Наталья Левшина
Логопедическая работа по формированию глагольного словаря у дошкольников с ОНР средствами опытно практической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии глагольного словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных.
Несмотря на то, что в последние годы проводились исследования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи, особенности его формирования изучены недостаточно полно.
Публикация «Логопедическая работа по формированию глагольного словаря у дошкольников с ОНР средствами опытно практической деятельности» размещена в разделах
- Глаголы. Глагольный словарь дошкольника
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Авторы подробно описывают нарушения речи у детей с ОНР, отмечая ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря.
Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ рекомендуется использовать опытно-практическую деятельность детей. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно, что было исследовано им самостоятельно. На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания.
Несмотря на большое количество имеющегося опыта по формированию глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи, на сегодняшний день проблема предикативной лексики у данной категории детей себя не исчерпала, что подтверждает актуальность выбранной темы «Логопедическая работа по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами опытно-практической деятельности».
Проблема исследования – совершенствование логопедической работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами опытно-практической деятельности.
Цель исследования – разработать методические рекомендации по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами опытно-практической деятельности.
Объект исследования – формирование глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – методические рекомендации по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами опытно-практической деятельности.
В ходе работы были поставлены задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования, обосновать проблему.
2. Отобрать диагностический материал для исследования глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Провести исследовательскую работу по изучению уровня сформированности глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
4. Разработать методические рекомендации по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами опытно-практической деятельности.
Методы исследования: анализ литературы по исследуемой проблеме; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретико-методологической основой явились работы по изучению особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи и созданию методик коррекционной работы О. Н. Громовой, Л. П. Ефименковой, Н. С. Жуковой, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 2 «Родничок» п. Прохоровка.
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проанализировав литературу по проблеме исследования, мы рассмотрели следующие вопросы: понятие глагола. формирование глагольного словаря в онтогенезе; особенности глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи; возможности использования опытно-практической деятельности в логопедической работе для формирования глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Таким образом, многие авторы говорят о ведущем положении предикативной лексики в системе языка. Об усвоении глагола в онтогенезе можно сказать, что эта часть речи формируется и усваивается ребенком не сразу, а постепенно. Это связано с постепенным формированием речи ребенка и прохождением каждого из этапов усвоения языка.
Дошкольники с общим недоразвитием речи значительно отстают от своих сверстников по всем параметрам развития речи. Глагольный словарный запас страдает у детей с ОНР на всех уровнях речевого развития. Характерными трудностями для старших дошкольников с общим недоразвитием речи в формировании глагольного словаря являются : выделение существенных дифференциальных семантических признаков; недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения; недостаточная активность процесса поиска слова; несформированность семантических полей внутри лексической системы языка; неустойчивость парадигматических связей внутри лексической системы языка; ограниченность объема словаря.
Опытно-практическая деятельность в логопедической работе способствует речевому развитию, в частности, формированию глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также, кроме этого опытно-практическая деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Целью констатирующего этапа было выявление особенностей глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Базой исследования было Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 2 «Родничок» п. Прохоровка.
В исследовании приняли участие две группы по 12 старших дошкольников одинакового возраста:
экспериментальная группа – дошкольники с общим недоразвитием речи;
контрольная группа – дошкольники без речевой патологии.
Для исследования уровня сформированности глагольного словаря у старших дошкольников мы апробировали методику О. Б. Иншаковой
Содержательную основу эксперимента составили следующие задания:
«Кто больше назовёт действий?»;
«Придумай свои варианты слов»;
«Кто как голос подает?»;
«Кто что делает?»;
«Скажи наоборот»;
«Скажи слова приятели».
Таким образом, результаты исследования уровня сформированности глагольной лексики в экспериментальной группе следующие: высокий уровень – 0%, средний уровень – 25%, низкий уровень – 75%.
Результаты исследования уровня сформированности глагольной лексики у дошкольников без нарушений речи следующие: высокий уровень – 25%, средний уровень – 66,7%, низкий уровень – 8,3%.
Сравнительный анализ показал, что для детей экспериментальной группы характерен низкий уровень сформированности глагольного словаря (75,%, а для детей контрольной группы – средний (66,7%, при этом также отмечается у некоторых детей и высокий уровень (25%). Говоря о качественных характеристиках глагольной лексики у детей обеих групп, необходимо отметить, что для дошкольников с ОНР и дошкольников без нарушений речи особенно трудным оказался подбор синонимов и антонимов к предложенным словам, чаще всего вместо антонимов называли слова с частицей НЕ, при подборе синонимов – называли лишь знакомые им слова, что говорит о ограниченном активном словарном запасе. При выполнении предложенных заданий дошкольники контрольной группы более успешно справлялись с ними, по сравнению с детьми экспериментальной группы.
Анализ результатов исследования позволил сделать вывод о том, что у всех детей с ОНР вызвали трудности задания на подбор синонимов и антонимов к глаголам. При выполнении заданий дети допускали многочисленные неточности и ошибки. У многих встречались отказы от ответа, повторы слов-стимулов, что свидетельствует о недостаточном умении выделять существенные признаки глагола и на их основе выбирать глагол противоположного и сходного значения. Среди неверных ответов значительное место принадлежало реакциям, семантически близким стимулу, случайным ответам, воспроизведению однокоренных слов – данные явления указывают на ограниченный словарный запас глаголов, неточное понимание значений слов-стимулов, существенное нарушение формирования лексической семантики. В целом результаты исследования показали, что контингент дошкольников с ОНР (с третьим уровнем развития речи) неравномерен по степени сформированности глагольной лексики. Одни дети демонстрируют состояние лексики, которое условно можно охарактеризовать как «вхождение в третий уровень развития речи». Другие дети находятся ближе к границе перехода от третьего уровня к четвертому уровню ОНР.
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, результатов констатирующего эксперимента были разработаны методические рекомендации по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами опытно-практической деятельности.
В логопедической работе по формированию глагольного словаря у детей с ОНР необходимо опираться на общедидактические (систематичности и последовательности, доступности, индивидуального подхода) и специфические принципы (принцип развития, онтогенетический принцип, принцип деятельностного подхода).
Логопедическую работу необходимо осуществлять поэтапно:
1 этап – подготовительный.
Цель: создание базы для развития глагольного словаря, то есть обогащение опыта детьми в процессе расширения представлений ребенка об окружающей действительности; накопление импрессивного словаря, уточнение значений слов.
2 этап – основной.
Цель: актуализация глагольного словаря; совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь. На данном этапе дошкольники выполняют задания логопеда средствами опытно-практической деятельности.
3 этап – заключительный.
Цель: использование разнообразных глаголов в связной речи. На данном этапе используется опытно-практическая деятельность детей, в которой целью является применение глаголов в самостоятельной речи.
В табл. 2.1 представлена логопедическая работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами опытно-практической деятельности.
Таблица 2.1
Логопедическая работа по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами
опытно-практической деятельности
Этапы Направления работы Содержание работы
1 этап - Подготовительный 1. Обогащение опыта детьми в процессе расширения представлений ребенка об окружающей действительности; 2. Накопление импрессивного словаря;
3. Уточнение значений слов. «Объясни разницу»
«Кто как голос подает»
«Кто что делает»
«Скажи наоборот»
«Подумай и ответь»
«Кто больше назовёт слов»
Что делают эти животные?
Кто чем занимается?
2 этап – Основной 1. Актуализация глагольного словаря; 2. Совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь. Лексическая тема
Фрукты
Овощи «Мы скажем и покажем»
«Поделись»
«Готовим»
Профессии «Собери конструктор»
«Кто больше»
Семья «Что умеет человек? «
«Моя семья»
«Кто что делает?»
Животные «Покажи пропущенные слова»
«Кто как передвигается»
«Какие действия»
Времена года «Нарисуй слово»
«Назови действие»
3 этап - Заключительный 1. Применение глаголов в самостоятельной речи. «Делай и говори»
«Как ты делал»
«Приготовь»
«Что ты можешь делать»
«Составляй и рассказывай»
Важным аспектом в логопедической работе является взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей группы. Логопедическая работа будет эффективнее, если воспитатели будут активно участвовать в ней, так, задачами воспитателей являются следующие:
расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
уточнение значений слов;
формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);
активизация словаря, совершенствование, процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
Воспитатели могут использовать задания и игры для формирования глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в режимных моментах и при проведении своих занятий, тем более использование опытно-практической деятельности происходит постоянно в работе с детьми.
Ни одна коррекционно-развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в коррекционно-образовательном процессе. Мы составили план работы логопеда и семьи. Формы работы с семьей следующие : индивидуальная (индивидуальные тематические консультации, индивидуальные занятия-практикумы «родитель + ребенок», индивидуальные встречи с родителями, групповая (родительские собрания, семинары – практикумы, педагогические гостиные, совместные праздники и развлечения, практические занятия для родителей, занятия – тренинги, посещение логопедических занятий родителями, наглядно-информационная (тетрадь для домашних заданий, стенды для родителей, памятки).
Таким образом, логопедическая работа по формированию словаря дошкольников с общим недоразвитием речи носит комплексный характер. Для эффективности коррекционно-образовательной деятельности с детьми данной категории необходимо тесное взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и семьей. Для детей предложена система работы, включающая определенные этапы, и задания к каждому этапу, определены задачи для воспитателей и план работы с семьей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ психолого-педагогической литературы и сложившейся практики работы логопедов в детских садах показывает, что у детей старшего дошкольного возраста все чаще имеются нарушения речи связанные c формированием глагольного словаря. Глагол формируется и усваивается ребенком постепенно, это связано с постепенным формированием речи ребенка и прохождением каждого из этапов усвоения языка. Также выяснили, что трудности в накоплении глагольного словарного запаса ярко проявляются у детей с общим недоразвитием речи. Возможности использования опытно-практической деятельности в логопедической работе достаточно многогранны, в частности, применяя ее можно способствовать формированию глагольной лексики, оперируя с предметами, изучая их, дошкольники с общим недоразвитием речи приобретают новые слова-действия в активном словаре, а также происходит развитие наблюдательности, интереса, других сторон речи.
Для исследования уровня сформированности глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи мы апробировали методику О. Б. Иншаковой. Исследование особенностей глагольного словаря у дошкольников с ОНР показал, что для детей данной категории характерен низкий уровень, который составил 75%, средний уровень составил 25%; у детей без нарушений речи характерным является средний уровень, который составил 66,7%, также отмечен у одного ребенка низкий – 8,3% и у троих отмечен высокий уровень – 25%.
Методические рекомендации включают описание этапов логопедической работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами опытно-практической деятельности, задачи воспитателей, план работы учителя-логопеда с родителями. Логопедическая работа включает три этапа : подготовительный, основной и заключительный, для каждого этапа предложены конкретные задания.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бабайцева, В. В. Русский язык [Текст]. – М. : Просвещение, 2008. – 231 с.
2. Бельтюков, В. И., Салахова, А. Д. Об усвоении ребенком звуковой (фонемной) системы языка [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/257035/
3. Бушкова, Л. Н. Логопедическое занятие с использованием экспериментальной [Электронный ресурс]. Режим доступа: деятельности https://festival.1september.ru/articles/660109/
4. Волкова, Л. С. Логопедия : Учеб. для студ. Дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений [Текст] / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 680 с.
5. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст]. – М, 2005. -352 с.
6. Гагарина, Н. В. Становление грамматических категорий русского глагола в детской речи [Текст]. – СПб. : Наука, 2008. – 275 с.
7. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – СПб. : Питер, 2009. – 458 с.
8. Жаренкова, Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с ОНР [Текст] // Хрестоматия по логопедии : В 2 т. Т. II /Под. ред. Л. С. Волковой. – М. ,1997. – 53с
9. Жинкин, Н. И. Механизмы речи [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/310286/
10. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи [Текст]. – Екатеринбург, 2006. – 316 с.
11. Жукова, Н. С., Мастюкова, Е. М., Филичева, Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/291097/
12. Зуева, Т. В. Игры-эксперименты в логопедической работе с двуязычными детьми дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/04/14/igry-eksperimenty-v-logopedicheskoy-rabote-s
13. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда 2-е изд. испр. и дополн [Текст]. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 279 с.
14. Ковшиков, В. А., Глухов, В. П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности [Текст]. – М. : Астрель, 2007. – 224 с.
15. Кроткова, А. В., Дроздова, Е. Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] // Логопед. – 2004. – № 1. – С. 26-34
16. Лалаева, Р. И., Серебрякова, Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]. – Спб. : Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 236 с.
17. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики [Текст]. – М. : Смысл, 2003. – 287 с.
18. Лурия, А. Р. Язык и сознание [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.libros.am/book/read/id/369427/slug/
19. Милютина, Л. В. Особенности глагольной лексики и навыка образования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи / Л. В. Милютина, О. Д. Михайлова [Текст] // Логопед в детском саду. – 2009. – № 8 (43). – С. 22-27.
20. Основы теории и практики логопедии : учебное пособие [Текст] / ред. Р. Е. Левина. – М. : АльянС, 2013. – 367 с.
21. Панько, Е. А. Психическое развитие детей в норме и патологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.studfiles. ru/preview/399175/
22. Пимкина, И. Н. Игры-эксперименты на логопедических занятиях // Логопедический портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://logoportal.ru/statya-14932/.html
23. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие [Текст] / Под общ. ред. Т. В. Волосовец. – М. : Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. – 256 с
24. Розенгарт-Пупко, Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lib.mgppu.ru /opacunicode/index.php?url=/auteurs/view/3702/source :default
25. Розенталь, Д. Э. Русский язык [Текст] : пособие по русскому языку для поступающих в вузы. – М. : ОникС 21 век, 2000. – 416 с.
26. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) [Текст]. – М. : Классикс стиль, 2003. – 160 с.
27. Спирова, Л. Ф. Особенности развития связной речи у детей с общим ее недоразвитием [Текст]. – М., 2004. – 164 с.
28. Трауготт, Н. Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами // Расстройства речи в детском возрасте [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bibliofond. ru/view.aspx?id=500827
29. Усова, А. П. Обучение в детском саду [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elib.gnpbu.ru/text/usova_obuchenie-v-detskom-sadu_1981
30. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст]. – М., 2011. – 225 с.
31. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст]. – М., 1999. – 232 с.
32. Филичева, Т. Б., Туманова, Т. В. Дети с общим недоразвитием речи [Текст]. – М. : Гном-Пресс, 1999. – 324 с.
33. Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В. «Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду» - «Дефектология» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=19
34. Фоминых, Е. Н. Организация экспериментальной деятельности детей на логопедических занятиях в ДОУ [Текст]// ЛОГОПЕД. – 2007. –№ 3. – С. 12-15.
35. Харламов, И. Ф. Педагогика [Текст]. – М. : Гардарики, 2007. – 520 с.
36. Цветкова, Л. С. Исследование нарушения предикативной функции речи при динамической афазии// Психологические исследования [Электронный ресурс].
Режим доступа: https://velib.com/read_book /sbornik/nejjropsikholog_v_reabilitacii_i_obrazovanii/afaziologija/kognitivno_lichnostnye_izmenenija_pri_afazii/o_narushenii_ponimanija_slova_pri_raznykh_formakh_afazii_ls_cvetkova_aa_cyganok/
37. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст]. – М. : ВЛАДОС, 2000. –240 с.
38. Чистякова, И. А. Формирование грамотной фразы у дошкольников [Текст]. – СПб. : КАРО, 2005. – 101 с.
39. Швачкин, Н. Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие [Текст] / Составление К. Ф. Седова. – М. : Лабиринт, 2004.–330 с.
40. Шведова, Н. Ю. Грамматика современного русского литературного языка [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.twirpx.com /file/1897858/
41. Шипитько, О. Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда // Планета детства [Электронный ресурс].
Режим доступа: https://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/ispolzovanie-igr-s-peskom-v-korrekcionnoj-rabote-uchitelya-logopeda.html
42. Эльконин, Д. Б. Детская психология Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст]. – М. : Академия, 2007. – 384 с.