Мария Белозёрова
Литературный досуг в разновозрастной группе 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема досуга: «Путешествие за сокровищами»
Цель: углубление интереса детей к художественной литературе
Задачи:
Образовательные:
• Совершенствовать знания детей о различных жанрах фольклора: сказки, загадки
• Закрепить содержание русских народных и авторских сказок
Развивающие:
• Развивать словарный запас
• Развивать зрительное восприятие
Воспитательные:
• Воспитывать умение согласовывать свои действия с партнёрами
• Воспитывать интерес к чтению художественной литературы
Игровые роли: Царевна (играет воспитатель 2)
Темочки:
Предварительная работа: Беседа по русским народным и авторским сказкам, чтение сказки «Царевна-Лягушка», выявление характерных слов и жанровых особенностей; беседа о характере и поступках героев;
Материалы: Иллюстрации к сказке «Царевна-Лягушка», паззлы к сказкам «Маша и Медведь», «Гуси-Лебеди», «Три медведя», «По щучьему велению», Набор карточек с изображениями героев и их атрибутов (Сапоги – коту в сапогах; Метла – Бабе-Яге; Щука – Емеле; Золотая рыбка – деду; Стрела – царевне-лягушке; Хрустальная туфелька – Золушке; Яичко – Курочке Рябе, костюм и корона Царевны.
Воспитатель1: Здравствуйте, ребята, подойдите пожалуйста ко мне. Давайте встанем в круг, поприветствуем друг друга.
Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведём,
А потом к груди прижмём,
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей!
Тссс, ребята, а ну-ка прислушайтесь. (Где-то плачет Царевна) Вы ничего странного не слышите?
Дети: Кто-то очень горько плачет
Воспитатель1: Давайте пойдем посмотрим кто же такими слезами горькими заливается.
(Второй воспитатель в образе Царевны):
Это я — царевна молодая,
Красотой, умом блистаю,
Но с одним лишь я изъяном:
Вечно плачу я с тех пор как
Злые, страшные пираты
Обокрали царство наше.
Я пришла ребята к вам с просьбой, помогите мне вернуть всё то, что украли пираты, одна я не справлюсь.
Воспитатель1: Ребята, мы должны помочь Царевне, не можем же мы человека в беде оставлять.
Дети: Да, обязательно надо помочь.
Воспитатель2: Спасибо, вам мои дорогие. Пираты, когда похитили все злато они сделали карту, где всё закопали. Но карту они разорвали и спрятали на разных островах. Чтобы карту собрать и богатства вернуть надо многое испытаний пройти. А вы точно справитесь?
Дети: Да.
Воспитатель1: У нас в группе все ребята умные, они много сказок читали и многое знают.
Дети: Правда-правда!
Воспитатель2: Тогда расскажите мне какие особенности у сказки, чем она отличается от рассказа?
Дети: В сказке всегда есть вымышленные персонажи и волшебные события, которых не может быть в реальности.
Воспитатель2: И правда, какие умные, точно все испытания пройти сможете
Воспитатель1: Тогда нам надо отправляться в путь, чтобы доплыть до первого острова нам нужно сесть и на корабль и произнести волшебные слова: «В добрый путь».
Дети: В добрый путь!
На первом острове
Воспиаттель1: Ребята, посмотрите мы добрались до первого острова.
Воспитатель2: Здесь нас ждет первое испытание. Оно называется «Что сначала что потом». Тут должны появиться иллюстрации к сказке, которые нужно разложить в правильном порядке. Но для того чтоб они появились, нужно отгадать загадку про эту самую сказку. Готовы?
Дети: Да!
Воспитатель2: Тогда слушайте внимательно:
Захотел Кощей жениться
На красавице-девице.
Не дала она согласие
И случилось с ней несчастье,
И теперь сидит в болоте
Не в шелках и не в почёте…
Кто узнал ту пучеглазку,
Отгадал, конечно, сказку.
Дети: Это Царевна-Лягушка!
Воспитатель1: Верно, эту сказку вы уже знаете, давайте тогда подумаем и вспомним что было в начале?
Дети: В Начале Царь сказал трем сыновьям натянуть луки и пустить стрелы чтобы таким образом себе невесту найти.
Воспитатель1: Правильно, какая же тогда иллюстрация должна стоять первой.
(Дети указывают на нужную иллюстрацию.)
Воспитатель1: Что же случилось потом, когда сыновья пустили стрелы?
Дети: Стрела младшего брата попала в топкое болото, где подняла ее лягушка-квакушка.
Воспитатель1: Верно ребята. Давайте выбирать подходящую иллюстрацию.
(Дети указывают на нужную иллюстрацию.)
Воспитатель1: Да, правильно. Кто мне скажет что было потом?
Дети: А потом Царь хотел узнать на что жены сыновей способны и давал им разные испытания: то хлеб выпечь, то ковер выткать, то на пир звал, чтобы те показали себя. А царевна лягушка со всеми заданиями справлялась.
Воспитатель1: Верно, ребята. Давайте выбирать подходящую иллюстрацию.
(Дети указывают на нужную иллюстрацию.)
Воспитатель1: Да, правильно. Кто мне скажет, что же было дальше?
Дети: Во время пира Иван-Царевич, младший брат улучил минутку и домой направился, лягушачью кожу сжечь.
Воспитатель1: Как вы хорошо сказку помните! Давайте выбирать подходящую иллюстрацию.
(Дети указывают на нужную иллюстрацию.)
Воспитатель1: Да, правильно. Что повлек за собой поступок Ивана-Царевича?
Дети: Царевна-Лягушка сказала Ивану, что теперь он ее сыскать сможет если 3 пары железных сапог сотрет, да 3 хлеба железных съест. Обернулась белым лебедем и улетела за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятое Царство, в подсолнечное государство к Кощею Бессмертному.
Воспитатель1: Именно так. Давайте выбирать подходящую иллюстрацию.
(Дети указывают на нужную иллюстрацию.)
Воспитатель1: Да, верно. А что в самом конце случилось?
Дети: Иван пройдя большой путь смог отыскать и вызволить свою Царевну.
Воспитатель1: Верно ребята. Давайте выбирать подходящую иллюстрацию.
(Дети указывают на нужную иллюстрацию.)
Воспитатель2: Какие вы молодцы ребята, я уже совсем эту сказку от горя забыла, без вас бы не справилась, спасибо вам. Смотрите вот он кусочек карты лежит!
Воспитатель2: Снова в путь дорогу собираться, пора к следующему острову направляться, ребята.
На втором острове
Воспитатель2: Дети вы умеете хлопать? А топать? А вы внимательные? Сейчас я проверю! Если вы со мной согласны, то вы кричите «ДА» и хлопаете. А если не согласны, то кричите «НЕТ» и топаете!
Караси в реке живут. (Хлопают)
На сосне грибы растут. (Топают)
Любит мишка сладкий мед. (Хлопают)
В поле едет пароход. (Топают)
Дождь прошел — остались лужи. (Хлопают)
Заяц с волком крепко дружит. (Топают)
Ночь пройдет — настанет день. (Хлопают)
Маме помогать вам лень. (Топают)
Праздник дружно проведете. (Хлопают)
И домой вы не пойдете. (Топают)
Нет рассеянных среди вас. (Хлопают)
Все внимательны у нас. (Хлопают)
Воспитатель1: Молодцы! Теперь вы готовы к испытанию.
Воспитатель2: Это верно. Здесь нам надо отгадать загадки. Ребята, навострите уши и готовьтесь слушать:
1. Удивительный народ!
Вместе вышли в огород,
Вот друг друга держат крепко,
Потянули…Вот и…
(«Репка»)
2. По тропинке он катился,
Своей удалью хвалился,
Да попался на носок.
Ам, и съеден…
(«Колобок»)
3. Разбойники белые!
Вот беды наделали:
В деревню прилетали
И мальчика украли.
Только смелая сестра
Всё равно его нашла.
Помогли ей печка,
Яблонька и речка.
(«Гуси-лебеди»)
4. Она по ягоды пошла,
Да на домик набрела,
Дом под старою сосной.
В доме жил медведь большой.
Заболела б от тоски,
Да спасли…пирожки.
(«Маша и медведь»)
5. Круглый, тонкий, плетённый
Вместе в лес пошли зелёный.
Вместе в домике живут,
Вместе пироги пекут.
(«Пузырь, соломинка и лапоть»)
6. Из заквасочки сыночек,
Ростом с глиняный горшочек.
Хоть он был и ростом мал,
Но деду с бабой помогал,
Был смекалист и умён.
Отгадайте, кто же он?
(«Липунюшка»)
7. Сказку мы для вас расскажем:
Она его кормила кашей,
Он ни капельки не съел,
На болото улетел.
Угощал её окрошкой,
Не отведала ни крошки
И ушла к себе в леса.
Это…
(«Журавль и лиса»)
8. Не доглядела за братом сестра,
И долго искала мальчишку она.
Помогла ей волшебная речка,
Пирожков испекла русская печка.
От птиц под яблоней укрылись дети.
Что за птицы были эти?
(“Гуси-лебеди”)
9. Парень по воду побрёл,
В проруби её нашел.
Чудеса теперь кругом:
Вёдра прискакали в дом.
Берегите, братцы, ноги:
Едет печка по дороге!
Всё по его хотению…
(«По щучьему велению»)
10. В этой сказке всё отлично:
Дед, и баба, и яичко.
Очень рады дед и баба,
Что у них есть…
(«Курочка Ряба»).
Воспитатель2: Молодцы ребята, какие вы внимательные, а сколько сказок знаете! И с этим заданием справиться смогли, кусочек карты достать мне помогли.
Воспитатель1: Пора дальше отправляться.
На третьем острове
Воспитатель1: Вот и прибыли мы на третий остров.
Воспитатель2: Да, и здесь я думаю ребята смогут справиться с заданием.
Дети: Конечно сможем!
Воспитатель2: Смотрите тут тоже иллюстрации из сказок, но они все разорваны. Суть испытания состоит в том, чтобы все картинке в единые собрать. Надо на группы разделиться чтобы все иллюстрации собрать.
(Делим детей на группы, и каждая группа собирает иллюстрацию, в это время Царевна ходит между группами и спрашивает что это за сказки и то там происходило)
Воспитатель1: Ну как, все справились с этим испытанием? Давайте посмотрим, что у вас получилось.
(Каждая группа рассказывает, что они собрали и из какой сказки их картинка)
Воспитатель2: Ребята, вы такие молодцы, все сказки помните! И тут вы испытание мне помогли пройти и кусочек карты достали. Осталось еще два кусочка и карта будет собрана.
Воспитатель1: Значит пора на последний остров нам отправляться.
На четвертом острове
Воспитатель1: Смотрите, ребята, а тут какой-то мешок лежит.
Дети: а может это и есть сокровища?
Воспитатель2: Не похоже это на сокровища, кто свое богатство в таких мешках хранить будет. Это тоже испытание, давайте откроем его и посмотрим.
(Дети открывают мешок и достают карточки с изображением сказочных персонажей и предметами)
Воспитатель1: Здесь к каждому сказочному персонажу подобрать его предмет нужно.
Воспитатель2: Ох сколько здесь всего!
(Дети раскладывают карточки, в это время Царевна ходит и спрашивает почему этому персонажу достался именно этот предмет, просит вспомнить название сказки).
Воспитатель2: Вот это вы, ребята, молодцы! Совсем немного до сокровищ осталось, последний кусочек карты найти надо.
На пятом острове
Воспитатель1: Ребята, нам предстоит последнее испытание. Вы услышите начало высказывания какого-либо героя и должны его закончить, а также сказать из какой это сказки. Вы готовы?
Дети: Да!
Воспитатель1:
Ловись рыбка… (большая и маленькая «Волк и лиса»)
Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел… (а от тебя и подавно уйду! «Колобок»)
Тянут, потянут… (вытянуть не могут. «Репка»)
По щучьему велению… (по моему хотению. «По щучьему велению»)
Дед бил, бил, не разбил… (баба била, била, не разбила. «Курочка Ряба»)
Не садись на пенек… (на ешь пирожок. «Маша и медведь»)
Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся! (Ваша мать пришла - молока принесла. «Волк и семеро козлят»)
Как выскачу, как выпрыгну… (пойдут клочки по закоулочкам. «Заюшкина избушка»)
Не пей, братец, из лужицы (козленочком станешь. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Воспитатель2: Молодцы, ребята, правильно выполнили задание. И достали последний кусочек карты. Теперь сможем сокровища отыскать, богатство моего царства вернуть.
(Царевна вместе с детьми, следуя карте, находит сундучок с золотом)
Воспитатель2: Посмотрите ребята, мы вместе все вернули. Ах как радостно. За помощь и вам награда причитается (раздаем детям по золотой монетке)
Дети: Спасибо!
Воспитатель2: И вам, мои дорогие, спасибо, за помощь, оказанную, за опору крепкую. Теперь я могу возвратиться домой, обрадовать отца своего, Царя батюшку. Но сначала нам нужно вернуться в сад. Забирайтесь обратно на корабль и произнесите волшебные слова: «Мы летим, мы летим, в детский сад попасть хотим!»
Воспитатель1: Вот мы снова оказались в любимой группе. Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да!
Воспитатель1: А кому что больше всего запомнилось?
(ответы детей)
Воспитатель1: Мы смогли помочь нашей гостье и теперь ей пора отправляться домой, давайте попрощаемся с ней.
Дети: До свидания!
Приложение
Иллюстрации к сказке "Царевна-лягушка"
картинки для паззл