Ирина Перелыгина
«Лесная прогулка». Конспект занятия по развитию речи в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в средней группе
На тему: «Лесная прогулка».
Цель: развивать и совершенствовать речь у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
• Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов.
• Закреплять умение детей использовать в речи слова - обобщения.
Развивающие:
• Учить детей различать на слух слова с определенным звуком.
• Обобщать и закреплять знания детей о диких животных.
• Развитие мышления на материале описательных загадок.
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материалы для работы: листочек, мягкие игрушки (сова, зайчик, белочка, карточки с изображением животных, посылка с замочками.
- карточки с изображением жилищ диких животных
Методы: Наглядный, словесные, игровые, практический.
Предварительная работа: Знакомство с дикими животными на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, через подвижные игры, имитации движений животных. Проведение пальчиковых гимнастик, отгадывание и придумывание загадок. Беседы о временах года, об осенней одежде людей. Чтение художественной литературы о животных.
Дети стоят в кругу под музыку Е. Железновой «Ну ка все, встали в круг»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетел листочек! (берет листочек, а на нем что-то написано! Давайте прочитаем!
«Здравствуйте девочки и мальчики средней группы «Подсолнушек»! Мы лесные жители: птицы и звери, приглашаем вас в гости познакомиться и поиграть в разные игры! Будем очень рады встрече с вами!»
Ребята, ну что? Мы принимаем приглашение наших лесных друзей?
Дети: Да.
Основная часть
Воспитатель: Тогда нам нужно теплее одеться, ведь в лесу холодно, и отправиться в путь! Ребята, а какую одежду носят люди осенью?
Дети: Теплую.
Воспитатель: Молодцы! Правильно! Давайте одеваться!
Раз, два, три, четыре, пять (шаги на месте)
Собираемся гулять. (погладить себя за плечи)
Завязала Катеньке («завязываем» шарфик)
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки (ноги поочередно выставляем на пяточку)
Резиновые сапожки
И пойдем скорей гулять, (шаги на месте)
Прыгать, бегать и скакать.
Воспитатель: Ребята, повернитесь друг за другом и пойдёмте по тропинке. (по дороге к «полянке» разложены «следы», дети должны пройти по ним след в след). Вот прекрасная полянка, присаживайтесь на пенёчки (стульчики). Дети, посмотрите, кто к нам прилетел?
(Появляется сова)
Сова: Здравствуйте, ребятки, вы меня узнали?
Я принесла посылку с гостинцами для Вас. Но чтобы открыть ее и узнать от кого она, надо пройти испытания. За каждое пройденное испытание, Вы будете получать ключик от замочка. Желаю Вам удачи!
Воспитатель: Ну, что ребята, готовы к испытаниям? (ответы детей)
Дети: Да.
Сова: Вот хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика?
Дети: З-з-з-з.
Сова: Песенку жука?
Дети: Ж-ж-ж-ж.
Сова: Песенку ветра?
Дети: ш-ш-ш-ш,
Сова: Песенку водички?
Дети: С-с-с-с.
Сова: А теперь давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:
песенку комарика (З) - заяц, машина, коза, зима, снег; забор, велосипед.
песенку жука (Ж) - живот, белка, жираф, яблоко, ёжик, ножик;
песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, бумага, машина;
песенку водички (С) - стол, рука, стул, капуста, самолёт, дерево.
- Какие вы молодцы! Мне очень понравилось с вами играть! Вот вам первый ключик. Дальше на своем пути вы встретите белочку, она вас ждёт! Идите по извилистой дорожке! До свидания, дети.
Дети: До свидания, сова!
Воспитатель: Смотрите, а вот и белочка.
Белочка: Здравствуйте, ребята! Вот мы и встретились!
Дети: Здравствуй, белочка!
Белочка: Давайте поиграем! Я буду называть слова, а вы должны сказать, как они называются одним словом.
Дидактическая игра: "Назови одним словом"
Белочка: бабочка, жук, паук, муха, пчела, стрекоза
Дети: Насекомые.
Белочка: берёза, липа, клён, ель, дуб, сосна;
Дети: Деревья.
Белочка: снегирь, сова, синица, ласточка, воробей;
Дети: Птицы.
Белочка: клубника, малина, смородина, земляника;
Дети: Ягоды.
Белочка: Пион, роза, ромашка, василек, тюльпан.
Дети: Цветы.
Белочка: лиса, волк, медведь, белка, заяц.
Дети: Дикие животные.
Белочка: Молодцы! А теперь поиграйте со мной в игру "Назови ласково".
Лист — листочек, гриб — грибочек, ветка — веточка, куст — кусточек, ягода — ягодка, трава — травушка, гусеница — гусеничка, жук – жучок, елка – елочка, цветок – цветочек, дождь – дождичек.
Белочка: А давайте поиграем еще в одну игру "У кого чей детеныш?"
У лисы — лисёнок, у волка — волчонок, у медведя — медвежонок, у белки — бельчонок, у ёжа – ежонок, у тигра – тигренок, у слона – слоненок, у льва – львенок, у зайца – зайчонок, у мыши – мышонок.
Воспитатель: Спасибо, белочка за игры, но нам пора идти дальше!
Белочка: Я рада, что мы поиграли и подружились! Вот вам второй ключик. До свидания!
Дети: До свидания!
(Появляется зайчонок)
Зайчонок: Здравствуйте ребята!
Вы любите загадки? Поиграем?
Дети: Да.
(при правильном ответе выставляется изображение животного)
Это что за зверь лесной.
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы —
Уши больше головы.
Ответ: заяц
Кто осенью холодной.
Ходит хмурый и голодный? (Волк)
Эта славная рыжуха,
Пышный хвост, белое брюхо,
Очень страшная хитрюга,
Курей в клетке посчитает,
И хозяев испугает,
Вмиг сбежит и прямо в лес (Лиса)
В яме спит зимою длинной,
Но, чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется (Медведь)
Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу (Белка)
Молодцы ребята. Все загадки отгадали. Вот и третий ключ от замочка.
Воспитатель: Хорошо поработали. А теперь предлагаю немного отдохнуть.
Физминутка: «Озорные зверята.»
Зайка скачет по кусточкам, (Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней)
По болоту и по кочкам.
Белка прыгает по веткам, (Прыгают, согнув руки перед грудью)
Гриб несет бельчатам-деткам.
Ходит мишка косолапый (Идут вперевалку)
У него кривые лапы.
Без тропинок, без дорожек (Двигаются в полу приседе, сделав круглые спинки)
Катится колючий ежик.
Воспитатель: Мы с вами отдохнули, но есть еще испытание.
Скажите, а про каких животных мы с вами отгадывали загадки? (ответы детей). Почему они так называются? (ответы детей). Верно, дикие животные живут в лесу, и у каждого есть свой домик. Следующее испытание называется «Кто, где живет?»
На столах лежат карточки с изображением животного и жилища. Детям предлагается соединить линией животного и его жилище. При выполнении задания воспитатель задаёт сопутствующие вопросы:
Где спит зимой медведь? (В берлоге)
Где живёт волк? (В логове)
Где живёт белка? (В дупле.)
Где живет лиса? (В норах.)
Где живёт заяц? (Под кустом.)
Воспитатель: Молодцы ребята! Вот вам еще один ключик.
Воспитатель: Ребята, все испытания пройдены и собраны ключики, давайте же посмотрим, что внутри посылки?
Дети: да!
(Открываем посылку, а там угощение.)
Воспитатель: Как вы думаете, кто отправил вам посылку? (ответы детей). Правильно это лесные жители прислали вам гостинцы. Давайте отправимся в детский сад и там попробуем их, для этого нам нужно из листочков выложить тропинку. (Дети выкладывают и по этой тропинке возвращаются на места.)
Воспитатель: Ребята, а где мы с вами сегодня были? Кого повстречали? Вам понравилось играть с лесными жителями? Какое задание вам показалось трудным? А какое задание понравилось больше? Молодцы! Вы все справились с заданиями! (Раздаётся угощение.)