Светлана Алисеенко
Состояние произвольного зрительного и слухового внимания у дошкольников со стертой дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
Произвольное внимание, как сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности, начинает развиваться к 6-7 годам. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает контролировать свои действия, овладевая тем самым произвольным вниманием. Хотя дошкольники и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остаётся преобладающим на протяжении всего дошкольного возраста.
Публикация «Состояние произвольного зрительного и слухового внимания у дошкольников со стертой дизартрией» размещена в разделах
Ряд авторов (Р. И. Мартынова, Л. Ф. Чупров и др. указывали на недостаточное развитие свойств внимания у детей со стертой дизартрией. Они подчёркивают, что у детей с нарушением речевого развития становление высших психических функций, в том числе и внимания, часто отклоняется от нормального развития. Исследования Л. А. Рожковой показывают, что нарушения зрительного и слухового внимания, как и речевое нарушение, являются следствием морфофункциональной недостаточности головного мозга, обусловленной воздействием различных отрицательных факторов в период перинатального или раннего развития.
Методики исследования в модификации Р. С. Немова, Пьерона-Рузера, а также Л. С. Цветковой позволили выявить особенности развития продуктивности, устойчивости, переключаемости и распределения произвольного зрительного и слухового внимания у детей со стертой дизартрией.
Сравнительный анализ данных показал, что даже у детей с нормальным речевым развитием показатели развития свойств внимания не так уж высоки, что связано с возрастными особенностями детей, так как в дошкольном возрасте произвольное внимание ещё полностью не сформировалось. Это положение находит своё подтверждение в работах Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Ф. И. Ганоболина, Н. Ф. Добрынина и др.
Исследования показали также, что зрительное внимание у детей с нормальным речевым развитием сформировано лучше, чем у детей со стертой дизартрией. Это можно объяснить тем, что стертая дизартрия, как речевое нарушение влияет на развитие психических функций ребенка, и в том числе на развитие зрительного внимания. Также необходимо отметить, что у детей с нормальным речевым развитием и у детей со стертой дизартрией слуховое внимание развито хуже, чем зрительное. Данные различия говорят о том, что у детей дошкольного возраста наглядный материал воспринимается лучше, чем словесный.
У детей со стёртой дизартрией, также как и у детей с нормальным речевым развитием лучше всего развиты переключение и распределение произвольного зрительного внимания, а хуже всего – устойчивость и продуктивность слухового внимания.