Елена Яльцева
Литературно-музыкальный досуг «Родная природа в творчестве русских поэтов, художников и композиторов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель
Воспитывать у детей интерес к поэзии, классической музыке и художественно-творческой деятельности
Задачи
• Раскрыть художественное единство образного содержания поэзии, живописи и музыки
• Воспитывать любовь к русской природе через восприятие поэтического текста, произведений живописи и музыки
• Развивать эмоциональное восприятие
• Закрепить и обобщить знания детей об осени и её признаках
• Учить обращать внимание на средства выразительности, использованные поэтами, художниками и композиторами
Публикация «Литературно-музыкальный досуг „Родная природа в творчестве русских поэтов, художников и композиторов“» размещена в разделах
- Композиторы и музыкальные произведения
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Темочки
• Будить фантазию и воображение, развивать ассоциативное мышление
• Развивать образную речь, расширять словарный запас
• Учить детей получать радость от общения с искусством
Предварительная работа
• Наблюдения за сезонными явлениями в природе
• Экскурсии в лес в различные сезоны года
• Разучивание стихотворных произведений о природе
• Рассматривание репродукций картин, изображающих пейзажи
• Прослушивание музыкальных произведений
Оборудование
• Технические средства
• Листочки
• Краски, кисточки, цветная бумага, клей, ленты, пуговицы, бусины
• Заготовки работ
• Костюмы
тексты стихотворений
• Бальмонт К. Д. «Осень»
• Бунин И. А. «Лес, точно терем расписной,.»
• Дрожжин С. Д. «Весеннее царство»
• Есенин С. А. «Берёза», «Нивы сжаты, рощи голы…»
• Никитин И. С. «Ярко звёзд мерцанье…»
• Осетров-Суздальский А. «Люблю природу русскую…»
• Пушкин А. С. отрывок из поэмы «Евгений Онегин» («Уж небо осенью дышало…»)
Музыкальный материал
записи
• Бетховен «Адажио» (соната №8 часть II)
• Глинка М. И. Вальс «Фантазия», Ноктюрн «Разлука»
• Чайковский П. И. «Январь. У камелька», «Апрель. Подснежник», «Июнь. Баркарола», «Октябрь. Осенняя песня», «Ноябрь. На тройке» из цикла «Времена года»
Художественный материал
репродукции картин русских художников-пейзажистов
Оформление зала
• Выставка книг, посвященная творчеству С. А. Есенина
• Выставка книжек-самоделок
• Материалы по реализации проекта
• Гирлянды из осенних листьев
Содержание НОД
I. Организационный момент
Дети под музыку вальса «Фантазия» М. И. Глинки проходят в зал, здороваются с гостями и рассаживаются на стульчики.
ТС: слайд с изображением русской природы
Воспитатель: Добро пожаловать в нашу литературно-музыкальную гостиную!
Мы живём в великой и прекрасной стране России. Особая гордость нашей Родины – её природа.
Наша русская природа всегда вдохновляла поэтов, композиторов и художников на создание прекрасных произведений.
Люблю природу русскую :
Поля и облака…
Она, как песня грустная,
Зовёт издалека.
Певцами позабытая,
О чём грустит она,
Какая мысль сокрытая
В неё заключена?
Гася воспоминания,
Горит, горит закат,
И чувства без названия
Былое ворошат.
Это замечательное стихотворение написал Андрей Осетров-Суздальский.
II. Основная часть
1. Времена года
Воспитатель: Каждое время года неповторимо и удивительно.
Зима
Музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский «Январь. У камелька» из цикла «Времена года»
ТС: репродукции картин русских художников-пейзажистов с изображением зимы
Воспитатель: Зимой, погрузившись в долгий сон, природа отдыхает. Зима в стихотворениях русских поэтов задумчивая, красивая и таинственная.
Ребёнок читает стихотворение С. А Есенина «Берёза».
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходят кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Весна
Музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года»
ТС: репродукции картин русских художников-пейзажистов с изображением весны
Воспитатель: Наступает весна, освобождаясь от снега, пробуждается природа готовая к весеннему теплу. Стихи русских поэтов о весне полны радостного настроения от появления долгожданного тепла.
Ребёнок читает стихотворение С. Д. Дрожжина «Весеннее царство».
Вернулось царство вешних дней:
Звенит по камушкам ручей,
Река шумит,
И с криком стая журавлей
Уж к нам летит.
Смолою пахнет от лесов,
Краснея, почки лепестков
Вдохнули вдруг,
И миллионами цветов
Покрылся луг.
Лето
Музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский «Июнь. Баркарола» из цикла «Времена года»
ТС: репродукции картин русских художников-пейзажистов с изображением лета
Воспитатель: Летом природа богата сочными зелёными красками и запахами, особенным летним настроением, которое создают шум леса, пение птиц, чередование солнечных дней с внезапными дождливыми капризами. Стихи русских поэтов о лете наполнены теплом летней красоты.
Ребёнок читает отрывок из стихотворения И. С. Никитина «Ярко звёзд мерцанье…»
Ярко звёзд мерцанье
В синеве небес.
Месяца сиянье
Падает на лес.
В зеркало залива
Сонный лес глядит.
В чаще молчаливой
Темнота лежит.
…
Золотые нивы,
Гладь да блеск озёр,
Светлые заливы,
Без конца простор,
Звёзды над полями,
Глушь да камыши…
Так и льются сами
Звуки из души!
Осень
Музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский «Ноябрь. На тройке» из цикла «Времена года»
ТС: репродукции картин русских художников-пейзажистов с изображением осени
Воспитатель: Осень задумчива и грустна, лирична и загадочна. Стихи русских поэтов об осени передают настроение прекрасной уставшей природы.
Ребёнок читает стихотворение К. Д. Бальмонта «Осень».
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся
И заплачет спросонья.
2. Осень
Отгадывание загадки
Учитель-логопед: Как мы увидели, у природы нет плохой погоды, и каждое время года прекрасно. Но сегодня в нашей музыкально-литературной гостиной мы подробнее поговорим лишь об одном из них. А вот о каком, отгадайте!
Время года отгадай!
Собирают урожай,
Разноцветный лес красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Птицы к югу улетают,
Грибники в леса спешат,
Листья жёлтые летят.
Ёжик листья собирает,
Свою норку утепляет.
(Осень)
Д/и игра «Что кому нужно?»
Учитель-логопед: созвала Осень поэтов, художников и композиторов и спросила : «Что вам нужно, чтобы нарисовать картину осенней природы?» Как вы думаете, что ответил каждый из них?
Примерные ответы детей:
Поэту нужны слова и рифмы.
Художнику нужны, холст, краски и кисти.
Композитору нужны музыкальные звуки и ноты.
Учитель-логопед: Что же у них получилось?
Литературно-музыкальная композиция
Музыкальное сопровождение: М. И. Глинка «Ноктюрн «Разлука»
Художественный материал : репродукция картины С. Петрова «Золотая осень»
Литературный материал : стихотворение И. А. Бунина «Лес, точно терем расписной…»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца.
Пальчиковая гимнастика «Ветер по лесу летал…»
Учитель-логопед: Вслед за тёплой и сухой осенью начинаются дождливые дни, деревья сбрасывают свои листья. Как называется это явление? (Листопад) Поиграем с осенними листьями.
Текст стихотворения Выполняемые движения
Ветер по лесу летал, Волнообразные движения правой рукой
Ветер листики считал Волнообразные движения левой рукой
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки золотой.
И последний лист с осинки Дети загибают пальцы на обеих руках, начиная с большого
Ветер бросил на тропинку Опустить кисти рук ладонями вниз
Физкультминутка «Листья осенние тихо кружатся…»
Детям раздаются осенние листочки.
Текст стихотворения Выполняемые движения
Листья осенние тихо кружатся Поднять руки с листочками вверх и кружиться на месте
Листья нам под ноги тихо ложатся Опустить руки и медленно присесть
И под ногами шумят, шелестят Движения руками из стороны в сторону
Словно опять закружиться хотят Встать, поднять руки с листочками вверх и кружиться на месте
Обыгрывание стихотворения А. С. Пушкина
ТС: слайды с изображением осенних пейзажей
Музыкальный материал: Бетховен «Адажио» (соната№8 часть II)
Воспитатель: Очень любил осень великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Послушаем, как он описывает в одном из своих стихотворений позднюю осень.
Ребёнок, одетый в костюм, обыгрывает отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
***
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Стихотворения С. А. Есенина
ТС:
• репродукции картин русских художников-пейзажистов с изображением поздней осени
• портрет С. А. Есенина
Воспитатель: А вот ещё одно стихотворение о поздней осени.
***
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихо закатилось.
Дремлет взрытая дорога,
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать седой зимы осталось.
Это стихотворение написал замечательный русский поэт Сергей Александрович Есенин, 120-тилететие которого мы отмечаем в этом году. Стихи Сергея Есенина особенные, певучие. Не случайно на их основе написано множество музыкальных произведений: песен и романсов. Послушайте романс Григория Пономарёва на стихи Сергея Есенина «Отговорила роща золотая…».
Педагоги под аккомпанемент гитары исполняют романс.
Творческая игра «Художники»
Музыкальный материал: П. И. Чайковский «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года»
Воспитатель: Ребята! Сегодня мы услышали прекрасные стихотворения об осени, слушали чудесную музыку, рассматривали осенние пейзажи.
А сейчас вы превратитесь в художников и покажете, какой осень видите вы сами. Кто-то возьмёт краски, кто-то цветную бумагу, кто-то мелкие предметы. Наполните своими фантазиями эти работы. А поможет вам в этом музыка Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года» «Октябрь. Осенняя песня».
Дети надевают береты, шейные платочки и приступают к работе.
III. Итог
Воспитатель: У вас получились прекрасные работы. Думаю, наши гости позже подойдут и, надеюсь, с удовольствием рассмотрят их.
Сегодня в нашей литературно-музыкальной гостиной мы услышали стихотворения А. С. Пушкина, С. А. Есенина, К. Д. Бальмонта, С. Д. Дрожжина, И. С. Никитина, Слушали музыку П. И. Чайковского и М. И. Глинки, рассматривали пейзажи Левитана, Поленова и других русских художников.
Стихи, живопись и музыка помогают открывать красоту родного края, учат понимать язык природы, призывают охранять всё живое. Мир искусства – великое чудо. Но откроется оно не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. Постарайтесь же стать такими!
Музыкальный материал: М. И. Глинка вальс "Фантазия".