Тимошенко Екатерина
Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми со стертой дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошо известно, что благодаря речи люди получают широкие возможности общения друг с другом. Всякая задержка или нарушение речи в ходе развития ребенка отражаются на его деятельности. Нарушения координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. Между движением и речью наблюдается тесная взаимосвязь. Нарушение моторики оказывает прямое влияние на произносительную сторону речи, которая у большинства детей — дизартриков страдает.
Публикация «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми со стертой дизартрией» размещена в разделах
- Дизартрия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
Дети не умеют изменять силу и высоту голоса, недостаточно четко воспроизводят звуки и их сочетания изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях и фразах, неправильно воспроизводят речевой материал в заданном темпе. У них нарушено восприятие и воспроизведение различных ритмов. Дети не пользуются в своей речи интонационными средствами.
Диагноз дизартрия ставится на основе специфики речевых и неречевых нарушений.
Неречевые:
• нарушение тонуса в артикуляционной мускулатуре
• нарушения двигательного аппарата
• нарушение эмоционально-волевой сферы.
• нарушение ряда психических функций (внимание, память, мышление).
• нарушение познавательной деятельности.
• своеобразное формирование личности.
Речевые:
• нарушение звукопроизношения. В зависимости от степени поражения может страдать произношение всех или нескольких согласных. Может нарушаться и произношение гласных звуков (они произносятся неясно, искаженно, часто с носовым оттенком).
• нарушение просодики - темпа, ритма, модуляции, интонации.
• нарушение восприятия фонем (звуков) и их различения. Возникает вследствие нечеткой, смазанной речи, которая не дает возможности сформироваться правильному слуховому образу звука.
• нарушение грамматического строя речи.
Изучая коррекционные методики, можно сделать вывод о том, что с детьми со стертой формой дизартрии необходимо целенаправленно работать над развитием всех элементов просодики, артикуляционной и мимической моторик, речевым дыханием.
Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. В педагогической практике логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была наиболее эффективной.
Основная цель логоритмики - преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы.
При проведении логоритмических занятий, учитывается состояние речи и моторики. Занятия с движениями для детей с дизартрией имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов
В то же время движение под музыку является для ребёнка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом благотворно сказывается на его состоянии и воспитании.
Основные виды упражнений, использующихся на занятиях логопедической ритмики для детей с дизартрией, направлены на регуляцию мышечного тонуса, развитие речевого дыхания и голоса, развитие дикции и артикуляции, статической и динамической координации движений и речи, мелкой и мимической моторики переключаемости движений, чувства ритма. Таким образом, логоритмические игры и упражнения являются ценной неотъемлемой частью коррекционного процесса, позволяющей добиться положительного и устойчивого результата в коррекции стертой формы дизартрии.
Подготовка к логоритмическому занятию имеет ряд особенностей:
• подбор речевого материала осуществляется с учетом лексической темы недели;
• подбор музыкального материала согласовывается с планированием музыкального руководителя;
• перед занятием проводится предварительная работа по разучиванию игр;
• при подборе двигательных упражнений необходимо учитывать группу здоровья детей.
Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Оно длится от 15 до 35 минут в зависимости от возраста детей. Занятие состоит из трё х частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть продолжается от 3 до 7 минут. Данное время необходимо для подготовки организма ребёнка к моторной и речевой нагрузкам. Используются такие упражнения как повороты и наклоны корпуса, различные виды ходьбы и бега с движениями руками, с изменением направления и темпа движения, с перестроениями. Спомощью этих упражнений дети учатся ориентироваться в пространстве, в право- левостороннем направлении движения и т. д. Вводные упражнения дают установку на разнообразный темп движения и речи с помощью музыки. Для улучшения координации движений, для тренировки устойчивости широко используются упражнения с перешагиванием через гимнастические палки, кубики, обручи. Они направлены на тренировку внимания, памяти и ориентировки, тормозных реакций.
Основная часть занимает от 10 до 25 минут и включает в себя следующие виды упражнений:
• Ходьба и маршировка в различных направлениях;
• Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
• Упражнения регулируемые мышечный тонус;
• Упражнения, активизирующие внимание;
• Упражнения регулирующие мышечный тонус;
• Упражнения на развитие координации движения;
• Упражнения на координацию речи с движением;
• На координацию пения с движением;
• Слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения;
• Счетные упражнения;
• Речевые упражнения без музыкального сопровождения;
• Упражнения формирующие чувства ритма;
• Упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
• На развитие мелкой моторики;
• На развитие речевых и мимических движений;
• Ритмические упражнения;
• Пение;
• Игра на музыкальных инструментах;
• Музыкальная самостоятельная деятельность;
• Игры (статические, малоподвижные, подвижные);
• Упражнения для развития творческой инициативы.
Заключительная часть занимает от 2 до 7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, спокойная ходьба, релаксационные упражнения.
Перевоспитание нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представлений, активности мысли и развития памяти: эмоциональной, если процесс обучения вызывает заинтересованность и связанный с этим эмоциональный отклик; образной – при восприятии наглядного образца движений; словесно-логической – при осмысливании задачи и запоминании последовательности выполнения логоритмических заданий; двигательно-моторной – в связи с практическим выполнением заданий; произвольной – без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений.
Таким образом, логоритмические игры и упражнения являются ценной неотъемлемой частью коррекционного процесса, позволяющей добиться положительного и устойчивого результата в коррекции стертой формы дизартрии.
Литература:
1. Аксанова Т. Ю. «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР: учебно-методическое пособие»; СПб. ; ДЕТСТВО- ПРЕСС,2009.
2. Архипова Е. Ф «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии». М. : АСТ: АСТРЕЛЬ, 2010г.
3. Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика»М., 2002.
4. Дедюхина Г. В. «Работа над ритмом в логопедической практике» (методическое пособие); М., «Айрис Пресс», 2006 г.
5. «Логопедия» под ред. Волковой Л. С. - М., Просвещение, 1995.
6. Лопатина Л. В. «К вопросу о «стёртых формах дизартрии».- в кн. : «Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. - Л, 1989.
7. Лопухина И. С. «Логопедия- речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей».- СПб., Дельта, 2008.90с. ,ил.
8. Новиковская О. А. «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей». – СПб. : КОРОНА, 2005.- 272с., ил.