Лилия Чуркина
Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие глагольного словаря у дошкольников с ОНР в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
слайд 1
В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развивается устная речь, так как в этот период создаются благоприятные условия для ее развития и закладываются предпосылки для письменной речи, последующего речевого, языкового, личностного развития ребёнка.
Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него достаточно богатый глагольный словарь, т. к. общеизвестно, что глагол является основой любой фразы, любого высказывания. Учитывая тот факт, что наиболее эффективное усвоение детьми словаря происходит в дошкольном возрасте, именно в этот период необходимо вести работу по формированию глагольной лексики.
Публикация «Консультация для воспитателей ДОУ „Развитие глагольного словаря у дошкольников с ОНР в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
- Глаголы. Глагольный словарь дошкольника
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
слайд 2
В глагольном словаре дошкольников с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др.)
слайд 3
Дети испытывают значительные затруднения в подборе глаголов, обозначающих способы передвижения животных (скачет, ползет, летает) очень редки. Так же имеется незначительное количество глаголов с приставками, которые чаще всего заменяются бесприставочными глаголами (пришел - шел, перешел – шел).
В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения (ползёт – идёт, воркует – поёт, чирикает – поёт и др.). Особенно стойкими являются замены глаголов. Некоторые замены глаголов отражают неумение детей выделять существенные признаки действия, с одной стороны и несущественные – с другой. Нарушения актуализации словаря у дошкольников с ОНР проявляются также в искажениях звуковой структуры слова (мяукает – мяучает, кудахчет – кудакает.)
Слайд 4
Работа по формированию глагольного словаря дошкольников рассматривается как целостная деятельность специалистов, включающая систему взаимосвязанных задач, содержание, форму ее организации, а также предполагаемые результаты.
Задачами по формированию глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста являются : введение в активный словарь глаголов по определенным лексическим темам, развитие вариативности глагольной лексики, способствование формированию точности смыслового значения слов-глаголов, включая переносные и абстрактные.
Основными задачами коррекционной работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с ОНР необходимо выделить следующие:
1. Обогащение глагольного словаря (усвоение новых, ранее неизвестных слов-действий).
2. Закрепление и уточнение глагольного словаря (многократное повторение для их запоминания, усвоение явлений многозначности, синонимии, антонимии).
3. Активизация глагольного словаря (увеличение количества используемых в речи глаголов, значение которых точно понимается ребенком, включение глаголов в словосочетания, предложения).
Основным направлением в проведении коррекционной работы является коррекционно – воспитательная работа, проводимая педагогами дошкольного образования. Это направление является важными потому, что успех формирования правильной речи у дошкольников с нарушениями речи во многом зависит от того, насколько продуктивно осуществляется процесс закрепления речевых навыков и умений, приобретаемых детьми, под руководством логопеда.
Таким образом, цель работы воспитателей – закрепление навыков и умений по формированию глагольного словаря, которые дети получают на логопедических занятиях, во всех 5 отрослях:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Решению этой цели помогут следующие задачи:
1. Сформировать у детей доступный, необходимый их пониманию объем знаний по той или иной теме во время наблюдений на прогулках и экскурсиях;
2. Способствовать развитию речи детей, проводя работу по накоплению, обогащению и активизации словаря глаголов, уточнению значений слов;
3. Формировать положительные навыки общего и речевого поведения, совершенствовать навыки общения;
4. Закреплять навыки для использования доступной, активной самостоятельной речью.
Материал, изучаемый детьми под руководством логопеда, воспитатель закрепляет в условиях естественной коммуникации воспитанников (на занятиях, во время режимных процессов).
Обогащать речь глаголами удобнее всего по каким-то определенным смысловым группам слов ( например: кто из животных как передвигается, кто как голос подает, какие профессиональные действия совершают люди). В соответствии с этим ребенок должен уметь отвечать на вопросы “Что делают птицы?”, “А рыбы?”, “Что делает строитель?”. Для характеристики действий животных и способов их передвижения важно подбирать и такие глаголы, которые тонко определяют эти действия, например: КРАДЕТСЯ, СКРЫВАЕТСЯ, ВЫСЛЕЖИВАЕТ, ДОГОНЯЕТ, УБЕГАЕТ, ПРЯЧЕТСЯ, ЗАТАИЛСЯ, БРОСИЛСЯ, ПОДПРЫГНУЛ, СХВАТИЛ, НАПАЛ, ВЗОБРАЛСЯ, НЫРНУЛ, ВЗЛЕТЕЛ и т. д. Для этого используются игры “Кто как голос подает?”, “Кто чем занимается?”.
Г. А. Волкова рекомендует иметь картотеку глагольного словаря по следующим разделам:
• Бытовые глаголы (одевается, умывается, играет).
• Глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадётся, прыгает, кукарекает).
• Глаголы движения (ходит, бегает, прыгает, приставочные глаголы (входит, уходит, заходит).
• Глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, смеётся, плачет).
• Глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продаёт).
• Глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается).
Формирование словообразования глаголов
Дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для дошкольников с ОНР. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлечённой семантикой, чем существительные конкретного значения. Семантическое различие словообразовательных форм глагола является более тонким и сложным: оно не опирается на конкретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются ребёнком в дошкольном возрасте. В связи с этим в процессе логопедической работе с детьми с ОНР проводится преимущественно закрепление наиболее простых по семантике словообразовательных моделей с использованием продуктивных аффиксов.
Формирование словообразования глаголов у дошкольников с ОНР осуществляется в следующей последовательности:
• Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:
• а) образование глаголов совершенного вида с помощью приставок.
• б) образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов –ива-, -ыва-, -ева- (застегнуть – застёгивать, умыть – умывать, заталкивать – затолкнуть).
Так от глагола ХОДИТ можно образовать целый ряд “родственных” глаголов с новыми значениями : входит, выходит, уходит, заходит, подходит, отходит, переходит, проходит. Если ребенок поймет смысловое значение этих приставок, то при их помощи он сможет подобным же способом образовывать новые слова и от других глаголов. Чтобы ребенку легче было понять смысловые значения различных глагольных приставок, нужно поупражнять его в образовании различных глаголов при помощи одной и той же приставки.
Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны :
1. Самостоятельные игры
2. Игры обеспечивающие максимально возможную двигательную активность ребёнка (речевые – с мячом, другими предметами и двигательно-словесные)
А теперь предлагаем вам подборку речевых игр для развития глагольного словаря, небольшой комплекс игр представлен в этих буклетах которые я могу отправить всем желающим на эл. почту.
Спасибо за внимание.