Галина Иванова
Литературно-музыкальный проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством С. Я. Маршака
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Цель: Знакомство детей старшего дошкольного возраста с творчеством С. Я. Маршака.
Задачи:
1. Познакомить детей с различными произведениями С. Я. Маршака, воспитывать интерес к творчеству писателя. Формирование у детей интереса и потребности в чтении.
2. Вызвать у детей эмоциональный отклик на добрые и весёлые образы сказочных героев, развивать способность чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев произведений.
Публикация «Литературно-музыкальный проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством С, Я, Маршака» размещена в разделах
- Маршак С.Я. Знакомство с творчеством
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
3. Посредством сказок писателя воспитывать у детей добрые чувства, интерес и любовь к животным, сочувствие к попавшим в беду.
4. Формировать у воспитанников умение разыгрывать сценки по знакомым сказкам и стихотворениям С. Я. Маршака, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
5. Приобщать родителей к участию в мероприятиях, проводимых ДОУ, к чтению литературных произведений в семейном кругу.
Вид проекта : Творческий, долгосрочный.
Сроки реализации: С января по апрель 2014 года.
Участники проекта : Музыкальный руководитель Иванова Г. Б., воспитанники старшей и подготовительных групп, воспитатели и родители.
Возраст детей : 5 – 7 лет (старшие дошкольники).
Формы реализации проекта :
• Чтение художественной литературы;
• Тематические занятия и беседы по ознакомлению с творчеством С. Я. Маршака;
• Создание в ДОУ выставки книг и детских рисунков по произведениям С. Я. Маршака;
• Экскурсии: в библиотеку, на выставку книг и рисунков.
• Совместная творческая работа педагогов и детей.
Интеграция областей: «Музыка», «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы».
Предполагаемые результаты:
1. Дети пополнят свои знания о творчестве С. Я. Маршака, у детей появится интерес к чтению, к книге.
2. Развитие творческой активности детей. Дошкольники с удовольствием будут участвовать в творческой деятельности.
3. Научаться чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев произведений, разыгрывать сценки по знакомым сказкам и стихотворениям С. Я. Маршака, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
4. Позитивные изменения сотрудничества между родителями и педагогами ДОУ, родители воспитанников активно вовлечены в совместную познавательно-творческую деятельность.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный (январь)
Цели:
• Создать творческую группу педагогов ДОУ по реализации проекта, сформулировать цели и задачи проекта.
• Изучить методические основы организации образовательной и творческой деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
• Создать условия для реализации проекта, исходя из поставленных задач.
• Создание развивающей среды по выбранной тематике. Подбор и систематизация материалов (пособий, подбор фонотеки, видеотеки произведений, демонстративного материала, книг, костюмов и атрибутов для театральной деятельности) для работы с детьми и их родителями.
Мероприятия:
1. Консультации с педагогами на тему: «Организация творческой и проектной деятельности детей», «Особенности детской литературы и чтения».
2. Разработка документации проекта : планы, конспекты занятий, сценарии.
3. Подбор литературных произведений.
4. Оформление книжного уголка в группах по соответственной тематике (портрет С. Я. Маршака, выставка книг).
5. Оформление родительского уголка на тему: «Проект по творчеству С. Я. Маршака».
2 этап – основной (февраль – март)
Цели:
• Знакомить воспитанников с творчеством писателя.
• Пробуждать интерес к чтению литературных произведений.
• Учить понимать идею произведения, анализировать содержание сказки, оценивать характер героев.
• Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, сочувствию и сопереживанию.
• Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов.
• Развивать творческую активность, воображение, эстетическое восприятие, активизировать речь детей.
• Развитие коммуникативных способностей, эмоциональной выразительности речи, учить передавать характерные особенности животных, умение выполнять принятую роль, умение разыгрывать сценки, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
Мероприятия:
1. Чтение произведений С. Я. Маршака : «Усатый-полосатый», «Багаж», «Человек-рассеяный», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Кошкин дом».
2. Организованная образовательная деятельность педагога и детей :
• Проведение тематических занятий и бесед по ознакомлению с творчеством и биографией писателя С. Я. Маршака.
• Разучивание стихотворений С. Я. Маршака с детьми.
3. Экскурсия в библиотеку.
4. Игры-драматизации по произведениям писателя.
5. Совместное художественное творчество педагогов и детей :
• Рисование по мотивам произведения «Кошкин дом»,
• Лепка по мотивам произведения «Сказка о глупом мышонке»,
• Аппликация по мотивам произведения «Усатый-полосатый».
6. Постановочная работа (сначала индивидуальная, а потом подгрупповая) :
• на развитие интонационной выразительности речи,
• на согласование своих действий с действиями партнёров по композиции,
• умение использовать пространство в разыгрывании своей роли;
• подбор музыкального и песенного сопровождения;
• подготовка костюмов.
7. Сотрудничество с родителями:
• изготовление поделок к произведениям С. Я. Маршака вместе с детьми.
• домашнее чтение произведений С. Я. Маршака.
• изготовление костюмов, атрибутов, декораций к тематическому вечеру по произведениям С. Я. Маршака.
8. Открытое музыкально-литературное мероприятие «Тематический вечер по произведениям С. Я. Маршака».
3 этап – заключительный.
Цели:
• Закрепить и обобщить знания полученные детьми в ходе реализации проекта.
• Презентация полученных результатов.
Мероприятия:
1. Выступление на педсовете по итогам работы над проектом.
2. Оформление выставки детского творчества по произведениям С. Я. Маршака.
3. Проведение совместного музыкального детско-родительского досуга.
Выводы:
1. За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского поэта С. Я. Маршака, а также вспомнили старые и познакомились с новыми произведениями поэта.
2. Повысилась творческая активность воспитанников. Дети с удовольствием участвуют в творческой деятельности : изобразительной и всех видах театрализации.
3. Родители воспитанников вовлечены в совместную познавательно-творческую деятельность и активно участвуют в организации мероприятий проекта.
4. Организация работы по ознакомлению с творчеством писателя С. Я. Маршака способствует развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формирует любовь к литературе в целом.
Список литературы :
1. Маршак С. Я., Собрание сочинений: В 8 т. - М. : Художественная литература, 1968.
2. Владимирова Л. А. «Поэзию я полюбил очень рано…» : [сценарий путешествия по Стране Маршака для детей 7-9 лет] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2007. - № 9.
3. Зархи С. Б. «Я думал, чувствовал, я жил…» : [сценарий литературного вечера о Маршаке для старшеклассников] // Читаем, учимся, играем. - 2007. - № 8.
4. Киселёва Т. Это имя помнят и ребята, и взрослые : [из опыта работы библиотеки по популяризации творчества С. Я. Маршака] // Библиотека. - 2002. - № 10.
5. Олиферова Л. Наши добрые соседи :Водевиль в трёх действиях с прологом (Продолжение сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом» // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 3.
7. Папулова С. Путешествие по стране Маршака : [сценарий] // Библиотека. - 2001. - № 8. Подумай-разгадай : [загадки в стихах к произведениям Маршака] // Отчего и почему. - 2000. - № 3.
9. Светлова Г. Что такое стихи? : [конспекты занятий по произведений С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 6.
10. Сорокина Н. В гостях у сказки : [театрализованная игра по сказкам С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 5.
11. Тикунова Е. «Мальчик из села Поповки» : [беседа по стихотворению С. Я. Маршака о войне] / Е. Тикунова. У войны не детское лицо // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5.
12. Чурилова Э. Двенадцать месяцев : [пьеса по сказке С. Я. Маршака в варианте, доступном для дошкольников] // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 11.
Интернет-ресурсы
1. https://clubs.ya.ru
2. https://images.yandex.ru
3. https://img-fotki.yandex.ru
4. https://karapuz-n.narod2.ru
5. https://mamadoma.narod.ru
6. https://nike7575.livejournal.com
7. https://www.maaam.ru
8. https://www.planetaskazok.ru