Григорьева
Логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи и взаимодействие с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Не все родители имеют достаточно знаний о природе умственной отсталости, не понимая при этом всех трудностей в обучении детей с нарушением интеллекта. Они несоответствующее оценивают возможности таких детей, не понимая своей роли в воспитании. Вследствие несбывшихся ожиданий родители испытывают чувство неудовлетворенности, что негативно отражается на их взаимоотношениях с детьми.
Публикация «Логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи и взаимодействие с родителями» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Темочки
Частой причиной неэффективных взаимоотношений между родителями и детьми является восприятие родителями ребенка с нарушением интеллекта и предъявление к нему требований как к нормально развивающемуся. Тем самым утрачиваются так необходимые детям необходимые детям этого возраста теплые, защищающие их контакты с наиболее близкими людьми. У детей с нарушением интеллекта наблюдается эмоциональная отчужденность от родителей. Из-за неспособности достичь успеха в образовательной деятельности и не находя поддержки у своих родителей в семье, дети с нарушением интеллекта испытывают значительный дискомфорт, оставшись наедине со своими проблемами. При этом заметно замедляется психическое развитие таких детей, нарушение развития становится более стойким и выраженным.
Учителя-логопеды, понимая, что воспитание детей с нарушением интеллекта является серьезной и важной обязанностью родителей, не перекладывают всю ответственность на семью, а пытаются помочь им организовать педагогически эффективное взаимодействие со своими детьми.
Одной из важнейших задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Также важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве организации с семьей.
Четко организованная и грамотно придуманная система взаимодействия с родителями и педагогами имеет огромное значение в работе учителя-логопеда.
Одним из направлений деятельности является работа с родителями, т. к. дети с нарушением интеллекта нуждаются в помощи родителей. Индивидуальная форма работы считается самой эффективной.
Важнейшей частью коррекционной работы является адаптация ребенка с нарушением в среду сверстников с нормальным развитием. Только при активном участии родителей в коррекционном процессе ребенок с нарушением интеллекта демонстрирует успехи. Поэтому очень важно научить родителей адекватно оценивать и развивать своих детей. Успешность выполнения семьей воспитательных и коррекционно-развивающих функций зависит от ряда факторов. Крайне важным фактором является педагогическая осведомленность родителей, уровень которой у большинства родителей недостаточен для успешной коррекционной работы. Поэтому одним из важных условий помощи семье в процессе взаимодействия учителя-логопеда с родителями является работа по повышению педагогической культуры семьи.
Современные исследователи активно изучают проблемы родителей, имеющих детей с тяжелыми аномалиями развития, в частности: с выраженной недостаточностью интеллектуального развития, детским церебральным параличом (В. А. Вишневский, П. Ф. Лесгафт, А. Р. Маллер, И. М. Мамайчук, Е. М. Мастюкова, Е. А. Стребелева и др., проблемы взаимодействия логопеда с родителями детей с ОВЗ раскрывали в своих трудах: О. В. Бачина, Л. С. Волкова, Т. В. Волосовец, Е. В. Овчинникова, Л. Н. Самородова, Г. Р. Шашкина и другие.
Опираясь на труды вышеупомянутых ученых, процесс взаимодействия логопеда и родителей в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта будет проходить более эффективно, если соблюсти ряд условий:
- использование совместной деятельности родителей и детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта;
- использование индивидуальной коррекционной помощи в процессе взаимодействия логопеда и родителей.