Елена Прохорова
Развитие мелкой моторики рук старших дошкольников с ОНР средствами ручного труда
▼ Скачать + Заказать документы
Давно известно о связи речевой функции с мелкой моторикой. Поскольку центры, отвечающие за речевую функцию и функцию мелкой моторики в головном мозге человека, располагаются достаточно близко друг к другу, можно утверждать, что, развивая мелкую моторику, тем самым оказывается влияние на развитие речи ребенка. Это утверждали и неоднократно доказывали экспериментальным путем такие ученые, как В. П. Дудьев, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова [3].
Публикация «Развитие мелкой моторики рук старших дошкольников с ОНР средствами ручного труда» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Мелкая моторика
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Одним из наиболее часто встречающихся речевых нарушений является Общее недоразвитие речи. В настоящее время в логопедии выделяются две классификации речевых нарушений – это клинико-педагогическая, разработанная Е. М. Мастюковой и психолого-педагогическая, автором которой является Р. Е. Левина. В своей классификации Е. М. Мастюкова объединяет детей по клиническим и медицинским проявлениям речевого нарушения и выделяет три группы. К первой группе относятся неосложненный вариант нарушения, когда отсутствуют ярко выраженные указания на поражения ЦНС. Вторая группа – осложненный вариант, когда речевой дефект сочетается с психопатологическими и неврологическими синдромами. Третья группа включает в себя детей, у которых речевые нарушения обусловлены органическими поражениями речевых зон коры головного мозга. Наибольшее распространение получила классификация Р. Е. Левиной, которые все проявления общего недоразвития речи объединила в три уровня. Позднее Т. Б. Филичева выделила четвертый - наиболее легкий уровень речевого развития. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичных и вторичных дефектов, оказывающих негативное влияние на развитие речевой функции. Переход от одного уровня к другому характеризуется развитием новых речевых возможностей [5].
С. Д. Притыковская экспериментально доказала, что дети с общим недоразвитием речи чаще всего имеют отклонения в развитии мелкой моторики. У таких детей отмечаются нарушения манипуляторных действий с игрушками, неспособность самостоятельно застегивать пуговицы, сложности в нанизывании колец пирамидки на стержень, складывании мозаики, в собирании и нанизывании мелких бусинок и бисеринок. Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных действий не позволяют выработать красивый почерк и выдерживать длительное напряжение в процессе письма [1].
Одним из приоритетных направлений развития мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте является ручной труд. Трудовое воспитание в этом возрасте находится на одном уровне с развитием элементарных математических представлений, знакомством с буквами и знакомством с художественной литературой. И. Я. Базик и Э. К. Гульянц утверждают, что такой вид деятельности оказывает значительное влияние на развитие кончиков детских пальчиков, что положительно сказывается на становлении лексико-грамматического строя речи, звукопроизношение и становление связной речи.
Ручной труд выгодно отличается своей доступностью, поскольку занятия можно проводить как в дошкольном учреждении, так и в домашних условиях. Вовлеченный в данный вид деятельности ребенок знакомится с различными видами материалов и их свойствами. Разнообразие материалов, изобилие методов изготовления поделок, создание игрушек собственными руками – все это вызывает интерес у ребенка, обеспечивает увлеченность своим занятием, развивает не только мелкую моторику, но и высшие психические функции.
Все поделки, создаваемыми в процессе трудовой деятельности, должны носить практический характер. Создание игрушки, аппликации, украшения, картины или панно воспринимается ребенком, как личное достижение, создание чего-то собственного, именно поэтому таким произведениям требуется применение. Склеенную открытку всегда можно подарить родственникам на праздник, панно чудесно украсит стену комнаты или группы, а сконструированная мебель из спичечных коробков станет незаменимым предметом интерьера любимых кукол [4].
В ручном труде могут использоваться практически любые материалы: глина, пластилин, цветная бумага, картон, шишки, желуди, солома, бисер, вата и т. д. Каждый ребенок может самостоятельно выбрать из чего мастерить поделку и какие материалы при этом использовать. Выбирая любую технику, малыш не только развивает мелкую моторику и речь, а так же учится фантазировать, видеть прекрасное в самых обычных вещах, развивается наблюдательность, творческое воображение и художественный вкус [2].
В настоящее время разработано множество самых разнообразных методик, применяемых на занятиях по ручному труду. Одним из самых распространённых материалов является природный материал. Шишки, солома, палочки, веточки, косточки, семечки, ягоды, листья, кукурузные початки, желуди – все пригодится для создания поделок. Работа в данной технике не только развивает мелкую моторику, но и способствует развитию воображения и фантазии. Ребенок, видя множество представленного материала, с удовольствием принимается за дело. Разнообразие поделок так же привлекает воспитанника. Простота выполнения работы так же играет немаловажную роль для вовлечения в работу самых непоседливых ребят.
Одним из самых древних искусств является вышивка. Первые стежки, обучение элементарным видам швов позволяет научить юных мастериц с самого детства эстетическому восприятию действительности. Вышивка – наглядная демонстрация того, что салфетка, лежащая под вазой, смотрится гораздо эффектнее и притягательнее, если ее края украсить даже простеньким швом. Данная техника не только оказывает влияние на мелкую моторику, но и позволяет научиться самостоятельно создавать необычные и красивые вещи.
Одним из самых распространенных материалов, применяемым в ручном труде, является бумага. Изготовление бумажных поделок - увлекательное и полезное занятие. Текстура бумаги весьма разнообразна: гладкая, бархатная, матовая, гофрированная, глянцевая, что тоже оказывает значительное влияние на развитие мелкой моторики. Существует множество способов работы с бумагой: ее можно резать, мять, складывать, сгибать, разглаживать, что находит применение во множестве техник. Такая технология, как оригами, выгодно отличается не только изяществом создаваемых игрушек, но и безопасностью для детей с плохо развитой моторикой, позволяя создавать чудесные поделки без ножниц. Каждая поделка, выполненная в данной технике, ребенком воспринимается как волшебство, которое он сам же и сотворил. Маленький бумажный зоопарк, невиданная птица, сказочный конек-горбунок – все создается маленькими пальчиками, погружая ребенка в мир волшебства. Внимание же со стороны взрослых, одобрение его произведения повышает самооценку маленького волшебника, заставляя его и дальше возвращаться к данному занятию.
В последние годы получила необычайное распространение такая техника, как бисероплетение. Различные размеры материала – от крошечных бисеринок до бусин – оказывает сильное влияние на развитие мелкой моторики, оказывая на центры все большее воздействие. Первоначально даже нанизывание крупных бусин на леску и создание бус уже воспринимается как достижение. Постепенное развитие мелкой моторики со временем позволит создавать небольшие игрушки, композиции, панно и украшения из совсем мелкого бисера. Чаще всего весь материал яркий, красочный, что невольно притягивает внимание. Разнообразие самих бусин – круглый бисер, цилиндрический стеклярус, рис, рубка - так же не оставляет равнодушным.
Технология коллаж - практически безграничный простор воображения. Суть методики заключается в том, чтобы объединить то, что на первый взгляд совершенно несовместимо. Старые газеты, фотографии, вырезки из журналов, фантики от конфет, фольга, кусочки ткани – все пригодится и позволит создать произведение искусства из ничего.
Особо стоит отметить изготовление картин из карандашной стружки. Совсем ненужный, казалось, материал способен придать поделке объем, создать вид настоящей шерсти у животных и перьев у птиц. Сделанная в такой технике елочка к новому году выглядит совсем как живая, а если украсить ее фломастерами, то поделка получается воистину волшебной. С помощью такой техники можно сотворить практически все: животных, птиц, деревья, цветы, рыб, космические ракеты и многое другое.
Развитие мелкой моторики рук средствами ручного труда - занятие не только полезное, но и приятное. Преодоление нарушений подвижности пальчиков старших воспитанников с помощью подобных методик превращает обучение, воспитание и коррекцию в увлекательную работу, результатом которой являются необычные и памятные поделки.
Список литературы:
1) Коррекция нарушений речевого развития в «Театре физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста», Ефименко Н. Н., Измайлова Т. Н. - Таганрог, изд. «Центр развития личности», 2012.
2) Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома, М. «Мозаика-Синтез», 2008.
3) Логопедия. Под ред. Л. С. Волковой, изд. пятое, дополненное М. Владос,2006.
4) Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала, М. : Карапуз, 2010. – 160 с.
5) Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М: Айрис – пресс, 2007. – 224с.