Ольга Борисевич
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Букварию»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в страну Букварию
Интеграция ОО: Речевое, социально-коммуникативное, познавательное, физическое развитие.
Цель: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Задачи:
Речевое развитие:
1. Закреплять знания об особенностях гласных и согласных звуков, упражнять в дифференциации по твердости и мягкости, закреплять умение детей делать слоговой и звуковой анализ слов.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе „Путешествие в страну Букварию“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
2. Упражнять в составлении предложения по заданному слову. Закреплять умение составлять схему предложения.
3 Совершенствовать умение разгадывать ребусы, читать зашифрованные слова по первым звукам картинок.
Социально-коммуникативное развитие:
Развивать у детей умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками, творческую активность, саморегуляцию собственных действий. Продолжать формировать эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания к ближним.
Познавательное развитие:
Развивать у детей познавательную мотивацию, любознательность. Формировать умение выполнять познавательные действия.
Физическое развитие: обеспечить двигательную активность детей и предупредить их утомляемость в процессе ООД посредством физ. минутки и двигательной активности.
Методы и приемы:
Словесный - беседа, словесные игры.
Наглядный - показ картинок, рассматривание игровых персонажей, показ способа действия. Практический - дидактические игры, упражнения, игровой метод, моделирование.
Оборудование:
Шарик (Буквоежка, письмо, мяч, аудиозапись песни" Вместе весело шагать",
3 Звуковичка - картинки слов, начинающихся на гласный,мягкий и твёрдый согласный (по 2).
Слоговой домик и картинки к нему на определение количества слогов в слове (по 2).
Цветные полоски из картона для составления схем предложения.
Буквы - К, А,Н,Г,И. Ребусы (5 шт) и кассы букв.
Цифры 5 (10 шт) ,вырезанные из картона.
Предварительная работа:
Обучение детей слоговому, звуковому анализу слов, умению составлять предложения и схем к ним.
Ход:
. I. Организационный момент.
- Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются)
-Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.
- И мы, вначале, повторим с вами правило речи:
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Чётко, чётко говорим
Никуда мы не спешим!
А говорить чётко нам помогают наши пальчики. Давайте сделаем
пальчиковую гимнастику: “Дом на горе”
На горе мы видим дом (все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”)
Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками)
Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты)
Вот душистые цветы (сделайте из ладоней “бутон”)
Окружает все забор (изобразите забор.)
За забором – чистый двор (погладьте ладонями воздух)
Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота)
К дому быстро подбегаем (пальцы “побежали”)
В дверь стучимся: тук-тук-тук. (кулаком стучим по ладони)
Кто -же к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху)
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что-то несете)
Мотивация к деятельности:
-Ой, ребята, какое-то письмо. (воспитатель берет письмо)
- Какой интересный конверт,да на нем разные буквы, кто нам его мог отправить? Давайте откроем и прочитаем.
«Ой, ребята помогите!
Поскорей к нам приходите,
Наши буквы заболели
Потемнели, побледнели,
Вы к нам,дети поспешите
И порядок наведите
Буквоежка все смешал,
Наши буквы разбросал»
Ваша фея Буковка
Воспитатель: - Ну что, поможем фее Буковке?
-Значит надо поспешить. А отправимся мы в путь с весёлой, дружной песней. Вставайте друг за другом (идут по кругу под песню "Вместе весело шагать").
- Вот мы и пришли. (садятся на стулья).
А нас уже кто-то встречает. Это же Звуковички. (на мольберт выставляются 3 Звуковичка).
Беседас детьми о звуках:
Они решили устроить нам небольшие испытания. Слушайте внимательно вопрос:
- Что мы слышим и произносим? (слышим и произносим мы звуки).
- Какие звуки вы знаете? (гласные - можно петь, согласные - петь нельзя).
А что обозначает цвет наших Звуковичков?
(красный Звуковичок обозначает гласный звук. Синий - обозначает твердый согласный звук. Зеленый -обозначает мягкий согласный звук.).
Но что-то Звуковички грустные. Оказывается, здесь уже побывал вредный Буквоежка, он разбросал все их картинки и теперь Звуковички не могут их разложить по местам. Давайте им поможем.
Задание - " Разложи картинки" : Если слово на картинке начинается на мягкий согласный звук, то мы положим эту вещь кому? (зелёному Звуковичку.) А если слово начинается на твердый согласный звук, то эта вещь отправится к. (синему, на гласный к. (красному). Дети раскладывают картинки.
Ребята, в стране Букварии живут не только звуки, но и буквы. а что же такое буквы?
(Буквы- это знаки, которыми можно записать звуки).
Правильно, буква обозначает звук, а что особенного в буквах е, ё, ю, я, ?
(они обозначают два звука,один из которых мягкий согласный звук "й")
Нам надо искать Буквоежку и буквы нам в этом будут помогать. В них мы будем находить задания,и если мы все задания выполним, мы обязательно Буквоежку найдём.
Чтобы узнать какую букву нам взять. отгадаем загадку:
Эта буква - начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко. (А)
Задание на обороте буквы : Составить волшебную звуковую цепочку.
Игра с мячом " Назови слово на последний звук"
Следующая загадка:
«Пэ» в другую букву можно
Очень быстро превратить -
Перекладинку немножко
Надо только опустить! (Н)
Задание - «Путаница» :
В стране Букварии ещё живут звуки-озорники. Они очень любят передвигаться с одного места на другое. Вам нужно будет вернуть перепутавшиеся звуки на места и назвать слова правильно.
Серый вол, голодный, злой,
Бродит по лесу зимой.
(Вол - волк)
Стол высокий, метра три,
Крепко держит фонари.
(Стол - столб)
Землю роет старый кот,
Под землёю он живёт.
(Кот - крот)
Шар на шею повязал
И ангину не поймал.
(Шар - шарф)
Лень с ветвистыми рогами
Мчит на встречу мне и маме.
(Лень - олень)
От весёлой острой утки
Хохотали мы все сутки.
(Утки - шутки)
Рыбки в лодочке сидят,
К поплавку прикован взгляд.
(Рыбки - рыбаки)
Город наш нам каждый год
Урожай большой даёт.
(Город - огород)
Час уже томится в печке
Каша вкусная из речки.
(Речка - гречка)
Бобы - речные плотники,
Зубастые работники.
На Иване папа спит,
И тихонечко храпит
(Иван-диван)
Молодцы! И с этим заданием справились хорошо.
Следующая загадка о букве :
На одной стоит ноге,
Конечно это буква. (Г)
Задание - Деление слов по слогам:
В стране Букварии есть домики для слов. Все слова живут в своих домиках, на своих этажах. Но Буквоежка всё перепутал. Помогите, ребята, расселить слова в слоговом домике. Если в слове 1 слог, оно живёт на первом этаже, 2 - на втором,3. ,4.
(Дети расставляют картинки).
Физ. минутка: Ребята, кажется в сказочной стране поднимается сказочный ветер.
Ветер, ветер закружил (кружатся,
С головою нас накрыл (качают головой, закрывая её руками,
Воет, дует, крыши рвет (машут руками над головой,
Идти дальше не дает (шагают,
Встанем дружно все в кружок (подходят в круг,
Отдохнем немножко… (садятся,
Ветер стих и мы пойдём снова по дорожке. (встают на ноги).
Загадка:
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок (И)
Задание - Составь предложение, составь схему предложения:
-А теперь следующее задание. Нас просят составить предложение со словом - дерево. (дети произносят свои предложения).
- А с какой буквы всегда начинается предложение? (предложение всегда начинается с большой заглавной буквы).
- А что мы ставим в конце предложения? (в конце предложения ставится точка)
- Ребята, а можно ли составить схему предложения?
-Давайте для этого мы пройдём за столы.
- Составим и запишем схему предложения - На дереве сидит синица.
У вас на столах лежат полоски картона. Вы работаете в парах, составляете схему этого предложения, а у доски будет работать.
-Ребята, послушайте предложение ещё раз и назовите слово, в котором есть буква «ц».
Дети: Это слово «синица».
-Звуковой анализ слова:
Правильно. Давайте сделаем звуковой анализ этого слова. У вас на столах звуковые фишки, карточки, которые помогут вам его выполнить.
(один ребёнок работает у доски, затем делает звуковой анализ вслух).
Задание выполнено, пора выбрать следующую букву.
Загадка:
Половинку от жука
Составляет буква (Ка)
Задание: "Разгадай ребус" - По первым буквам слов на картинках надо составить новое слово. (Дети работают в парах, читают получившиеся слова).
Задание- Собери из букв слово :
-Ребята, мы почти у цели, и наше последнее задание - собрать слово из всех букв, которые нам помогли и мы узнаем где спрятался Буквоежка.
(выкладывают на полу слово КНИГА.)
- Как же мы сразу не догадались! Буквоежка спрятался в книжном уголке, да вот же он. (воспитатель достаёт игровой персонаж нарисованный на воздушном шарике -Буквоежку).
- Буквоежка говорит :
Ничего у вас не выйдет,вам меня не победить. Я и вас заколдую, превращу вас всех в лентяев. А ещё я побывал в стране Математики, там я съел все пятёрки, и в школе вы не получите хороших отметок.
Воспитатель: Ребята, чтобы победить Буквоежку нам надо сказать волшебные слова-
Не будем мы лениться,
Ведь мы хотим учиться.
Раз, два, три - Буквоежка пропади.
(шарик лопается, из него разлетаются пятёрки, дети их берут)
- Ребята, мы справились со всеми заданиями. Мы победили злого Буквоежку.
Вы молодцы. Надеюсь, что в школе вы будете учиться только на «4» и «5». А нам пора возвращаться в детский сад.
Быстро вернуться нам поможет волшебный воздушный шар. Сядем в кружок, возьмёмся за руки, приготовились к полёту. (звучит музыка, а пока мы летим, вспомним, что мы сегодня с вами делали в волшебной стране Букварии.
- Обобщающая беседа.