МААМ-картинки

Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми со стертой дизартрией

Тимошенко Екатерина
Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми со стертой дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы

Хорошо известно, что благодаря речи люди получают широкие возможности общения друг с другом. Всякая задержка или нарушение речи в ходе развития ребенка отражаются на его деятельности. Нарушения координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. Между движением и речью наблюдается тесная взаимосвязь. Нарушение моторики оказывает прямое влияние на произносительную сторону речи, которая у большинства детей — дизартриков страдает.

Публикация «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми со стертой дизартрией» размещена в разделах

Дети не умеют изменять силу и высоту голоса, недостаточно четко воспроизводят звуки и их сочетания изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях и фразах, неправильно воспроизводят речевой материал в заданном темпе. У них нарушено восприятие и воспроизведение различных ритмов. Дети не пользуются в своей речи интонационными средствами.

Диагноз дизартрия ставится на основе специфики речевых и неречевых нарушений.

Неречевые:

• нарушение тонуса в артикуляционной мускулатуре

• нарушения двигательного аппарата

• нарушение эмоционально-волевой сферы.

• нарушение ряда психических функций (внимание, память, мышление).

• нарушение познавательной деятельности.

• своеобразное формирование личности.

Речевые:

• нарушение звукопроизношения. В зависимости от степени поражения может страдать произношение всех или нескольких согласных. Может нарушаться и произношение гласных звуков (они произносятся неясно, искаженно, часто с носовым оттенком).

• нарушение просодики - темпа, ритма, модуляции, интонации.

• нарушение восприятия фонем (звуков) и их различения. Возникает вследствие нечеткой, смазанной речи, которая не дает возможности сформироваться правильному слуховому образу звука.

• нарушение грамматического строя речи.

Изучая коррекционные методики, можно сделать вывод о том, что с детьми со стертой формой дизартрии необходимо целенаправленно работать над развитием всех элементов просодики, артикуляционной и мимической моторик, речевым дыханием.

Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. В педагогической практике логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была наиболее эффективной.

Основная цель логоритмики - преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы.

При проведении логоритмических занятий, учитывается состояние речи и моторики. Занятия с движениями для детей с дизартрией имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов

В то же время движение под музыку является для ребёнка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом благотворно сказывается на его состоянии и воспитании.

Основные виды упражнений, использующихся на занятиях логопедической ритмики для детей с дизартрией, направлены на регуляцию мышечного тонуса, развитие речевого дыхания и голоса, развитие дикции и артикуляции, статической и динамической координации движений и речи, мелкой и мимической моторики переключаемости движений, чувства ритма. Таким образом, логоритмические игры и упражнения являются ценной неотъемлемой частью коррекционного процесса, позволяющей добиться положительного и устойчивого результата в коррекции стертой формы дизартрии.

Подготовка к логоритмическому занятию имеет ряд особенностей:

• подбор речевого материала осуществляется с учетом лексической темы недели;

• подбор музыкального материала согласовывается с планированием музыкального руководителя;

• перед занятием проводится предварительная работа по разучиванию игр;

• при подборе двигательных упражнений необходимо учитывать группу здоровья детей.

Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Оно длится от 15 до 35 минут в зависимости от возраста детей. Занятие состоит из трё х частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть продолжается от 3 до 7 минут. Данное время необходимо для подготовки организма ребёнка к моторной и речевой нагрузкам. Используются такие упражнения как повороты и наклоны корпуса, различные виды ходьбы и бега с движениями руками, с изменением направления и темпа движения, с перестроениями. Спомощью этих упражнений дети учатся ориентироваться в пространстве, в право- левостороннем направлении движения и т. д. Вводные упражнения дают установку на разнообразный темп движения и речи с помощью музыки. Для улучшения координации движений, для тренировки устойчивости широко используются упражнения с перешагиванием через гимнастические палки, кубики, обручи. Они направлены на тренировку внимания, памяти и ориентировки, тормозных реакций.

Основная часть занимает от 10 до 25 минут и включает в себя следующие виды упражнений:

• Ходьба и маршировка в различных направлениях;

• Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

• Упражнения регулируемые мышечный тонус;

• Упражнения, активизирующие внимание;

• Упражнения регулирующие мышечный тонус;

• Упражнения на развитие координации движения;

• Упражнения на координацию речи с движением;

• На координацию пения с движением;

• Слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения;

• Счетные упражнения;

• Речевые упражнения без музыкального сопровождения;

• Упражнения формирующие чувства ритма;

• Упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

• На развитие мелкой моторики;

• На развитие речевых и мимических движений;

Ритмические упражнения;

• Пение;

• Игра на музыкальных инструментах;

• Музыкальная самостоятельная деятельность;

• Игры (статические, малоподвижные, подвижные);

• Упражнения для развития творческой инициативы.

Заключительная часть занимает от 2 до 7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, спокойная ходьба, релаксационные упражнения.

Перевоспитание нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представлений, активности мысли и развития памяти: эмоциональной, если процесс обучения вызывает заинтересованность и связанный с этим эмоциональный отклик; образной – при восприятии наглядного образца движений; словесно-логической – при осмысливании задачи и запоминании последовательности выполнения логоритмических заданий; двигательно-моторной – в связи с практическим выполнением заданий; произвольной – без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений.

Таким образом, логоритмические игры и упражнения являются ценной неотъемлемой частью коррекционного процесса, позволяющей добиться положительного и устойчивого результата в коррекции стертой формы дизартрии.

Литература:

1. Аксанова Т. Ю. «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР: учебно-методическое пособие»; СПб. ; ДЕТСТВО- ПРЕСС,2009.

2. Архипова Е. Ф «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии». М. : АСТ: АСТРЕЛЬ, 2010г.

3. Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика»М., 2002.

4. Дедюхина Г. В. «Работа над ритмом в логопедической практике» (методическое пособие); М., «Айрис Пресс», 2006 г.

5. «Логопедия» под ред. Волковой Л. С. - М., Просвещение, 1995.

6. Лопатина Л. В. «К вопросу о «стёртых формах дизартрии».- в кн. : «Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. - Л, 1989.

7. Лопухина И. С. «Логопедия- речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей».- СПб., Дельта, 2008.90с. ,ил.

8. Новиковская О. А. «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей». – СПб. : КОРОНА, 2005.- 272с., ил.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Логопедическая ритмика как средство коррекции нарушений речи дошкольников» Для наиболее эффективной работы над профилактикой и коррекцией речевых нарушений, развитием двигательных навыков у детей, кроме основных.

Коррекционная работа с детьми со стертой дизартриейКоррекционная работа с детьми со стертой дизартрией Всем известно, что дизартрия – самый коварный диагноз у детей, имеющих речевые нарушения. При дизартрии нарушается иннервация всего речевого.

Логопедическая ритмика Логопедическая ритмика Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода лечения заикания у детей дошкольников.

Логопедическая ритмика (занятие для детей 5 лет) Логопедическая ритмика (занятие для детей 5лет) Ритмическая разминка Ходьба по кругу в колонну по одному под марш, бег, подскоки, ходьба.

Методическая разработка «Логопедическая ритмика» Логопедическая ритмика Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода лечения заикания у детей дошкольников.

Методические рекомендации по формированию фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией Методические рекомендации по формированию фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией. На основании анализа методической.

Организация работы в системе сопровождения и оказания коррекционной помощи детям в ДОУ В последнее время отмечается значительный рост количества детей, испытывающих различные трудности в обучении, социализации и нуждающихся.

Особенности речевого развития у детей со стертой дизартрией. В настоящее время одной из актуальных проблем среди детей дошкольного возраста является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии,.

План воспитательной образовательной работы работы с детьми. Логопедическая подготовительная группа (март-2 неделя) Тема надели: «Перелетные птицы«, 10 марта,. Вторник. [/i]УтроI Совместная деятельность 1. Утренняя гимнастика. Комплекс №6 2. Беседа: «Что.

Состояние произвольного зрительного и слухового внимания у дошкольников со стертой дизартрией Произвольное внимание, как сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности, начинает развиваться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми со стертой дизартрией
Опубликовано: 17 января 2017 в 09:14
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми со стертой дизартрией» (включая файлы) размещена пользователем Тимошенко Екатерина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД