Щукина Ирина Владимировна
Проект «Сенсорное развитие дошкольников в познавательно-практической деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие ребенка -это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Цель проекта :
Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о сенсорных эталонах цвета.
Задачи проекта :
Для детей:
-Формирование у детей представлений о семи цветах спектра;
Публикация «Проект „Сенсорное развитие дошкольников в познавательно-практической деятельности“» размещена в разделах
-Закреплять названия семи цветов спектра в игровой форме ;
-Помочь детям открыть многоцветие мира;
-Учить детей выполнять элементарные продуктивные действия;
-Развивать у детей речевую активность;
-Развитие у детей познавательной потребности.
Ожидаемый результат:
Для детей:
-У детей сформируются представления о сенсорных эталон цвета (семи цветах спектра) ;
-Повысится интерес к сенсорной культуре, и желания принимать участие в совместной деятельности;
-Дети научатся играть в дидактические игры;
-Обогатиться речь детей.
Интеграция образовательных областей:
Познание, социализация, коммуникация, безопасность, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка.
Методы и приемы:
-беседы ;
-дидактические игры;
-ознакомление с художественной литературой;
-рассматривание иллюстраций;
-отгадывание загадок.
Актуальность проекта :
Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Однако в последнее время все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, процессу сенсорного развития внимания уделяется явно недостаточно. Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Поэтому сенсорному развитию дошкольников должно уделяться значительно больше времени в воспитательном процессе.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
«Интеллектуальное богатство человека зависит от того, что он увидел ребенком. Искусство и подавно живет лишь детским видение, теми трофеями, что добыли новорожденные глаза».
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
В дошкольном возрасте начинается этап непосредственного усвоения и использования сенсорных эталонов. К концу дошкольного возраста у детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики.
Недостаточное сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения. Таким образом, возникла необходимость разработки проекта «Разноцветные ладошки», направленного на формирование представлений дошкольника о сенсорных эталонах цвета.
Планирование поэтапных мероприятий.
1. Этап. Подготовительный.
-Знакомство с темой проекта;
-Подготовка материала.
-Подбор методической литературы.
-Подбор иллюстраций по теме, дидактических игр;
-Опрос детей, диагностика уровня сформированности представлений о цвете с детьми;
2. Этап. Реализация проекта.
1. Игровая деятельность :
-Дидактические «Найди такую же», «Найди пару», и т. д
-совместная игра «Разноцветные дни»
-Подвижные игры
«Догони такую же ленточку», «Найди свой домик», «Цветные автомобили».
-Исследовательская деятельность детей.
2. Использование традиционных методов и приемов:
-Беседы «Разноцветная страна», «Вот какая красота – правильно нашли цвета».
-Чтение художественной литературы:
«Разноцветные сказки»
-Рисование «Радуга»
-Загадки о цветах спектра.
3. Этап. Итоговый.
-Составление презентации проекта;
Результаты проекта.
- Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета стало успешным у детей младшего возраста.
-У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.