Приложение МААМ

Методические рекомендации по развитию глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи.

Елена Золотых
Методические рекомендации по развитию глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи.
▼ Скачать + Заказать документы

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что дошкольники с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям, что подтверждается многочисленными исследованиями.

Публикация «Методические рекомендации по развитию глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи,» размещена в разделах

Поэтому развитие глагольного словаря осуществляется поэтапно, дифференцированно, в зависимости от речевого диагноза и уровня сформированности глагольного словаря.

Наряду с различными недостатками в развитии речи результаты исследования позволяют выявить имеющиеся у детей потенциальные возможности.

Сопоставляя эти данные с развитием речи в онтогенезе, я обобщила имеющиеся данные, и рекомендую следующую систему работы над указанными недостатками.

Логопедическая работа для детей пятого-четвертого уровня сформированности глагольного словаря (низкий и уровень ниже среднего) включает следующее:

1)Развитие понимания речи. Для этого полезно использовать для занятий многие режимные и игровые моменты: сборы на прогулку, дежурство в группе, приготовление ко сну. Во всех указанных ситуациях наглядным примером, облегчающим понимание речи детей, служат одежда детей или кукол, раздаваемые для занятий необходимые предметы, пособия и т. д.

2) Развитие понимания и правильного употребления глаголов совершенного и несовершенного вида. Используются различные варианты дидактических игр, например, логопед рассказывает шуточное стихотворение о делах, которые он сделал сегодня: ребенку предлагается назвать слова – названия действий, которые он запомнил, прослушав стихотворение.

3) Согласование действий, которое выражено глаголами прошедшего времени единственного и множественного числа женского и мужского рода.

Логопед предлагает детям ответить на вопрос «Что делал (а) мальчик (девочка?» или при помощи картинок-символов действий. Ребенок самостоятельно выбирает картинки с подходящими символами, перенести на другое игровое поле, наклеивает рядом с объектом и поясняет: Девочка прыгала (сидела, спала).

4) Развитие словообразования при помощи суффиксов и приставок. Сначала предлагаются упрощенные варианты, а затем с постепенным усложнением. При этом нужно наглядно показать, как изменяется значение слова, обозначающее действие, в связи с изменением звучания его начальной части (подпрыгни – спрыгни – перепрыгни - прыгает).

5) Развитие и уточнение семантической структуры слова. Следует учить различать детей действия, близкие по ситуации вяжет – шьет, купается – моется, спит – лежит). Сначала дети отвечают показом соответствующей картинки, но постепенно начинают пытаться самостоятельно называть нужное слово.

6) Развитие антонимических и синонимических отношений. Используя специально дидактические игры, детей можно учить различать действия, сходные по внешним признакам, которые легко демонстрируются: пришел - ушел, приносит-относит, открывает – закрывает.

Для детей с третьим и вторым уровнем (средний и уровень выше среднего) я предлагаю продолжать логопедическую работу над усвоением лексико-грамматических средств языка, закреплением навыков понимания и соотнесения существительных с глаголом, составление антонимических рядов, дальнейшим развитием связной речи.

Продолжается работа над развитием понимания речи. Однако задания носят усложненный и расширенный характер.

Чередование разнообразных методических приемов, настольных игр, интересных фрагментов помогает осмысленно усваивать новый материал, тем самым, расширяя активный словарь детей.

Формируя умение анализировать наглядную ситуацию и выделять из нее действие, широко используют демонстрацию действий. Так, отдельным детям предлагаются задания типа: «Что делает Вова? Что делает Коля? Кто рисует? Кто лепит?» - составляют простые, а затем распространенные предложения. Сначала дети повторяют их вслед за логопедом, а затем произносят самостоятельно. Так, некоторые занятия можно посвятить закреплению навыков понимания и соотнесения существительных с глаголом.

Успех коррекционного процесса возрастет, если аналогичные упражнения проводят с детьми и родители. Выполняя указанные задания с ребенком дома, можно по аналогии с перечисленными придумывать разнообразные их варианты, превращая тренировочные упражнения в интересные игры.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей с общим недоразвитием речиДидактическая игра для детей с общим недоразвитием речи "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" В. А. Сухомлинский Широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно.

Методические рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр Между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым.

Особенности связной монологической речи и ее формирования у детей с общим недоразвитием речи (Консультация) Особенности связной монологической речи и ее формирования у детей с общим недоразвитием речи. В логопедии под ОНР (у детей с нормальным.

Перспективное планирование по развитию мелкой моторики детей старшей группы с общим недоразвитием речи Продолжение моей темы о развитии мелкой моторики для детей старшей группы с ОНР. Игры и упражнения для развития мелкой моторики Лексическая.

Проект «Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи через знакомство с русскими народными сказками» Речь является одним важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Если определенный уровень развития устной речи не достигнут к моменту.

Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи Психолого – педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства,.

Развитие графических навыков у детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи Ребенку в первом классе труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины кроются в том,.

Рецензия на конспекты занятий по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Конспекты занятий по математическому развитию старших дошкольников составлены в соответствии с пособием «Развитие математических представлений.

Рисование в сенсорном развитии детей с общим недоразвитием речи Статья "Рисование в сенсорном развитии детей с общим недоразвитием речи" Уже в период младенчества начинает формироваться сенсорная культура.

Трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи. В работах исследователей В. К. Воробьевой, В. П. Глухова, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Р. И. Спировой Л. Ф., А. В. Ястребовой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по развитию глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи.
Опубликовано: 14 ноября 2016 в 19:02
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по развитию глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи.» (включая файлы) размещена пользователем Елена Золотых (УИ 393758) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД