Людмила Кулюпина
НОД по обучению грамоте детей подготовительной группы с ОНР «Путешествие в страну Знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
b]Цель[/b]. Формирование и развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.
Образовательные задачи. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слова. Обогащение экспрессивной речи однокоренными словами. Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков словообразования, чтения, анализа и синтеза слов и предложений. Профилактика дисграфии и дислексии. Автоматизация правильного произношения в свободной речевой деятельности всех поставленных ранее звуков.
Публикация «НОД по обучению грамоте детей подготовительной группы с ОНР „Путешествие в страну Знаний“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивающие задачи. Развитие диалогической речи, активизация словаря. Развитие фонематических представлений, общих речевых навыков, просодической стороны речи. Развитие произвольного внимания и памяти, логического мышления, быстроты реакции, тонкой и общей моторики, координации и выразительности движений.
Воспитательные задачи. Воспитание навыков взаимодействия, сотрудничества, активности и самостоятельности. Формирование доброжелательных, дружеских отношений между детьми. Создание положительного эмоционального настроя на совместную деятельность на основе игровых и сюрпризных моментов.
Оборудование. Макеты парохода и страны Знаний. Слого-звуковые схемы (раздаточные). Кассы букв (на каждого ребенка, тетради, карандаши, ручки (на каждого ребенка). Карточки для игры «Прочитай по первым буквам» (раздаточные). Конверты со словами для составления предложения (раздаточные). Панно с нарисованным деревом и карточки с однокоренными словами. Панно с кроссвордом и карточки с вопросами к кроссворду (раздаточные). Магнитная доска, музыкальный центр.
Ход НОД:
1. Организационный момент. Сообщение темы. Создание положительного эмоционального фона. Совершенствование навыка слогового анализа слов. Развитие выразительности движений. Координация движений с музыкой.)
Дети стоят около логопеда. Логопед предлагает отправиться в путешествие в страну Знаний. Дети выбирают, на каком транспорте можно поехать (на поезде, самолете, пароходе, воздушном шаре, машине, яхте).
Л. – Отгадайте, на чём мы сегодня отправимся в путь. Это водный вид транспорта, в нём три слога, ударный слог третий.
Д. - Это пароход.
Дети подходят к макету парохода, читают название «РАДОСТЬ». Звучит музыка к мультфильму «В порту».
Дети танцуют.
2. Игра «Подбери слово к схеме». Слого-звуковая аналитико-синтетическая деятельность.
Дети подходят к декорации «Страна Знаний».
Л. -В стране Знаний могут происходить разные чудеса. Посмотрите, в окнах домов находятся картинки. Они помогут вам подобрать слово к своей схеме (каждому ребёнку раздаются слого-звуковые схемы). Если вы правильно выполните задание, то одна из картинок оживёт.
Дети подбирают, объясняют свой выбор и садятся за столы.
3. Звуки и буквы. Развитие фонематических представлений, диалогической речи. [/u] Дифференциация звуков по признакам мягкости, твёрдости, глухости, звонкости. Закрепление терминов звук, буква.
Звучит музыка, появляется Карлсон.
К. – Здравствуйте ребята! Как я рад вас видеть. Какие вы стали большие!
Л. - Да, Карлсон наши дети скоро пойдут в школу!
К. - Тогда вы должны многое уметь и знать. Я приготовил для вас очень интересные задания. Вы готовы поиграть со мной? – Да!
К. –Расскажите мне всё о речевых звуках.
Л. - Скажите, какие бывают звуки? – Звуки бывают гласные и согласные.
Л. – Чем они отличаются друг от друга? – Гласные звуки произносятся свободно, а согласные не свободно. Гласные звуки можно петь, а согласные нет.
Л. - Произнесите только гласные звуки. Дети произносят (а, о, у, и, ы, э).
Л. - Вспомните, какие бывают согласные звуки. – Согласные могут быть твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
Л. - Назовите только твёрдые согласные. (Ответы детей).
Л. - Назовите только мягкие согласные. (Ответы детей).
Л. - Назовите парные звонкие и глухие согласные. (Ответы детей).
К. - Молодцы! Всё верно!
К. - А буквы вы знаете?- Да!
К. – Чем отличаются звуки от букв? – Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим, пишем и читаем.
4. Игра «Волшебники». Совершенствование навыка составления, чтения и преобразования слов. Профилактика дисграфии.
Карлсон предлагает открыть кассы букв.
К. - Вы сейчас будете волшебниками, а превращать мы будем слова.
Дети выкладывают и преобразуют слова, обьясняют свои действия:
Например: -полка-палка-балка-булка-белка.
Сколько слогов в твоем слове? Почему? Назови только второй и расскажи о звуках в нём и т. д.
5. Игра «Прочитай по первым звукам слово». Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза. Развитие зрительного внимания, тонкой моторики, логического мышления. Совершенствование навыка чтения слов. Профилактика дисграфии и дислексии. Воспитание навыков сотрудничества, активности и самостоятельности.
Карлсон показывает детям карточки на которых зашифровано слово.
К. - Помогите мне прочитать слово по первым звукам названия картинки (карточки раздаются каждому ребёнку).
Дети читают свои слова.
Карлсон просит детей напечатать своё слово в тетрадь и нарисовать его слого-звуковую схему.
Логопед напоминает детям об осанке и правилах печатания в тетради.
Дети выполняют задание. Логопед задаёт им контрольные вопросы.
Сколько букв в твоём слове? А сколько звуков?
Сколько слогов в твоем слове? Почему? Назови только второй и расскажи о звуках в нём и т. д.
6. Физминутка. (Ритмические движения под музыку). Развитие общей моторики, чувства ритма. Координация движений с музыкой.
7. Игра с мячом «Звуковая цепочка». Развитие фонематических представлений, активизация словаря. Развитие слухового внимания памяти, быстроты реакции. Воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества.
Карлсон предлагает поиграть с мячом. Дети учат его новой игре.
Логопед называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова – это начальный звук следующего.
Например: весна-автобус-слон-нос-сова-апельсин….
8. Игра «Как растут слова». Обогащение экспрессивной речи однокоренными словами. Совершенствование навыков словообразования, чтения и слогового анализа слов.
К. - У меня в саду выросло необычное дерево.
Карлсон вносит нарисованное дерево, на котором на корне приклеена липучками карточка со словом сад, а на ветвях, приклеены карточки с однокоренными словами к этому слову: садик,садовник, рассада,садовод, посадки, сады.
Л. -Дети, хотите узнать, как растут слова? –Да!
Дети подходят к доске с пособием, рассматривают его.
Л. - Как-то много лет назад посадили странный сад.
Не был сад фруктовым – был он только словом.
Это слово, слово – корень, разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло – стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада. Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод, с ним садовник идёт.
Очень интересно гулять в саду словесном!
Логопед закрепляет понятие однокоренные слова и даёт задание подобрать однокоренные слова к слову лес.
Дети подходят к столу, где лежат карточки с напечатанными словами.
Л. - Прочитайте слова, возьмите только те, которые являются однокоренными словами к слову лес. Разделите слова на слоги и разместите их на ветвях дерева так, чтобы на нижних ветках были слова с двумя слогами, а на верхних ветках слова с тремя слогами.
Дети выполняют задание и вместе с Карлсоном проверяют правильность выполнения.
9. Игра «Предложение рассыпалось». Совершенствование навыков составления, чтения, анализа и синтеза предложения. Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи. Профилактика дисграфии и дислексии.
К. - Очень понравилась мне эта игра! Мы сейчас играли со словами, а что получится, если слова подружатся? – Получится предложение.
К. - Что такое предложение?
К. - Как пишется предложение?
Ответы детей.
Л. – У вас на столах конверты со словами. Помогите Карлсону составить из них предложения. Посчитайте, сколько слов в вашем предложении.
Дети выполняют задание, отвечают на вопросы.
Логопед показывает знак! .
Л. - Как называется этот знак? - Это восклицательный знак.
- Прочитайте свои предложения восклицательно.
Дети читают.
Логопед показывает знак?
Как называется этот знак? – Это вопросительный знак.
-Прочитайте ваши предложения вопросительно.
Дети читают.
10. Разгадывание кроссворда. Развитие навыка звукобуквенного анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения. Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи.
К. – Какие вы молодцы! Мне очень понравилось, как вы выполняли мои задания. Вот только я забыл точное слово, чтобы выразить, как мне понравилось!
Л. - Мы сейчас тебе поможем! Это слово зашифровано в кроссворде.
Логопед ставит магнитную доску с кроссвордом.
Л. – А вопросы к кроссворду я предлагаю прочитать детям.
Детям раздаются карточки с вопросами кроссворда, они читают вопросы и отгадывают ключевое слово «браво».
К. - Конечно я хотел вам сказать – браво! Это слово говорят, когда очень понравилось! Вы настоящие умники и умницы!
Л. - Карлсон, твои задания были трудные и я, думаю, что справиться с ними нам помогли не только умения и знания, но и дружба! Наши дети всегда готовы придти на помощь своим друзьям. Сейчас они споют тебе песню: «Всё мы делим пополам».
Дети поют песню.
Карлсон благодарит детей, отдаёт им сладкие подарки и прощается.
11. Итог занятия.
Л. - Нам тоже пора возвращаться в детский сад.
Звучит музыка. Дети возвращаются на корабль, танцуют.
Л. - Ребята, где мы сегодня побывали? Вам понравилось путешествовать? Кого мы там встретили? Что больше всего запомнилось? Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз?
Положительная оценка деятельности детей.