Регина Шайхлисламова
Логопедический досуг по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР «Путешествие в страну грамматики»
▼ Скачать + Заказать документы
Досуговая деятельность — одна из важных форм организации работы с детьми, имеющими речевую патологию, в условиях коррекционного детского сада. Логопедический досуг позволяет в игровой форме подвести итоги проведённой работы, а совместная работа специалистов при руководящей роли учителя-логопеда позволяет наиболее успешно развивать ребёнка, так как при подобной интеграции усиливается восприятие речевого материала. Всё это повышает мотивацию обучения, формирует познавательный интерес у детей, улучшает эмоциональное состояние. Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, привели меня к идее проведения логопедического досуга. Такая нетрадиционная форма совместной деятельности с детьми вызывает у них живой интерес, помогает психологически подготовить к дальнейшим выступлениям на праздниках, а у логопеда появляется возможность решать задачи развития речи у детей, автоматизировать поставленные звуки в интересной и непринужденной для детей обстановке. Я хочу предложить вашему вниманию сценарий логопедического досуга «Путешествие в страну Правильной речи»
Публикация «Логопедический досуг по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР „Путешествие в страну грамматики“» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» сентябрь 2015
Цель: проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте; учить применять их в практической деятельности – игре.
Коррекционно-образовательные цели:
Обогащать и систематизировать у детей полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах, предложениях;
Совершенствовать навык составления и чтения слов с пройденными буквами;
Закреплять навык звуко-буквенного, слогового анализа и синтеза слов;
Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление сложно-подчинённых предложений);
Профилактика оптической дисграфии.
Коррекционно-развивающие:
Развивать общие речевые навыки (просодические элементы речи);
Развивать фонематические представления;
Развивать высшие психические функции (зрительное и слуховое внимание, память, словесно-логическое мышление)
Коррекционно-воспитательные цели:
воспитывать эмоциональную отзывчивость к речевым играм;
воспитывать умение выслушивать ответы товарищей;
воспитывать навыки инициативности, дисциплиннированности, сотрудничества;
Оборудование: шапочки со звуками, фонограмма песни, цветик-семицветик с буквами, костюм волшебницы-Грамоты, картонные изображения замков со звуковыми схемами, предметные иллюстрации, магнитная доска, магниты, карточки с зашифрованными словами, макет горы, напечатанные слова для чтения, картонные цветы с напечатанными слогами, листья с словами для составления предложений, медали по количеству детей.
1. Организационный момент.
Логопед
За высокими горами
За глубокими морями
Чудная страна там есть
Под названием «Правильная речь»
Под музыкальное сопровождение выходят дети, у которых на голове шапочки-буквы: «Ш», «С», «Р», «Л», «З».
1ребёнок
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи
Мы их точно знать должны!
Вот уж звуки встали в ряд
Начинается парад!
2 ребёнок
Не далеко и не близко,
Не высоко и не низко,
Жили-были звуки
В одной логонауке.
3 ребёнок
Звук «С» улыбался,
С горочки катался.
Ветерок, дуй холодней,
Выдувай звук «С» скорей! «С-с-с-с!»
4 ребёнок
Вот со звуком «С» слова:
Ястреб, ласточка, сова.
Сом, гусыня и оса.
Слон, собака и лиса.
5 ребёнок
Мы со звуком «Ш» играли
И картинки подбирали:
Карандаш, машина, книжка,
Шляпа, бабушка, малышка.
6 ребёнок
Долго звук я «Л» учил
И словечки выучил:
Лапа, лапы, лапочки,
Лампа, лампы, лампочки.
2. Сообщение темы занятия.
В это время звучит музыка входит Королева Грамоты. : «Я Королева Грамоты, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник, Буквоед, пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит злость и беспорядок. Своё заклинание он хранит в волшебном цветке. Собрав лепестки цветка, вы сможете узнать магическое слово,
3. Закрепление изученного материала. Отгадывание загадок.
Логопед : Ну что ребята поможем Королеве Грамоты? Но как мы туда попадём в это царство? А вот и серединка цветка и на ней что-то написано:
– Для начала отгадайте загадки о жителях этой страны :
Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук).
Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).
Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).
Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту (слово).
Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я (предложение).
Звучит волшебная музыка.
Логопед : Вот мы и оказались в Звуковом царстве Буквенном государстве. Я предлагаю исполнить песню. Дети встают полукругом и поют песню.
4. Песня «Маленькая страна»
В эту страну попасть непросто
Грамота там живёт.
И по тропе красивой речи
Нас она поведёт.
Надо всем детям научиться
Правильно говорить.
В эту страну тот час умчимся
Будем всегда там жить.
Припев:
Маленькая страна,
Грамотная страна.
Там говорят и пишут верно
Звуки и все слова.
В этой стране не будет места
Неправильным словам.
Трудности и ошибки речи
Не приживутся там.
Нас логопед научил все звуки
Чётко произносить.
Будем всегда и везде стараться
Правильно говорить.
5. Профилактика оптической дисграфии.
Дидактическая игра «Узнай букву»
Посмотрите, а дорогу дальше нам укажут буквы. Но буквы не простые, они обижены Буквоедом. Что это за буквы, вы узнали? (на полу разложены буквы, у которых не хватает каких-нибудь элементов).
А вот и первый лепесток с заданием.
Первый лепесток.
Вы загадки разгадали
В волшебную страну попали
Но смотрите впереди очень крепкие замки.
Чтобы лепесток забрать умей замок ты открывать.
6. Подбор предметных иллюстраций к звуковым схемам.
Дети подбирают к звуковой схеме на замке соответствующую картинку, если она подходит, то замок открывается.
Логопед : Какая следующая буква укажет нам дорогу?
Второй лепесток.
Если коврик мы сошьём
Быстро дальше мы пойдём
Первый звук определяйте
По цвету нитки выбирайте.
7. Дидактическая игра «Коврик»
На полотне расположены картинки. Ребёнок берёт одну из них, определяет первый звук в слове, даёт ему характеристику, выбирает фишку соответствующего цвета и размещает её на доске
Логопед : Какая следующая буква укажет нам дорогу?
Третий лепесток.
Цифры по порядку быстро расставляйте
Полученное слово вслух вы прочитайте.
8. Дидактическая игра «Зашифрованное слово»
У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово.
Логопед. Какая следующая буква укажет нам дорогу?
Четвёртый лепесток.
Впереди гора стоит,
Она из слов вся состоит.
Разобрать её вам нужно
Будет путь тогда открыт.
9. Игра с мячом «Встречу слово на дороге, разобью его на слоги».
Каждый ребёнок называет слово (картинку, которая висит на «горе») и ударяет мячом об пол столько раз, сколько в слове слогов.
Логопед : Какая следующая буква укажет нам дорогу?
Пятый лепесток.
Чтобы слово вам узнать
Цветочки нужно собирать.
Цветок срывается
Слог на нём читается
Цветы по цвету собирайте
И словечки составляйте.
10. Дидактическая игра «Собери цветок»
Дети, разбиваясь в пары, собирают цветы одинакового цвета. На каждом цветке записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова.
Логопед : Какая следующая буква укажет нам дорогу?
Шестой лепесток.
Здесь ветер сильный погулял
И слова все разбросал.
Вы их вместе соберите и предложение прочтите.
11. Дидактическая игра «Составь предложение»
Дети работают в тех же парах, они располагаются около столов, составляют из слов предложения и выкладывают их схемы.
Логопед. Вот и собрали мы все лепесточки, пора узнать магическое слово, чтобы снять заклинание. А как его узнать? Что делать с этими буквами на лепестках? Буквы все разного размера?
(дети догадываются, что буквы нужно расставить по порядку, от большой к маленькой, и прочитать слово - дружба).
Звучит волшебная музыка.
Королева Грамоты : «Спасибо вам ребята, что вы спасли мою страну и её жителей.
Я желаю вам друзья делать добрые дела
И дружить и дорожить
И добро друзьям дарить».
12. Итог занятия.
Дети встают в круг, берутся за руки и произносят слова:
Шире наш чудесный круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернись
И друг другу улыбнись.