Мария Кот
Система упражнений по формированию игровой деятельности старших дошкольников с нарушениями речи при подготовке их к школе
▼ Скачать + Заказать документы
В современное время наука рассматривает игровой метод обучения детей как наиболее эффективное средство развития ребенка старшего дошкольного возраста. Однако период начального обучения является основополагающим в становлении личности ребенка, начиная с первого года обучения в школе. Так, важнейшей задачей воспитания и обучения дошкольников при подготовке детей к школе является развитие их речевого общения. Подчеркнем, что согласно исследованиям на данный момент в научных педагогических и психологических исследованиях наблюдается устойчивая тенденция к росту числа детей, имеющих нарушения речи. Для детей дошкольного возраста, у которых имеются такие отставания, игровая деятельность выступает как необходимое условие всестороннего развития личности и интеллекта. Существует множество трактовок термина «нарушение речи».
Публикация «Система упражнений по формированию игровой деятельности старших дошкольников с нарушениями речи при подготовке их к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Нарушение речи - это отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности. Учтем, что если вовремя не провести коррекционную и логопедическую работу, то дети будут испытывать трудности уже при начале обучения в школе по всем основным предметам. Такая работа осуществляется на индивидуальных и групповых занятиях в дошкольном образовательном учреждении. Методика работы по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) освещена в ряде научных исследований по логопедии и обобщена в программах коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6 - го года жизни, (Филичева Т. Б., Чиркина Г. В); «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» и ряде других.
Работа по развитию связной речи детей, проводимая логопедом и воспитателями логопедических групп, включает: коррекционное формирование лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, навыков речевого общения и обучение рассказыванию. В тоже время важно определить, проявляют ли дети интерес к предложенным им заданиям, насколько они внимательны, проявляют ли самостоятельность и другие важные особенности.
Рассмотрим особенности работы по формированию игровой деятельности старших дошкольников с нарушениями речи как систему упражнений для подготовки этих детей к школе.
Значимая роль пересказа подчеркивается многими исследователями: Глуховым В. П., Жуковой Н. С., Филичевой Т. Б. и многими другими авторами. В занятия по пересказу входят: упражнения в словоизменении, подборе конкретных словоформ; упражнения в дополнении предложения нужными по смыслу словами, воспроизведение конкретного лексического материала текста в форме упражнения : «Кто лучше запомнил картинки?». Подстановочные условно - речевые упражнения, в которых происходит подстановка обобщенных лексических единиц, дается такая инструкция: «Если я не прав, возразите мне». Другие условно - речевые упражнения, в которых дети должны трансформировать реплику собеседника будут выражаться в изменении порядка слов, лица либо времени глагола, падежа или числа существительного и т. п. Таким образом, у детей уже в старшем дошкольном возрасте формируются навыки практических действий с языковым материалом пересказываемых произведений, которые используются при обучении чтению.
Важная, на наш взгляд, методика обучения пересказу по картинкам строится при знании педагогом и психологом речевых нарушений и особенностей познавательного развития детей. В целях формирования игровой деятельности у старших дошкольников с ОНР рекомендуется проведение системы следующих упражнений с использованием картинного материала:
- составление рассказов по сюжетным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого им сюжета («Семья», «Игры на детской площадке», «В лесу», «Отдых»). Упражнения с закрытой картинкой. Здесь детей следует активно побуждать самостоятельно задавать вопросы: «Предмет большой или маленький?», «Какого он цвета?». По полученным ответам старших дошкольников можно составить небольшой рассказ. Здесь мы особенно отмечаем составление небольших рассказов по сюжетным картинам, в которых первоначально выступает изображение места действия, предметов, определяющих тематику предложенных картин («Ледоход», «Речка замерзла»). Данные виды упражнений также представлены в исследованиях О. И. Соловьевой и других. Таким образом, в коррекционно-развивающей и логопедической работе можно использовать серии картинок по сюжетам Радлова Н. («Зонтик», «Тигр и зайчики», Сутеева В. Г. («Кораблик», «Находка», рассказы «Про девочку Дашу и куклу Наташу» и другое. Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с воображением предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам). Применяют следующие иллюстрации: «Случай в лесу», «Шарик улетел». Обучение пересказу с элементами творчества - это придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму.
В дальнейшем упражнения следует усложнить. Например:
Попробуй эти предложения расположить так, чтобы вышел связный рассказ.
Составь предложение, с которого можно было бы начать этот текст.
Ро_кий зайчик прижал ушки.
Зя_ко ду_кам и бере_кам.
Лесная пта_ка спряталась в гнезды_ко.
В подготовительной работе к школе можно также использовать подвижные игры, которые включают в себя разнообразные диалоги сказочных персонажей. Очень эффективны для развития игровой деятельности у старших дошкольников и дидактические игры. Они развивают познавательные и умственные способности, а также пополняют словарь детей. Это такие игры как: «Одеваем куклу на работу», «У куклы Томы новый домик», «Куклы хотят кушать». Игры, в которых старшие дошкольники упражняются в диалоге, являются сюжетно - ролевыми. Обучение этим играм начинается с установления эмоционального контакта с детьми. Для этого можно использовать такую несложную по своему сюжету игру как «Угощение». Она поможет как установить контакт с детьми, так и преодолеть трудности, которые могут возникнуть в процессе общения с ними, создадут благоприятную и спокойную обстановку в группе. Все эти упражнения способствуют лучшей речевой готовности старших дошкольников к обучению в начальной школе.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: в учебно - воспитательной и коррекционной работе с детьми использованию игровых упражнений должно быть уделено особое внимание. Тут важно, что игра помогает наиболее эффективно осуществлять воздействие на речь и познавательную деятельность ребенка, побуждает его к свободному речевому общению, вызывает его активность, развивает воображение.
Список литературы:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш. образования. - М. : Академия, 2014. - 448 с.
2. Баряева Л. Б., Зарин А. П. Соколова Н. Д. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии. - СПб. : ЛОИУУ, 1996. - 95 с.
3. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи : Логопедическая тетрадь. - СПб. : Детство-пресс, 1999. - 47 с.
4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. 1. Первый год обучения (старшая группа). - М. : Альфа, 1996. - 103 с.