Оксана Соснина
Развитие познавательных процессов дошкольника средствами опытно-эксперим-ой деятельности с использованием технологии «ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие познавательных процессов старшего дошкольника средствами опытно-экспериментальной деятельности с использованием технологии ТРИЗ»
[/h4]
Перед современным обществом, школой, дошкольными учреждениями и родителями встает первоочередная задача: вырастить каждого ребенка не только сознательным членом общества, здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Публикация «Развитие познавательных процессов дошкольника средствами опытно-эксперим-ой деятельности с использованием технологии „ТРИЗ“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общи-тельными, самостоятельными личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке и быстро решать возникающие проблемы. Многие выдающиеся педагоги утверждали, что первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.
Передача готовых знаний о мире - далеко не главная задача в воспитании ребенка. Гораздо важнее научить его самостоятельному исследованию жизни, дать ребенку возможность самому открыть что-то новое.
Ребёнок - дошкольник сам по себе уже является первооткрывателем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности. Жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельный поиск новых знаний о мире - важнейшие черты детского поведения.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить новые свойства предметов, замечать их сходство и различие.
Методологические основы развития познавательной активности дошкольников представлены в работах выдающихся педагогов и психологов: Льва Семеновича Выготского, Сергея Леонидовича Рубинштейна, Светланы Леонидовны Новоселовой и др., которые выступали за использование активных методов обучения, к которым относится экспериментирование.
Николай Николаевич Поддьяков подчеркивает: «, что экспериментирование пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятель-ности, в которой ребенок выступает как своеобразный исследователь».
Цель непосредственно образовательной деятельности в ходе игрового экспериментирования с использованием технологии ТРИЗ – обеспечить детей арсеналом исследовательских действий, расширить их представления о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах и взаимоотношениях.
В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми считаю необходимым:
- создать условия для формирования основного целостного представления об окружающем у детей старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы, развивать познавательный интерес, устанавливать причинно-следственной зависимости
- создать предпосылки формирование у детей практических и умственных действий
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.
Образовательную деятельность с детьми в ходе экспериментирования, состоящую из трех взаимосвязанных блоков, строю в соответствии с принципом интеграции:
I блок - живая природа, основная цель которого расширение и углубление знаний детей о сезонных особенностях разных времен года, многообразии живых организмов и их приспособленности к окружающей среде.
Цель II блока - сформировать у дошкольников навыки исследовательской деятельности при ознакомлении с объектами неживой природы, такими как: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет и др.
Целью третьего блока является формирование осознанного отношения к человеку как биологическому существу, его духовному и рукотворному миру.
Конкретно выбранное направление реализую в следующих видах деятельности с детьми:
- совместная экспериментальная деятельность с детьми
- непосредственно-образовательная деятельность с детьми с элементами экспериментирования
- демонстрационные опыты, реализуемые совместно с детьми
- долгосрочные наблюдения-эксперименты
Для успешной работы по познавательному развитию детей я при-держиваюсь определенной структуры детского экспериментирования:
- постановка проблемы, которую нужно решить
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения)
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действии)
- формирование выводов
Для эффективного развития познавательной активности старших дошкольников необходимы новые подходы, игры, упражнения, направленные на совершенствование ориентировки детей в окружающем. Такими приемами обладает технология решения творческих задач ТРИЗ
Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыс-лить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
ТРИЗ как универсальный инструментарий используется мной в течение всего дня. Это позволяет формировать единую гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка, создать ситуацию успеха, взаимообмена мнений.
В своей работе использую следующие методы и приемы ТРИЗ:
- Системный оператор - самостоятельное обследование объектов с помощью различных анализаторов;
- мозговой штурм;
- морфологический анализ (установление зависимостей объектов природного и рукотворного мира от частей суток, среды обитания, материала и др.)
- решение творческих задач
- моделирование маленькими человечками
Методы ТРИЗ принесли сразу же практический результат. Дети научились фантазировать, придумывать, исследовать, почувствовали радость от маленьких, но самостоятельно сделанных открытий. Методы ТРИЗ помогают развивать логическое мышление, речь у детей, преодолевать застенчивость и робость, учат отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудную ситуацию самостоятельно находить оригинальное решение.
С целью формирования умения детей проявлять самостоятельность в процессе поиска решения поставленной задачи в ходе экспериментирования, использую следующую систему игр:
- игры на познание и классификацию объектов окружающего мира: «Природный мир бывает разным», «Назови одним словом», «Что общего», «Часть и целое», «Рыбы-птицы-звери», «Цепочка», «Кто где живет», «Летает, плавает, бегает» и др.
- игры на развитие восприятия (работа анализаторов) «Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Чудесный мешочек», «Волшебные звуки», «Узнай на вкус»
- игры на формирование экологического самосознания «Хорошо-плохо», «один - хорошо, много - плохо», «Что будет если….», «Берегите природу», и др.
- игры на развитие навыков анализа ситуации через целенаправленное сужение поля поиска («Да-нет»).
Для обучения детей рассказыванию, составлению описательных и творческих рассказов использую игры: «Подзорная труба», «Я волшебник», «Дотронься до чего-либо», «Забегай-ка», «Догоняй-ка».
Непременным условием развития познавательной активности является обогащенная предметно-игровая среда. В моей группе создан центр для самостоятельного экспериментирования и поисковой деятельности детей, а также развивающая среда для образовательной деятельности с использованием технологии ТРИЗ (опорные схемы, морфо таблицы)
Таким образом, считаю, что разработанная мною система работы по организации исследовательской деятельности с использованием технологии ТРИЗ является эффективной для развития познавательной активности старших дошкольников. Надеюсь, мой опыт будет полезным для коллег, а самое главное, поможет детям войти в мир творчества и новых открытий. Как говорил русский писатель Александр Константинович Шеллер: «Дети - исследователи, изобретатели и фантазеры и нужно предоставлять им возможность широко проявлять эти стороны их существа».