Надежда Трошина
Доклад «Работа по развитию фонематического слуха и восприятия у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по развитию фонематического слуха и восприятия у дошкольников
Слух – это врожденная особенность организма. Еще находясь в утробе матери, малыш слышит ее сердцебиение, громкие звуки, доносящиеся снаружи. Когда он родится, количество звуков увеличится в десятки тысяч раз и все они сольются в один монотонный шум. Взрослые умеют сосредоточиваться на звуках, которые важны в данный момент, не обращая внимания на сопутствующие. У новоpoжденного слуховое внимание не развито. Этому предстоит научиться. За разделение шума на звуки и отвечает фонематический слух.
Темочки:
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Термин «фонематический слух», введенный Львом Семеновичем Выготским, означает различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного.
Развитый фонематический слух позволяет:
• правильно произносить звуки;
• четко произносить слова;
• правильно слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова, особенности его звукового строения, зависящие от количества слогов и места ударного слога
• владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь);
• овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
• успешно освоить письмо и чтение.
Позже Даниил Борисович Эльконин обратил внимание, что для овладения навыками чтения и письма недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:
• умение определять линейную последовательность звуков в слове;
• умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
• осознание или подсчет количества звуков в слове.
Если у ребенка нет анатомических изъянов артикуляционного аппарата, если не нарушена его иннервация (связь с центральной нервной системой, проблем со звукопроизносительной стороной речи не будет при условии развитого фонематического слуха.
Ведь как ребенок учится говорить? Глядя на артикуляцию взрослых, пытается по подражанию создать звук. Прислушивается к нему, сравнивает с правильным вариантом, а потом тренируется, пока не получится необходимый звук. А если он не умеет вслушиваться, не может найти необходимую интонацию, не видит различий в правильном и неправильном произношении, он не будет пытаться совершенствовать свои умения.
Если ребенок не может установить очередность звуков в слове на слух, он не сможет его написать или напишет, но поменяв слоги местами, перепутав похожие звуки между собой. Т. е. несформированный фонематический слух тормозит речевое развитие в целом.
Этапы формирования фонематического слуха:
[/h3]
I этап - узнавание неречевых звуков. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти.
Игра "Узнай, что звенит (гремит?"
Цель: развивать способность узнавать и различать неречевые звуки; способствовать развитию слухового внимания и слуховой памяти.
Ход игры: На столе несколько коробочек (баночек) (или звучащих игрушек). Предлагаем малышу внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой (или завязываем глаза) и просим отгадать, какой из них сейчас звенит, шуршит или гремит.
II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. Этим целям служит целый ряд игр. и начинать надо с различения силы и тембра неречевых звуков
Игра "Громкие подсказки".
Цель: развивать способность различать неречевые звуки; способствовать развитию слухового внимания и слуховой памяти.
Ход игры: Взрослый прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши и т. д.). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, - удары громкие, если он удаляется - тихие.
Игра "Близко - далеко".
Цель: развивать способность различать неречевые звуки по силе и тембру; способствовать развитию слухового внимания и слуховой памяти.
Ход игры: Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).
Игра "Узнай по голосу".
Цель: развивать способность различать неречевые звуки по силе, высоте и тембру; способствовать развитию слухового внимания и слуховой памяти.
Ход игры: Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей - коровы и теленка, овцы и ягненка и т. п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова, то высоким (теленок). Малыш, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка).
Дидактическое упражнение "Три медведя".
Цель: развивать способность различать речевые звуки по тембру; способствовать развитию слухового внимания и слуховой памяти.
Ход упражнения: Меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет изображение на картинке.
III этап - различение слов, близких по звуковому составу. На этом этапе развиваем способность различать слова, схожие по звучанию; формируем умение услышать правильный вариант произношения
Игра "Слушай и выбирай".
Ход игры: Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию. Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.
Игра "Правильно-неправильно".
Ход игры: Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом" и т. д.
IV этап - дифференциация слогов. К четвертой ступени ребенок уже подготовлен к тому, чтобы учиться различать слоги. Самые легкие для произнесения ребенком звуки: ф, в, п, б, н, поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций, включающих именно эти звуки.
Игра "Что лишнее".
Ход игры: Вы произносите ряд слогов, меняя последний, а малыш говорит, что лишнее (па-па-па-ба). Можно усложнять игру, вводя ошибочные слоги в середину или начало, изменяя гласные буквы (ба-ба-бо-ба, га-ка-ка-ка).
Игра "КузовОК"
Цель игры: развивать фонематический слух; учить подбирать слова, которые оканчиваются на «ок».
Материал: красивая коробочка или корзинка, фишки.
Ход игры: Ведущий показывает «кузовок» и говорит: «Это волшебный кузовок, мы будем складывать туда все слова, которые заканчиваются на «-ОК», я кладу в кузовОК яблОК мешОК, а вы, что положите в кузовок?». Далее «кузовок» передаётся по кругу и каждый играющий называет слово, заканчивающееся на –ок, если слово названо правильно, играющий берёт себе фишку. Выигрывает тот, кто больше всего соберёт фишек. (IV этап- дифференциация слогов)
Игра "Одинаковые или разные".
Ход игры: Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача малыша угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены.
Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.
V этап - дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.
Игра "Угадай-ка".
Ход игры: У ребенка картинки с изображением волка, девочки, мышонка, лося, медведя, штангиста. Взрослый объясняет: "Волк воет: у-у-у", "Девочка плачет: а-а-а", "Мышонок смеется: и-и-и" «Медведь сердится ээээ», Лось зовет товарища «оооо», Штангист поднимая штангу произносит «ыыыы». Просим ребенка поднять картинку, соответствующую произносимому взрослым звуку.
Дидактическое упражнение "Живые звуки, слоги"
Цель игры: формировать у детей умение синтезировать отдельные звуки (слоги) в слово.
Ход игры: Вызываем детей и говорим им, кто в какой звук превратится. Например:
Миша, ты превращаешься в первый звук, слова «бублик».
Катя, ты становишься последним звуком слова «моль».
Оля, ты главный звук «и».
Вера, ты второй звук слова «дно»
Дети-звуки называет каждый свой звук. Остальные - догадываются, какое слово получилось.
VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа. Слушаем и анализируем
На завершающей ступени в системе развития фонематического слуха учим ребенка делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, уметь "отхлопывать", "отстукивать" ритмический рисунок дву- и трехсложных слов. На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа). Например, игра "Сколько звуков?", ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал. Полезными на данном этапе будут игры "Собери урожай" или "Слоговые домики".
Дидактическое упражнение "Звуковые прятки"
Цель игры: развитие фонематического слуха; развитие внимания
Материал: мяч.
Ход игры: Ведущий загадывает звук, который играющие будут искать в словах, например, звук «о». А затем, бросая мяч играющим произносит разные слова, например, «кошка», «стул», «почта», «сок», «карандаш» и т. д. Играющий, которому бросают мяч, должен внимательно прослушать слово и, если в этом слове есть нужный звук, то он ловит мяч, если нет – отбивает. Выигрывает тот, кто меньше всех ошибётся.
Эта шестиэтапная система развития речевого слуха у ребенка - своеобразный фундамент для хорошей дикции. Вот такими несложными игровыми упражнениями можно достичь абсолютного состояния развития фонематического слуха.
Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. “Игла” превращается в “мглу”, “лес” в “лист” или в “лису”, “Мишина машина” в “мыши на машине”. Ребенок как будто становится немного иностранцем. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.