспорт в картинках. Выпуск 1. Пассажирский и железнодорожный транспорт. Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ», 2018г.
11. Транспорт в картинках. Выпуск 2. Служебный транспорт. Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ», 2021г.
12. Транспорт в картинках. Выпуск 3. Водный и воздушный транспорт. Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ», 2021г.