Елена Золотых
Методические рекомендации по развитию глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи.
▼ Скачать + Заказать документы
Проведенные исследования свидетельствуют о том, что дошкольники с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям, что подтверждается многочисленными исследованиями.
Публикация «Методические рекомендации по развитию глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи,» размещена в разделах
- Глаголы. Глагольный словарь дошкольника
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Поэтому развитие глагольного словаря осуществляется поэтапно, дифференцированно, в зависимости от речевого диагноза и уровня сформированности глагольного словаря.
Наряду с различными недостатками в развитии речи результаты исследования позволяют выявить имеющиеся у детей потенциальные возможности.
Сопоставляя эти данные с развитием речи в онтогенезе, я обобщила имеющиеся данные, и рекомендую следующую систему работы над указанными недостатками.
Логопедическая работа для детей пятого-четвертого уровня сформированности глагольного словаря (низкий и уровень ниже среднего) включает следующее:
1)Развитие понимания речи. Для этого полезно использовать для занятий многие режимные и игровые моменты: сборы на прогулку, дежурство в группе, приготовление ко сну. Во всех указанных ситуациях наглядным примером, облегчающим понимание речи детей, служат одежда детей или кукол, раздаваемые для занятий необходимые предметы, пособия и т. д.
2) Развитие понимания и правильного употребления глаголов совершенного и несовершенного вида. Используются различные варианты дидактических игр, например, логопед рассказывает шуточное стихотворение о делах, которые он сделал сегодня: ребенку предлагается назвать слова – названия действий, которые он запомнил, прослушав стихотворение.
3) Согласование действий, которое выражено глаголами прошедшего времени единственного и множественного числа женского и мужского рода.
Логопед предлагает детям ответить на вопрос «Что делал (а) мальчик (девочка?» или при помощи картинок-символов действий. Ребенок самостоятельно выбирает картинки с подходящими символами, перенести на другое игровое поле, наклеивает рядом с объектом и поясняет: Девочка прыгала (сидела, спала).
4) Развитие словообразования при помощи суффиксов и приставок. Сначала предлагаются упрощенные варианты, а затем с постепенным усложнением. При этом нужно наглядно показать, как изменяется значение слова, обозначающее действие, в связи с изменением звучания его начальной части (подпрыгни – спрыгни – перепрыгни - прыгает).
5) Развитие и уточнение семантической структуры слова. Следует учить различать детей действия, близкие по ситуации вяжет – шьет, купается – моется, спит – лежит). Сначала дети отвечают показом соответствующей картинки, но постепенно начинают пытаться самостоятельно называть нужное слово.
6) Развитие антонимических и синонимических отношений. Используя специально дидактические игры, детей можно учить различать действия, сходные по внешним признакам, которые легко демонстрируются: пришел - ушел, приносит-относит, открывает – закрывает.
Для детей с третьим и вторым уровнем (средний и уровень выше среднего) я предлагаю продолжать логопедическую работу над усвоением лексико-грамматических средств языка, закреплением навыков понимания и соотнесения существительных с глаголом, составление антонимических рядов, дальнейшим развитием связной речи.
Продолжается работа над развитием понимания речи. Однако задания носят усложненный и расширенный характер.
Чередование разнообразных методических приемов, настольных игр, интересных фрагментов помогает осмысленно усваивать новый материал, тем самым, расширяя активный словарь детей.
Формируя умение анализировать наглядную ситуацию и выделять из нее действие, широко используют демонстрацию действий. Так, отдельным детям предлагаются задания типа: «Что делает Вова? Что делает Коля? Кто рисует? Кто лепит?» - составляют простые, а затем распространенные предложения. Сначала дети повторяют их вслед за логопедом, а затем произносят самостоятельно. Так, некоторые занятия можно посвятить закреплению навыков понимания и соотнесения существительных с глаголом.
Успех коррекционного процесса возрастет, если аналогичные упражнения проводят с детьми и родители. Выполняя указанные задания с ребенком дома, можно по аналогии с перечисленными придумывать разнообразные их варианты, превращая тренировочные упражнения в интересные игры.