Людмила Зубова
Организация работы в системе сопровождения и оказания коррекционной помощи детям в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время отмечается значительный рост количества детей, испытывающих различные трудности в обучении, социализации и нуждающихся в особом внимании, своевременной квалифицированной помощи педагогов и специалистов. Увеличивается количество практически не говорящих детей, усложняются дефекты, связанные со структурой речи, которые влекут за собой негативные проявления во всех сферах жизни дошкольников. Большой процент составляют дети с общим недоразвитием речи.
Полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Публикация «Организация работы в системе сопровождения и оказания коррекционной помощи детям в ДОУ» размещена в разделах
Эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь при комплексном подходе к его преодолению, который предполагает:
преемственность в работе специалистов и воспитателей детского сада;
взаимодействие специалистов и воспитателей с родителями детей;
четкую организацию времени пребывания воспитанников в детском саду, правильное распределение образовательной нагрузки в течение дня.
Ключевая роль в организации коррекционной работы, бесспорно, принадлежит учителю-логопеду.
Взаимодействие учителя-логопеда со всеми педагогами и специалистами ДОУ ведется в соответствии с разработанным планом и охватывает все этапы коррекционной работы с детьми, начиная с первичного обследования воспитанников и заканчивая их выпуском в школу.
Воспитатели в группах создают условия для развития речевой деятельности детей: организовывают и поддерживают речевое общение в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, на прогулке, в процессе игр и развлечений; побуждают воспитанников внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний. Они же привлекают внимание к интонационной стороне речи окружающих; создают ситуацию общения; формируют у детей навыки самоконтроля и критического отношения к своей речи; подбирают игры на развитие речи; проводят работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти.
Согласованность действий учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет не только эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи у воспитанников, но и помочь им адаптироваться в дошкольной среде.
Для обеспечения целостности процесса помощи детям в ДОУ организована работа психолого-медико-педагогического консилиума.
Цель: обеспечение оптимальных педагогических условий для детей с разными образовательными потребностями, имеющими: отклонения в поведении, нарушении эмоционально-волевой сферы, общении, трудности в обучении в соответствии с их возрастными индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Качество и своевременность диагностики во многом определяют возможность и результативность коррекционной работы с ребенком. Поэтому целесообразно, как обязательные требования к ее организации, выделить следующее:
диагностика должна быть ранней (т. е. начинаться с первого для пребывания ребенка в учреждении);
диагностика должна быть комплексной, что включает в себя участие специалистов разного профиля и использование разных методов;
динамической (направленной не на скорейшее установление окончательного диагноза, а на его планомерное уточнение с учетом особенностей онтогенетического развития ребенка, степени адаптации и коррекционной работы).
Анализ статистических данных показывает, что на сегодняшний день до 80% детей рождаются физиологически незрелыми, около 70% - имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы. А у части детей, родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в первые месяцы и годы жизни. Из общего числа детей 30% нуждаются в реабилитации, 45% - в коррекционной помощи того или иного направления. Все больше проявляется необходимость создания службы раннего сопровождения, на это уже направлены и ценностные ориентации государства и общества. Открываются психолого-медико-педагогические центры, консультативно-диагностические пункты, создаются службы раннего сопровождения, разрабатываются программы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей раннего возраста. Именно эта форма организации раннего сопровождения начала осуществляться в нашем детском саду.
Наша работа по психолого-педагогическому сопровождению начинается с поступления ребенка в детский сад и состоит из следующих блоков:
мониторинг (позволяет с одной стороны, на основе выявленных особенностей каждого ребенка разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты, осуществлять индивидуальный подход, а с другой стороны, оценивать индивидуальное продвижение, прогнозировать траекторию развития конкретного ребенка, позволяет наиболее точно оценить результативность работы службы сопровождения с конкретным ребенком);
коррекционная работа предполагает оказание логопедической помощи ребенку в зависимости от сложности речевого дефекта;
психологическое просвещение и образование способствует формированию психологической культуры, развитию психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей.
На основе результатов мониторинга составляется план работы, который предусматривает мероприятия лечебно-оздоровительного и психолого-педагогического характера и включает основные направления деятельности всех специалистов службы сопровождения.
План работы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с общим недоразвитием речи состоит из следующих блоков:
1. Логопедическая коррекция коммуникативно-речевого развития ребёнка.
2. Психологическое сопровождение.
3. Музыкально-коррекционное развитие
4. Коррекционно-развивающая работа воспитателей.
5. Коррекционно-развивающая деятельность родителей.
Родители являются полноправными участниками образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в дошкольном учреждении. Профессионализм педагогов в работе с родителями проявляется в умении сделать так, чтобы родители получили максимум информации и положительных эмоций по поводу своего ребёнка. Вовлечение родителей в коррекционно-педагогическое воздействие влечет за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности специалистов, а также изменит характер отношения родителей к ребенку и особенностям его речевого развития.
Реализация комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения значительно повышает эффективность логопедической работы и дает положительные результаты коррекционного взаимодействия :
позитивная адаптация к условиям дошкольного учреждения, динамика психофизического и интеллектуального развития при активном включении в коррекционно-развивающий процесс;
развитие личности ребёнка, приобретение социального опыта и создание основы для социальной адаптации;
развитие психолого-педагогической компетенции, профессиональное самосовершенствование и самореализация через использование эффективных форм, методов и приёмов работы, приобретение навыков работы в системе комплексного сопровождения детей оказания им необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки;
получение квалифицированной психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребёнка, решению проблемных психологических ситуаций детско-родительских отношений, овладение основами знаний детской педагогики и психологии, включение в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, организация работы в системе сопровождения и оказания коррекционной помощи детям в ДОУ позволяет умело реализовывать индивидуально-образовательные маршруты и другие личностно-ориентированные формы общения с детьми.