Получи документы

Логопедическая технология активизации словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Татьяна
Логопедическая технология активизации словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
▼ Скачать + Заказать документы

Для активизации словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в логопедической работе с ними используются две большие группы методов:

• методы накопления содержания детской речи;

• методы, направленные на закрепление и стимулирование использования в речи новых слов, развитие смысловой стороны словаря детей.

Первая группа методов включает:

Публикация «Логопедическая технология активизации словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня» размещена в разделах

- методы непосредственного знакомства ребенка с окружающим миром и обогащения словарного запаса ребенка путем осмотра и осмотр объектов, наблюдения, осмотр помещений детского сада, целенаправленные прогулки и экскурсии;

- методы косвенного знакомства ребенка с окружающим миром и обогащения словарного запаса ребенка посредством просмотра фотографий, слайдов, изображений с незнакомым контентом, чтения произведений искусства, показа фильмов и видео, просмотра телевизора.

Вторая группа методов используется для закрепления и стимулирования употребления слов в речи ребенка путем рассмотрения игрушек, картинок со знакомым содержанием, дидактических речевых игр и упражнений.

Средствами активизации словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня являются дидактические речевые игры и речевые упражнения.

Дидактические речевые игры – эффективный и широко распространенный метод словарной работы с детьми дошкольного возраста. Эти игры являются средством познавательно-речевого и интеллектуального развития дошкольников. Каждая дидактическая речевая игра имеет свой программный контент, который представлен определенной группой слов, которые должны выучить дети определенного возраста. В любой такой игре ребенок сталкивается с необходимостью решить определенную психическую проблему, так что одновременно происходит коррекция речевой и познавательной активности ребенка.

Структура этих психических проблем включает в себя различные описания объектов, их свойства и качества в их изображениях, описания из памяти, рассказы о презентации и т. д. Хорошие результаты работы дают выбор и придумывания загадок.

Принципы использования дидактических игр на логопедических занятиях по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня следующие :

- дидактическая игра должна опираться на программный материал;

- дидактическая игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более безопасным анализаторов (зрительного и тактического);

- назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр должны быть ясны и понятны детям;

- преимущества, используемые логопедами во время игр, должны быть внешне привлекательными;

- условия игры и количество пособий, используемых в ней, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс [28].

В процессе активизации словаря старших дошкольников с ОНР используются дидактические речевые игры на отработку умения образовывать от существительных глаголы и прилагательные, на закрепление типов связи между словами в словосочетаниях – согласования и управления, на употребление приставок при образовании глаголов, преобразование имен существительных в именительном падеже единственного числа во множественное, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Таким образом, дидактические игры, специально отобранные или составленные логопедом эффективным образом способствовали преодолению недостатков в овладении лексической системой языка. С их помощью осуществлялось расширение, закрепление, уточнение и активизация словаря детей с ОНР.

Речевые упражнения – еще одно средство логопедической коррекционной работы, которое используется для активизации словаря детей с ОНР. В них игровая задача состоит в правильном и быстром подборе точного слова.

Метод речевых упражнений предполагает, что в первых классах они выполняются в медленном темпе, так как педагог часто вынужден исправлять ответы детей, предлагать правильные слова, объяснять. В будущем эти упражнения могут стать игрой, в которой участники получают фишки за правильный или успешный ответ или исключаются из игры. В этой игре вы можете использовать мяч, который бросает ведущий ребенок, а ребенок, отвечая на вопрос взрослого, отбрасывает мяч назад - ведущий.

Перед проведением речевого упражнения или игры взрослый должен правильно объяснить каждому ребенку их правила и дать 2-3 примера выполнения задания. На логопедических занятиях в группе или подгруппе игровое задание предлагается всем детям группы сразу, затем наступает пауза, чтобы дети могли обдумать ответ. Затем по очереди вызывается один или несколько детей, которые дают ответы на игровое задание. Вся группа детей постепенно участвует в оценке ответов, полученных от детей. Такой подход к формированию активной лексики является наиболее продуктивным в коррекционной работе с детьми с ОНР. Поскольку формирование и коррекция активного словаря детей осуществляется в тесной связи с познавательной деятельностью детей, то эффективно проводить дидактические речевые игры и упражнения не только на логопедических занятиях или занятиях по развитию речи, но и на прогулке, во время экскурсий, подвижных игр и т. д.

Все выше охарактеризованные методы и средства формирования активного словаря у детей с ОНР, которые используются в логопедической работе с детьми, направлены на формирование у детей умений узнавать слово в потоке речи, понимать смысл и значение тех слов, которые ребенок слышит, отбирать нужные слова для собственных высказываний и правильно их употреблять в структурной и в смысловой связи, т. е. для построения простых и сложных предложений, небольших текстов описательного и повествовательного типа.

В процессе коррекционной работы по активизации словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня логопедическая работа строится по следующим направлениям:

– работа над узнаванием слова в потоке слышимой ребенком речи, а также над различением слов, близких по звуковому и слогоритмическому оформлению, но разных по значению (кошка – корка, торт – порт, кот – кит, парта – карта, почка – точка, зайка – майка и т. д.); при этом у детей развивается фонематическое восприятие и фонематический слух;

- работа по формированию умения различать правильное и неправильное произношение слова;

- работа по систематизации слов, которые уже есть в активном и пассивном словаре ребенка – формирование способности группировать их в тематические группы по разным признакам, выделять из них обобщающие слова (яблоко, груша, виноград, персики – это фрукты; автобус, трамвай, троллейбус, автомобиль – это транспорт; кресло, кровать, шкаф, диван – это мебель и т. д.);

– работа над разными видами значений слова, т. е. над развитием умения соотносить слово с предметом или явлением, которое оно обозначает (его предметным значением); над развитием понятийного компонента значения слова (т. е. умения устанавливать связь слова с понятием); над развитием концептуального компонента значения слова (т. е. умения соотносить данное слово с другими лексическими единицами (словосочетанием и предложениями) внутри лексической системы языка; овладение дополнительными оттенками, имеющимися в значении слова);

– работа над сопоставлением, сравнением слов по их лексическим значениям (работа с синонимами, антонимами, омонимами, многозначными словами);

– работа над смысловой сочетаемостью слов, т. е. формирование и развитие умения согласовывать имена прилагательные, числительные с менами существительными (красный мяч – красная папка – красное пальто, красные ягоды; один ребенок – одна девочка, два ребенка – две девочки и т. д.); умения употреблять предлоги – простые и сложные – для связи слов в словосочетании и предложении и употреблять элементарные союзы (и, а, но, что, потому что, когда и т. д.) – для связи простых предложений в сложные;

– работа над активизацией поиска слова, которое наиболее точно отражает мысль, которую ребенок хотел бы выразить в речи.

К этим традиционным направлениям, по рекомендациям Р. И. Лалаевой и Н. В. Серебряковой, в коррекционную работу с детьми дошкольного возраста с ОНР могут быть добавлены следующие направления:

– расширение объема активного словаря с параллельным расширением представлений детей об окружающем мире, формирование познавательно-речевой активности ребенка;

– уточнение значений слов путем включения их в соответствующий контекст – использование прибауток, пословиц, поговорок, стишков и т. д., доступных пониманию детей;

– формирование как можно более полной семантической структуры слова в единстве всех основных компонентов его значения – предметного, понятийного, концептуального;

– организация семантических полей и расширение тематических групп в соответствии с программными требованиями, интересами, потребностями и возможностями каждого ребенка;

– перевод слов из пассивного в активный словарь.

Логопедическая работа с детьми по каждому из выше названных направлений осуществляется в два этапа. На первом этапе обогащается пассивный словарь детей, на втором – происходит перевод слов из пассивного словаря в активный и осуществлялась активизация : закрепление усвоенных ребенком новых слов с помощью специальных речевых упражнений и дидактических речевые игры, помогающих ребенку использовать новое слово в его собственной речи.

В процессе активизации словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях как групповых (подгрупповых, так и индивидуальных соблюдаются следующие психолого-педагогические условия :

– учет индивидуальных психолого-педагогических особенностей развития ребенка и имеющихся у него нарушений речевого развития, установленных на диагностической основе;

– формирование структуры слов и системы их значений на основе формирование способности соотносить значение слова с объектом, который оно обозначает, и только после этого - руководить формированием обобщающей функции слова;

– обучая ребенка умению различать существенные и незначительные качества, свойства и атрибуты предметов, обозначаемых этим словом, одновременно развивать наблюдательность и внимание ребенка, его фонематическое восприятие и фонематический слух, познавательную и речевую активность, умение сравнивать предметы между собой;

– обогащение активного словаря ребенка словами разных частей речи : прилагательными, наречиями, местоимениями, предлогами и союзами;

– ориентация воспитателей детского сада и родителей ребенка на активацию словарного запаса ребенка во все режимные моменты и в самых разнообразных обстановках в детском саду и дома: в раздевалке, спальне, уголке природы, игровом уголке, на кухне, где есть визуальная база для формирования активного словарного запаса у детей с ОНР.

На каждом сеансе логопедии обязательно должно быть выделено время для активизации и закрепления новых слов, без которых они не могут быть введены в самостоятельную речь ребенка и активирован словарный запас.

Поскольку у детей с ОНР III уровня наблюдается снижение познавательного интереса, то для активизации словаря недостаточно просто называть предметы и явления словом. Здесь нужен другой подход –активизация словаря, цель которой – побудить детей слушать и слышать педагога, мотивировать их на усвоение новых слов, стимулировать их речевую активность. Например, соревновательный метод, с помощью которого дух соревнования придан дидактическим речевым играм и упражнениям, что повышает интерес детей к ним. Этого можно достичь, задавая детям вопросы: «Кто найдет больше слов, «Кто быстрее выберет правильное слово и тому подобное.

При работе с синонимами и антонимами полезно использовать пословицы и поговорки, короткие рассказы, доступные пониманию ребенка и представляющие для интерес. По содержанию этот речевой материал увлекателен и понятен детям.

Среди приемов, способствующих активизации словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня формированию активного словаря у детей с ОНР, на логопедических занятиях, по рекомендации Г. С. Швайко, целесообразно использовать:

– наглядный показ и называние нового предмета или действия, его существенных признаков, которые обязательно сопровождаются рассказом, объяснением, пояснением взрослого;

- новое слово должно быть произнесено сначала в хоре, а затем индивидуально;

- для лучшего понимания и запоминания слова обязательно включите его в знакомый и понятный ребенку контекст, а затем выполните различные упражнения для обеспечения его правильного произношения и использования;

– уточнение значения слова осуществляется с использованием однокоренных слов и слов обобщающего характера (например, хлеб – хлебница – это посуда, в которой хранят хлеб; кофе – кофейник – это посуда, в которой готовят (варят) кофе; чай – чайник – это посуда, в которой кипятят чай и т. д.);

– использование синонимов для уточнения значения слова (например, громадный дом – очень большой, огромный дом, тот, который выше всех других домов);

– использование вначале ориентирующих, подсказывающих вопросов (например, «Это дом высокий или низкий?», а затем вопросов, требующих от ребенка самостоятельного ответа. Эти вопросы должны быть краткими, точными, доступными для понимания ребенка.

– самостоятельное формулирование детьми вопросов;

– подбор названий предметов для действий (например, рисовать – рисунок, бежать – бег, читать – чтение, писать – письмо и т. д.) и наоборот, названий действий – к предметам (например, ходьба – ходить, краска – красить, игра – играть и т. д.); наречий к названиям различных действий (например, говорить тихо, прыгать высоко, бежать быстро, идти медленно и т. д.); эпитетов (имен прилагательных) к предмету (например, трава (какая) зеленая, свежая, молодая и т. д.); однокоренных слов (например, лес – лесной, лесник; вода – водичка, водяной, водный и т. д.);

– упражнение в распространении предложений путем употребления обстоятельств причины, следствия, условия, цели с помощью союзов потому что, если, для того, чтобы и т. д.

Эти приемы на логопедических занятиях по активизации словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня используются в комплексе, они часто переплетаются, взаимодействуют.

На каждом логопедическом занятии активно используется наглядность: красочные и яркие рисунки, схемы, которые помогают детям овладеть различными категориями предметов, усвоить и соотнести обобщенное название и названия конкретных предметов, овладеть родовидовыми отношениями.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическая технология активизации словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Опубликовано: 29 сентября 2022 в 21:27
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическая технология активизации словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД