Мария Чертилина
Планирование работы по развитию фонематического восприятия детей раннего возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Лесная сказка»
Планирование работы по развитию фонематического восприятия
детей раннего возраста с ТНР
Составила учитель- логопед Чертилина М. А
Саров 2016
Месяц Неделя Тема Слуховое восприятие
Сентябрь IV "Человек. части тела и лица" 1. «Ручки – ножки» (отгадай и повтори хлопки – притопы)
Публикация «Планирование работы по развитию фонематического восприятия детей раннего возраста с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
2. «Пальчик о пальчик» (стучать пальчиком одной руки о пальчик другой, на слово «АЙ» прятать ручки за спину)
3. «Умные ножки» (шагать под звуки барабана)
Октябрь I
"Игрушки" 1. «Колыбельная» (Ляля плачет громко А-А-А, мама качает дочку тихо: а-а-а)
2. «Шумовые коробочки» (стеклышки – камешки)
II
III "Осень" 1. «Дождик» (различать ритм постукивания)
2. «Шумовые коробочки» (горох – греча)
IV
"Фрукты" 1. «Положи фрукты в вазу» (Положить названные фрукты в вазу, ориентируясь только на слух, рот взрослого скрыт экраном)
2. «Едим фрукты» (тру яблочко – режу банан)
3. «Шумовые коробочки» (греча – манная крупа)
Ноябрь I
II
"Овощи" 1. «Положи овощи в корзинку» (Положить названные овощи в корзину, ориентируясь только на слух, рот взрослого скрыт экраном)
2. «Готовим салат» (трем морковку, режем капусту, чистим лучок)
3. «Хлопни, как я» (один хлопок)
III
IV "Пища. Продукты питания. " 1. «Клубочки» (звуки длинные – короткие)
2. «Угадай, на чем играю» (различать звучание 2 музыкальных игрушек)
V
"Посуда" 1. «Волшебная ложечка» (определить, по чему стучит ложка)
2. Различать слова: ложка-кошка.
3. «Хлопни, как я» (два хлопка)
Декабрь I
II
"Дикие животные" 1. «Кто идет по лесной тропинке?» (темп, ритм постукиваний)
2. «Вот так» ( хлопни по образцу: один хлопок, два хлопка)
3. «В лесу по торпинке бежали зверушки:
Вот зайка бежит навострив свои ушки (быстро)
А вот и мишутка идет косолапый.
Как медленно движутся мишкины лапы! (медленно)
(передавать стуком темп)
III
IV "Новый год" 1. «Жмурки с колокольчиком»
2. Хлопки: один, два, три хлопка
Январь II "Зима" 1. «Дорожки» (определение долготы звука)
2. Покажи, где ДОМ, а где КОМ.
III
"Зимние забавы" 1. «В гору или с горы?» (услышать повышение и понижение голоса)
2. Покажи, где КОМ – где ГНОМ, где ГОРКА, где КОРКА
IV
Февраль I "Зимняя одежда" 1. Покажи, где КОТ – где КИТ
2. «Оденем Галю» (принеси названные предметы одежды)
II
"Домашние животные" 1. «Кто?» (определить животное по звукоподражанию)
2. «Найди коровку» (определить источник звука – колокольчик)
3. «мамы и детки» (определить по высоте звукоподражания)
4. Где «АХ», где «ХА», где «ОХ», где «ХО»
5. Покажи МИШКУ, покажи МЫШКУ
III
IV "Семья" 1. «Колыбельная» Кто поет? Мама-дочке, дочка – кукле по высоте голоса)
2. Покажи, где МЕХ – где МОХ
Март I "Моя мама" 1. «Что делает мама?» ( по звукозаписи: пылесосит, моет посуду)
2. Где Ваня, где Фаня?
II
"Домашние птицы" 1. «Кто там?» (определить по звукоподражанию птицу)
2. «Далеко – близко» (звукоподражания тихо – громко)
3. «Что делаю?» ( показ называемых действий: я даю, я пою, я кидаю)
4. «Шумовые коробочки» (манка – греча)
III
IV
"Мебель" 1. «У лисички День рожденья.
Прибежали звери, заскрипели двери.
«Скрип-скрип» (высоко)
Это заинька «прыг-скок»
«Скрип-скрип» (низко)
Это мишка на порог.
Ко пришёл к лисичке?
Апрель I
II
"Транспорт" 1. «Машины грузовая – легковая» (определить низкое и высокое звучание звукоподражания БИ-БИ)
2. «Длинная дорога – короткая дорожка» (показывать дорогу по длительности звучания)
3. «Кораблик далеко – близко» (по громкости звукоподражания «УУУУ»
4. «Самолет высоко – низко» (по высоте голоса)
III
IV "Весна" 1. Звуковая картинка «Весна» (определить, что звучало: пение птиц, журчание ручейка)
2. «Ручейки» : широкий ручеек (низким голосом) «буль-буль», узкий ручеек – высоким голосом
3. Передать хлопками: «буль-буль» - два хлопка, «буль-буль-буль» - три хлопка
V
"Растения" 1. «Ветер-шалун» (слышать громкое и тихое шуршание листьев)
«Цветочек расцветает – цветочек увядает» (услышать повышение и понижение голоса)
Май I
II "Насекомые" 1. «Жуки-комарики» (жуки жужжат «Ж-Ж-Ж», комарики звенят «З-З-З»). Кто летит?
III "Птицы" 1. «Кто это?» (определить ворону, воробья в записи)
IV
Список литературы:
1. Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. — СПб. : Речь, 2004.
2. Нищева Н. В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – СПб. : “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2004.
3. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Ранний возраст : Домашняя тетрадь. – СПб. : “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2007.
4. Новиковская О. А. Альбом по развитию речи для самых маленьких. – М. : Астрель; СПб. : Сова, 2011.
5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. – Москва “Просвещение”, 2010.
6. Янушко Е. Н. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет.