Папки-передвижки

Организация работы в системе сопровождения и оказания коррекционной помощи детям в ДОУ

Людмила Зубова
Организация работы в системе сопровождения и оказания коррекционной помощи детям в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

В последнее время отмечается значительный рост количества детей, испытывающих различные трудности в обучении, социализации и нуждающихся в особом внимании, своевременной квалифицированной помощи педагогов и специалистов. Увеличивается количество практически не говорящих детей, усложняются дефекты, связанные со структурой речи, которые влекут за собой негативные проявления во всех сферах жизни дошкольников. Большой процент составляют дети с общим недоразвитием речи.

Полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Публикация «Организация работы в системе сопровождения и оказания коррекционной помощи детям в ДОУ» размещена в разделах

Эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь при комплексном подходе к его преодолению, который предполагает:

преемственность в работе специалистов и воспитателей детского сада;

взаимодействие специалистов и воспитателей с родителями детей;

четкую организацию времени пребывания воспитанников в детском саду, правильное распределение образовательной нагрузки в течение дня.

Ключевая роль в организации коррекционной работы, бесспорно, принадлежит учителю-логопеду.

Взаимодействие учителя-логопеда со всеми педагогами и специалистами ДОУ ведется в соответствии с разработанным планом и охватывает все этапы коррекционной работы с детьми, начиная с первичного обследования воспитанников и заканчивая их выпуском в школу.

Воспитатели в группах создают условия для развития речевой деятельности детей: организовывают и поддерживают речевое общение в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, на прогулке, в процессе игр и развлечений; побуждают воспитанников внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний. Они же привлекают внимание к интонационной стороне речи окружающих; создают ситуацию общения; формируют у детей навыки самоконтроля и критического отношения к своей речи; подбирают игры на развитие речи; проводят работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти.

Согласованность действий учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет не только эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи у воспитанников, но и помочь им адаптироваться в дошкольной среде.

Для обеспечения целостности процесса помощи детям в ДОУ организована работа психолого-медико-педагогического консилиума.

Цель: обеспечение оптимальных педагогических условий для детей с разными образовательными потребностями, имеющими: отклонения в поведении, нарушении эмоционально-волевой сферы, общении, трудности в обучении в соответствии с их возрастными индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

Качество и своевременность диагностики во многом определяют возможность и результативность коррекционной работы с ребенком. Поэтому целесообразно, как обязательные требования к ее организации, выделить следующее:

диагностика должна быть ранней (т. е. начинаться с первого для пребывания ребенка в учреждении);

диагностика должна быть комплексной, что включает в себя участие специалистов разного профиля и использование разных методов;

динамической (направленной не на скорейшее установление окончательного диагноза, а на его планомерное уточнение с учетом особенностей онтогенетического развития ребенка, степени адаптации и коррекционной работы).

Анализ статистических данных показывает, что на сегодняшний день до 80% детей рождаются физиологически незрелыми, около 70% - имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы. А у части детей, родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в первые месяцы и годы жизни. Из общего числа детей 30% нуждаются в реабилитации, 45% - в коррекционной помощи того или иного направления. Все больше проявляется необходимость создания службы раннего сопровождения, на это уже направлены и ценностные ориентации государства и общества. Открываются психолого-медико-педагогические центры, консультативно-диагностические пункты, создаются службы раннего сопровождения, разрабатываются программы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей раннего возраста. Именно эта форма организации раннего сопровождения начала осуществляться в нашем детском саду.

Наша работа по психолого-педагогическому сопровождению начинается с поступления ребенка в детский сад и состоит из следующих блоков:

мониторинг (позволяет с одной стороны, на основе выявленных особенностей каждого ребенка разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты, осуществлять индивидуальный подход, а с другой стороны, оценивать индивидуальное продвижение, прогнозировать траекторию развития конкретного ребенка, позволяет наиболее точно оценить результативность работы службы сопровождения с конкретным ребенком);

коррекционная работа предполагает оказание логопедической помощи ребенку в зависимости от сложности речевого дефекта;

психологическое просвещение и образование способствует формированию психологической культуры, развитию психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей.

На основе результатов мониторинга составляется план работы, который предусматривает мероприятия лечебно-оздоровительного и психолого-педагогического характера и включает основные направления деятельности всех специалистов службы сопровождения.

План работы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с общим недоразвитием речи состоит из следующих блоков:

1. Логопедическая коррекция коммуникативно-речевого развития ребёнка.

2. Психологическое сопровождение.

3. Музыкально-коррекционное развитие

4. Коррекционно-развивающая работа воспитателей.

5. Коррекционно-развивающая деятельность родителей.

Родители являются полноправными участниками образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в дошкольном учреждении. Профессионализм педагогов в работе с родителями проявляется в умении сделать так, чтобы родители получили максимум информации и положительных эмоций по поводу своего ребёнка. Вовлечение родителей в коррекционно-педагогическое воздействие влечет за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности специалистов, а также изменит характер отношения родителей к ребенку и особенностям его речевого развития.

Реализация комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения значительно повышает эффективность логопедической работы и дает положительные результаты коррекционного взаимодействия :

позитивная адаптация к условиям дошкольного учреждения, динамика психофизического и интеллектуального развития при активном включении в коррекционно-развивающий процесс;

развитие личности ребёнка, приобретение социального опыта и создание основы для социальной адаптации;

развитие психолого-педагогической компетенции, профессиональное самосовершенствование и самореализация через использование эффективных форм, методов и приёмов работы, приобретение навыков работы в системе комплексного сопровождения детей оказания им необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки;

получение квалифицированной психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребёнка, решению проблемных психологических ситуаций детско-родительских отношений, овладение основами знаний детской педагогики и психологии, включение в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, организация работы в системе сопровождения и оказания коррекционной помощи детям в ДОУ позволяет умело реализовывать индивидуально-образовательные маршруты и другие личностно-ориентированные формы общения с детьми.

Публикации по теме:

Вариативные формы работы в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Росинка» города Балашова Саратовской области».

Мастер-класс «Краткосрочная образовательная практика в системе работы ДОУ» МАСТЕР-КЛАСС «Краткосрочная образовательная практика в системе работы ДОУ» Цель: внедрение краткосрочной образовательной практики в работе.

Организация консультативной помощи по профилактике асоциального поведения и различного рода зависимостей Все отклонения в поведении подростков имеют в своей основе один источник – социальную дезадаптацию. Основная причина дезадаптации – проблемы.

Организация коррекционной работы по формированию навыков социальной игры у детей с умеренной умственной отсталостьюОрганизация коррекционной работы по формированию навыков социальной игры у детей с умеренной умственной отсталостью На современном этапе развития значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Проблемы.

Организация психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса ДОУ Целью работы педагога-психолога в 2014-2015 учебном году являлось: обеспечить безопасность и сохранение психологического здоровья детей.

Организация социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ментальной инвалидностью Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов "Надежда" функционирует в г. Волжский с 1993 года. Именно здесь дети с особенностями.

Посещение ГБУ со рк «Центр помощи детям» (фотоотчет)Посещение ГБУ со рк «Центр помощи детям» (фотоотчет) Я с полной уверенностью скажу о том, что занятия с психологом необходимы нашим детям. На таких занятиях дети больше раскрываются, учатся.

Реализация педагогических идей в системе работы дошкольного учреждения посредством издания авторских пособий Внедрение ФГОС в систему дошкольного образования влечёт за собой необходимость повышения профессиональной компетентности педагогов. Одним.

Региональный компонент в системе работы педагога по ФЭМП Математика как наука зародилась очень давно, и создавать ее заставила жизнь. Ведь в повседневной практике часто приходилось пользоваться.

Специфика оказания коррекционной помощи детям с ранним детским аутизмом Специфика оказания коррекционной помощи детям с ранним детским аутизмом Проблема реабилитации в общей проблеме раннего детского аутизма,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация работы в системе сопровождения и оказания коррекционной помощи детям в ДОУ
Опубликовано: 28 октября 2016 в 14:46
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация работы в системе сопровождения и оказания коррекционной помощи детям в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Зубова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД