черемисова ольга геннадиевна
Теоретическое обоснование методики развития фонематического восприятия
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретическое обоснование методики развития
фонематического восприятия
Слушают все, слышат пока немногие.
Чтобы просто слушать, нужно иметь только здоровый слух и желание.
Традиционно веками считалось, что главными признаками образованного человека должно было быть, прежде всего, умение читать и считать. Но, уже в самом начале наступившего века к этому еще добавляется требование уметь слышать, причем не только другого, но и самого себя, воспринимать не только то, что произнесено собеседником, но и то, что стоит за его словами, за интонацией, мимикой и жестами. Эффективно слышать другого - означает быстро и всесторонне анализировать услышанное, мгновенно создавать варианты возможных последствий и ориентироваться в
Публикация «Теоретическое обоснование методики развития фонематического восприятия» размещена в разделах
своих действиях на самый вероятный из них.
Совершенствование слушания служит оптимизацией межличностных отношений. Слушать, чтобы все слышать, даже то, что прямо не сказано, слушать, чтобы понять другого человека, его желания, особенности мышления.
В середине XIX века первопричиной нарушений письма и чтения считали умственную отсталость (Г. Хеллер, И. Вольф).
На рубеже XIX и XX веков появляется новая теория, объясняющая дефекты письма неполноценным зрительным восприятием.
В начале ХХвека дисграфия и дислексия объясняли нарушениями прочих анализаторов и, наконец, в 40-х гг ХХвека Р. Е. Левиной и Р. М. Боскис выдвинули, научно обосновали и практически подтвердили причину Д и Д - фонематическое недоразвитие, и, как следствие, нарушение навыков звукового анализа и синтеза.
Дисграфические ошибки связаны с отсутствием стойких звуковых образов и неумением воссоздавать правильную и точную графическую форму слова на основе его звуковой формы.
Зарубежные ученые считают основой дисграфии неумение «видеть» звуки речи.
В ракурсе актуальности развития фонематического восприятия и фонематических процессов как основного направления в профилактики дисграфии, необходимо разрабатывать технологии, наиболее эффективно развивающие данные процессы.
Такой технологией является интеграция системы интенсивного слушания и методика развития фонематических процессов Ткаченко.
Огромное значение для ФВ имеет психологический, механизм направленности внимания. Внимание представляет собой своеобразный «переключатель», пропускающий в мозг одну информацию и блокирующий другую. Он включен в систему мозговой оценочной деятельности.
В настоящее время рассматривается комплексный подход в коррекции логопедических нарушений. 90 % дошкольников с речевыми нарушениями имеют дефицит функции внимания, что приводит к снижению результата коррекционного воздействия за счет недоразвития слухового внимания и является базовой психической функцией фонематического восприятия.
Внимание тренируемо, как и другие формы психической деятельности человека. Для тренировки слухового внимания разработаны:
- таблицы, составленные с учетом частотности появления звуков в текстах для чтения;
- таблицы слоговых рядов типа ССГ;
- таблицы кратких трехбуквенных слов;
Далее усложнение таблиц идет с использованием звуков смешиваемых на слух и в собственной речи детей при нарушении фонематических процессов. Выделяя слог в устной речи, ребенок легко его узнает при обучении чтению, не совершая ошибки в дифференцировании смежных фонем.