МААМ-картинки

Логопедические упражнения на звук [Л]

Виктория Поршнева
Логопедические упражнения на звук [Л]
▼ Скачать + Заказать документы

Логопедические упражнения на звук [Л

Занятие 1

Развитие пространственного восприятия. Релаксация

Птицы готовятся к полету. У них сильные крылья (напряжение). Имитация полета (расслабление).

— Посмотри и скажи, какая птица находится перед тобой. Оглянись и посмотри, кто находится за тобой. Кого ты видишь слева, справа?

Развитие моторики пальцев рук

Сорока

Сорока, сорока.

Сорока-белобока.

Кашу варила,

На порог скакала,

Гостей скликала.

Гости во двор —

Кашу на стол.

Этому — на тарелочке,

Этому — на блюдечке,

Этому — в чашечке,

Публикация «Логопедические упражнения на звук [Л]» размещена в разделах

Этому — в мисочке,

А этому ничего не дала.

— Ты воды не носил,

Ты каши не варил.

— Вот тебе ложечка

Свари себе кашку.

Тут пень,

Тут колода,

Тут дрова,

Тут горячая вода.

Массаж или самомассаж

Упражнение на дыхание

Выработка правильного диафрагмального дыхания.

Игровое задание «Мячик — ямочка».

— Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух — образовалась ямочка.

Статическое упражнение на развитие ротового выдоха «Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые». Дутье на листочки.

Мимико-артикуляционные упражнения

— Изобрази грустных аистов. Им не хочется покидать родные края. Улыбнись им, передай свое хорошее настроение.

Упражнения для губ

«Птенчики широко открыли клювы и просят пищу». Открыть широко рот, как при произнесении звука [а]. Челюсти и зубы напряжены и неподвижны, зубы открыты на ширину 1,5 пальцев. Язык уложить на дно ротовой полости. Удерживать это положение под счет до 5, затем до 7. Закрыть рот.

«Зеленый дятел прощается с соловьем». Произнести звукосочетания киэй-киэй-киэй. Раскрыть рот, улыбнуться, обнажив все зубы. Удерживать губы и зубы в таком положении под счет до 5, затем закрыть рот.

Упражнения для языка

«Язычок пролезает сквозь дверную щелочку. Он хочет попрощаться с птицами». Покусывание кончика языка зубами с выдвижением его вперед.

«Клювы разных птиц». Показать, какой широкий клюв у утки. Широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 5—7.

«Клюв аиста». Высунуть изо рта узкий и острый язык. В случае за-труднений предложить ребенку дотянуться языком до конфеты или другого предмета.

Развитие голоса и переключаемости органов артикуляционного аппарата

«Песенки птенчиков».

— Как-то раз, летом, на лесной полянке птенчики учились петь.

Произнесение звуков : а-ааа, о-оооо, ууууу, ыыыыы с утрированной артикуляцией; с изменением силы и высоты голоса.

Развитие фонематического восприятия

Игра «Поймай звук». Произносятся звуки [с], [з], [л], [з], [ш], [ж], [л] и др. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит звук [л].

Есть ли звук [л] в словах лунь, ласточка, упал, махал, дятел, соловей?

Занятие 2

Развитие пространственного восприятия

На столах разложены овощи или муляжи.

— Посмотри и скажи, что ты видишь впереди, что находится сзади, что справа, слева от тебя. Где росла морковь — в земле или на кустах?

Релаксация

— Я превращаю вас в овощи. Сажаю рассаду. Растения растут, тянутся к солнышку (напряжение). Солнце припекло, овощи завяли (расслабление).

Развитие моторики пальцев рук

Пять веселых пальчиков пошли на огород.

Дел у них немало, дел невпроворот:

Сорвать помидоры, выкопать картошку,

Выдернуть морковку,

Срезать укроп и сорвать горох.

Упражнения на дыхание

Обучение правильному диафрагмальному дыханию. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2, продолжительный выдох ртом.

Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху. «Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук [у] на одном выдохе.

Мимико-артикуляционные упражнения

«Какой большой арбуз!» Выразить удивление с произнесением звука : «О-о-о-о-о!».

«Коза в огороде».

— Изобрази хитрую козу, которая решила полакомиться капустой. Покажи, как рассердилась хозяйка на козу. Изобрази страшное огородное пугало, покажи, как его испугались вороны.

Передай эмоциональное состояние мамы, чистящей и режущей лук. Покажи, как удивился дедушки, увидев огромную репу на своем огороде.

Упражнения для губ

«Сердитые сторожа». Хозяйка посадила сердитого пса сторожить огород. Поднимание верхней губы. Показать только верхние зубы. Произносить звукосочетания ав-ав-ав-ав.

«Сердитый бульдог». Оттягивание вниз нижней губы, обнажаются только нижние зубы.

«Широкая труба». Щенок увидел вот такую широкую трубу и решил туда залезть. Зубы сомкнуты, губы вытянуты широкой «трубочкой».

Упражнения для языка

«Язычок идет в гости к носу». Широкий кончик языка поднять к носу и закрыть им верхнюю губу.

«Вкусный арбуз». Съели арбуз, облизываем губки. Круговые движения языка по поверхности губ слева направо, а потом наоборот.

«Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок». Загнуть кончик языка, поднять за верхние зубы и удерживать его в таком положении под счет до 4—5.

«Луковые перышки».

— Покажи, какие острые перышки у лука.

Высунуть изо рта узкий и острый язык и удерживать в таком положении под счет до 5.

«Лопата». Будем копать картошку. Нужна лопата. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать под счет до 5.

Развитие голоса, переключаемости органов артикуляционного аппарата и согласованной работы губ и языка

«Огородные пугала учатся говорить, а потом поют песни». Произнесение звукового ряда а-у-о, о-и ы, а-у-о-и.

Развитие фонематического восприятия

«Поймай звук». Выделение звука [л] из слогового ряда за, ла, шу лу чи, лы.

Определение позиции звука [л] в словах лук, баклажан, лопата, копал, ровнял, убирал.

Где слышится звук [л] в слове лук? Обозначение звука [л] цветовым символом. Положить кружок синего цвета на полоску бумаги с метками, обозначающими начало, середину и конец слова.

Занятие 3

Развитие слухового восприятия

Игры «Молчанка», «Что услышал?», «Что звучало?».

Упражнения на дыхание

Обучение правильному диафрагмальному дыханию. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2, выдох ртом.

Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху.

«Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы] на одном выдохе.

Развитие моторики пальцев рук

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог:

— Тук-тук-тук.

Мимико-артикуляционные упражнения

— Передай с помощью мимики свое настроение, состояние, намерение и отношение к другому человеку.

приятно — неприятно радостен — расстроен

доволен — недоволен сердит — добр

счастлив — несчастен возмущен, яростен — добр

смел — труслив огорчен — весел

бесстрашен — испуган измучен — бодр

спокоен — рассержен послушен — непослушен

весел — печален

Упражнения для губ

«Сердитый бульдог». Поднимание верхней губы. Показать только верхние зубы. Можно произносить звукосочетания ав-ав-ав-ав (низким голосом).

Оттягивание вниз нижней губы, обнажаются только нижние зубы.

«Большая круглая баранка». Зубы сомкнуты, губы вытянуты широкой «трубочкой».

«Маленький бублик».

Упражнения для языка

«Стрелки часов». Круговые движения языка по поверхности губ слева направо, а потом наоборот.

«Язычок идет в гости к носу». Широкий кончик языка поднять к носу и опустить на нижнюю губу.

«Зубки-царапки». Поцарапать верхними зубами загнутый вверх кончик языка.

«Язычок пришел в гости к зубкам». Широко открыть рот, кончик языка прижать к верхним зубам и удерживать под счет 5—7.

«Жало комарика».

Чередование упражнений «Жало»«Лопатка».

Развитие голоса, переключаемости органов артикуляционного аппарата и согласованной работы губ и языка

«Дразнилки Буки и Бяки». Произнесение слогов би-бя, бе-бю, би-бя-бе, бю-бе-бя тихим и громким голосом, весело и печально.

Развитие фонематического восприятия

«Поймай звук». Выделение звука [л] из слогового ряда за, ла, шу, лу, чи, лы.

Определение позиции звука [л] в словах ладошка, лампа, лампочка.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения на занятиях по программе «Логопедические игры» для дошкольников и родителей «Зимние забавы»Дидактические игры и упражнения на занятиях по программе «Логопедические игры» для дошкольников и родителей «Зимние забавы» На свои занятия - индивидуальные и групповые, я приглашаю родителей. Кто-то весь год присутствует на них, кто-то один-два раза посещает.

Игра «Логопедические кубики»Игра «Логопедические кубики» Оборудование: пять кубиков с шестью разными сторонами Цель игры: закрепить умение составлять звуковые и слоговые схемы слов Ход игры. Первый.

Консультация для родителей «Логопедические игры на кухне»Консультация для родителей «Логопедические игры на кухне» Консультация для родителей «Логопедические игры на кухне» Под логопедическими играми в этой статье имеются ввиду самые разнообразные задания.

Дидактическая игра «Логопедические гонки»Дидактическая игра «Логопедические гонки» Логопедические гонкиУважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию изготовление логопедических гонок. Идея позаимствована из журнала "Дошкольное.

Логопедические игры и упражнения с «Волшебной лампой»Логопедические игры и упражнения с «Волшебной лампой» Коррекционная работа по формированию лексико-грамматических представлений у детей с нарушением речи процесс долгий, кропотливый и утомительный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедические упражнения на звук [Л]
Опубликовано: 22 сентября 2024 в 23:40
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедические упражнения на звук [Л]» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Поршнева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД