Надежда Гордеева
Логические задачи и упражнения как средство развития мыслительных операций у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Логическое мышление — процесс, который помогает человеку не только усваивать и преобразовывать получаемую информацию, но и применять её максимально, с наибольшей пользой и отдачей. Научить дошкольника мыслить логически означает вооружить его необходимыми инструментами для успешного обучения в школе, научить продуманно вести себя в любой ситуации, находить выход из трудного положения.
Публикация «Логические задачи и упражнения как средство развития мыслительных операций у дошкольников» размещена в разделах
- Логические задачи для дошкольников
- Логическое мышление
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Задачи логического развития в каждом возрасте свои, они углубляются и расширяются по мере того, как ребёнок взрослеет и его мышление становится более сложным. Осуществление этих задач возможно при наличии богатой предметно-развивающей среды в группе, а также средствами решения выступают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение и классификация.
Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д.
Анализ - выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку. Например, задан признак : "Найти все круглые ". Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, а затем они выделяются и объединяются в группу по признаку "круглые".
Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. Анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез - через анализ).
Сравнение - логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).
Игровых заданий, упражнений и задач на сообразительность для старших дошкольников существует очень много, в разных вариациях, но все они по содержанию сводятся к таким основным видам:
Математические. В них используются знания о количестве, величине и форме, ориентирование в пространстве и времени.
Экологические - основанные на природоведческих знаниях.
Игры со словами - в них используется не только звучание, но и «образ» слова, буквы (ребусы, шарады).
Общепознавательные - это логические задания, для решения которых дети опираются на свои представления о взаимоотношениях между людьми, о профессиях, семье и тому подобном: «Бабушка, внучка да мама с дочкой, сколько всего человек? (Три)».
Задание. Игра «Что бывает…»
Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше — дерево или дом; человек или столб.
Что бывает длинным?
Что бывает коротким?
Что бывает широким?
Что бывает узким?
Что бывает круглым?
Что бывает квадратным?
Что бывает твёрдым?
Что бывает мягким?
В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, острым, холодным, белым, чёрным и т. д.
Задание «Разделение на подгруппы».
Скажите как можно назвать одним словом всё, что изображено на картинках? (Одежда). В какое время года мы надеваем эту одежду? (зимой и летом). Разделите эту одежду на две группы и с помощью кругов на листах бумаги нарисуйте свой ответ. (Дети графически отображают отношения). Что обозначает большой круг? (Вся одежда). Что обозначают маленькие круги? (Зимняя и летняя одежда). Как можно обозначить круги с зимней и летней одеждой? (к зимней одежде нарисовать снежинку, а к летней нарисовать цветок).
Задание. Игра «Четвёртый лишний».
На каждого ребенка на столах лежат наборы предметных картинок.
— Вам нужно определить, какой предмет лишний и почему?
Задание «Отгадай предмет по его частям».
Четыре ноги, спинка, сиденье.
Цифры, стрелки.
Буквы, картинки, листы.
Ствол, ветки, листья.
Корень, стебель, листья, лепестки.
Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.
Носик, ручка, крышка, электрический шнур.
Лапы, хвост, ошейник.
Лапы, хвост, хобот.
Крылья, хвост, лапы.
Задание «Отгадывание логических задач».
У кого из девочек самые длинные косички, если у Кати косички короче, чем у Маши? (у Маши).
Кто из мальчиков быстрее бегает, если Костя бегает медленнее Бори? (Боря).
Кто из детей самый высокий, если Женя выше Тани, а Таня выше Кирилла? (Женя).
Работа по развитию логического мышления дошкольников начинается в раннем возрасте и продолжается все года, которые ребёнок проводит в детском саду. Воспитателю необходимо чётко продумать систему игр и занятий с малышами, чтобы выполнить все программные требования, предъявляемые к этой важной области развития воспитанников. Развивая логические способности детей не только в математике, но и в других видах деятельности, педагог способствует всестороннему и гармоничному развитию ребёнка, формированию думающей, стремящейся к активному познанию личности.