Приложение МААМ

Литературно-музыкальный досуг «Родная природа в творчестве русских поэтов, художников и композиторов»

Елена Яльцева
Литературно-музыкальный досуг «Родная природа в творчестве русских поэтов, художников и композиторов»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель

Воспитывать у детей интерес к поэзии, классической музыке и художественно-творческой деятельности

Задачи

• Раскрыть художественное единство образного содержания поэзии, живописи и музыки

• Воспитывать любовь к русской природе через восприятие поэтического текста, произведений живописи и музыки

• Развивать эмоциональное восприятие

• Закрепить и обобщить знания детей об осени и её признаках

• Учить обращать внимание на средства выразительности, использованные поэтами, художниками и композиторами

Публикация «Литературно-музыкальный досуг „Родная природа в творчестве русских поэтов, художников и композиторов“» размещена в разделах

• Будить фантазию и воображение, развивать ассоциативное мышление

• Развивать образную речь, расширять словарный запас

• Учить детей получать радость от общения с искусством

Предварительная работа

• Наблюдения за сезонными явлениями в природе

• Экскурсии в лес в различные сезоны года

• Разучивание стихотворных произведений о природе

• Рассматривание репродукций картин, изображающих пейзажи

• Прослушивание музыкальных произведений

Оборудование

• Технические средства

• Листочки

• Краски, кисточки, цветная бумага, клей, ленты, пуговицы, бусины

• Заготовки работ

• Костюмы

Литературный материал

тексты стихотворений

• Бальмонт К. Д. «Осень»

• Бунин И. А. «Лес, точно терем расписной,.»

• Дрожжин С. Д. «Весеннее царство»

• Есенин С. А. «Берёза», «Нивы сжаты, рощи голы…»

• Никитин И. С. «Ярко звёзд мерцанье…»

• Осетров-Суздальский А. «Люблю природу русскую…»

• Пушкин А. С. отрывок из поэмы «Евгений Онегин» («Уж небо осенью дышало…»)

Музыкальный материал

записи

• Бетховен «Адажио» (соната №8 часть II)

• Глинка М. И. Вальс «Фантазия», Ноктюрн «Разлука»

• Чайковский П. И. «Январь. У камелька», «Апрель. Подснежник», «Июнь. Баркарола», «Октябрь. Осенняя песня», «Ноябрь. На тройке» из цикла «Времена года»

Художественный материал

репродукции картин русских художников-пейзажистов

Оформление зала

• Выставка книг, посвященная творчеству С. А. Есенина

• Выставка книжек-самоделок

• Материалы по реализации проекта

• Гирлянды из осенних листьев

Содержание НОД

I. Организационный момент

Дети под музыку вальса «Фантазия» М. И. Глинки проходят в зал, здороваются с гостями и рассаживаются на стульчики.

ТС: слайд с изображением русской природы

Воспитатель: Добро пожаловать в нашу литературно-музыкальную гостиную!

Мы живём в великой и прекрасной стране России. Особая гордость нашей Родины – её природа.

Наша русская природа всегда вдохновляла поэтов, композиторов и художников на создание прекрасных произведений.

Люблю природу русскую :

Поля и облака…

Она, как песня грустная,

Зовёт издалека.

Певцами позабытая,

О чём грустит она,

Какая мысль сокрытая

В неё заключена?

Гася воспоминания,

Горит, горит закат,

И чувства без названия

Былое ворошат.

Это замечательное стихотворение написал Андрей Осетров-Суздальский.

II. Основная часть

1. Времена года

Воспитатель: Каждое время года неповторимо и удивительно.

Зима

Музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский «Январь. У камелька» из цикла «Времена года»

ТС: репродукции картин русских художников-пейзажистов с изображением зимы

Воспитатель: Зимой, погрузившись в долгий сон, природа отдыхает. Зима в стихотворениях русских поэтов задумчивая, красивая и таинственная.

Ребёнок читает стихотворение С. А Есенина «Берёза».

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходят кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Весна

Музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года»

ТС: репродукции картин русских художников-пейзажистов с изображением весны

Воспитатель: Наступает весна, освобождаясь от снега, пробуждается природа готовая к весеннему теплу. Стихи русских поэтов о весне полны радостного настроения от появления долгожданного тепла.

Ребёнок читает стихотворение С. Д. Дрожжина «Весеннее царство».

Вернулось царство вешних дней:

Звенит по камушкам ручей,

Река шумит,

И с криком стая журавлей

Уж к нам летит.

Смолою пахнет от лесов,

Краснея, почки лепестков

Вдохнули вдруг,

И миллионами цветов

Покрылся луг.

Лето

Музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский «Июнь. Баркарола» из цикла «Времена года»

ТС: репродукции картин русских художников-пейзажистов с изображением лета

Воспитатель: Летом природа богата сочными зелёными красками и запахами, особенным летним настроением, которое создают шум леса, пение птиц, чередование солнечных дней с внезапными дождливыми капризами. Стихи русских поэтов о лете наполнены теплом летней красоты.

Ребёнок читает отрывок из стихотворения И. С. Никитина «Ярко звёзд мерцанье…»

Ярко звёзд мерцанье

В синеве небес.

Месяца сиянье

Падает на лес.

В зеркало залива

Сонный лес глядит.

В чаще молчаливой

Темнота лежит.

Золотые нивы,

Гладь да блеск озёр,

Светлые заливы,

Без конца простор,

Звёзды над полями,

Глушь да камыши…

Так и льются сами

Звуки из души!

Осень

Музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский «Ноябрь. На тройке» из цикла «Времена года»

ТС: репродукции картин русских художников-пейзажистов с изображением осени

Воспитатель: Осень задумчива и грустна, лирична и загадочна. Стихи русских поэтов об осени передают настроение прекрасной уставшей природы.

Ребёнок читает стихотворение К. Д. Бальмонта «Осень».

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснётся

И заплачет спросонья.

2. Осень

Отгадывание загадки

Учитель-логопед: Как мы увидели, у природы нет плохой погоды, и каждое время года прекрасно. Но сегодня в нашей музыкально-литературной гостиной мы подробнее поговорим лишь об одном из них. А вот о каком, отгадайте!

Время года отгадай!

Собирают урожай,

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Птицы к югу улетают,

Грибники в леса спешат,

Листья жёлтые летят.

Ёжик листья собирает,

Свою норку утепляет.

(Осень)

Д/и игра «Что кому нужно?»

Учитель-логопед: созвала Осень поэтов, художников и композиторов и спросила : «Что вам нужно, чтобы нарисовать картину осенней природы?» Как вы думаете, что ответил каждый из них?

Примерные ответы детей:

Поэту нужны слова и рифмы.

Художнику нужны, холст, краски и кисти.

Композитору нужны музыкальные звуки и ноты.

Учитель-логопед: Что же у них получилось?

Литературно-музыкальная композиция

Музыкальное сопровождение: М. И. Глинка «Ноктюрн «Разлука»

Художественный материал : репродукция картины С. Петрова «Золотая осень»

Литературный материал : стихотворение И. А. Бунина «Лес, точно терем расписной…»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

За лето высох он от солнца.

Пальчиковая гимнастика «Ветер по лесу летал…»

Учитель-логопед: Вслед за тёплой и сухой осенью начинаются дождливые дни, деревья сбрасывают свои листья. Как называется это явление? (Листопад) Поиграем с осенними листьями.

Текст стихотворения Выполняемые движения

Ветер по лесу летал, Волнообразные движения правой рукой

Ветер листики считал Волнообразные движения левой рукой

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой.

И последний лист с осинки Дети загибают пальцы на обеих руках, начиная с большого

Ветер бросил на тропинку Опустить кисти рук ладонями вниз

Физкультминутка «Листья осенние тихо кружатся…»

Детям раздаются осенние листочки.

Текст стихотворения Выполняемые движения

Листья осенние тихо кружатся Поднять руки с листочками вверх и кружиться на месте

Листья нам под ноги тихо ложатся Опустить руки и медленно присесть

И под ногами шумят, шелестят Движения руками из стороны в сторону

Словно опять закружиться хотят Встать, поднять руки с листочками вверх и кружиться на месте

Обыгрывание стихотворения А. С. Пушкина

ТС: слайды с изображением осенних пейзажей

Музыкальный материал: Бетховен «Адажио» (соната№8 часть II)

Воспитатель: Очень любил осень великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Послушаем, как он описывает в одном из своих стихотворений позднюю осень.

Ребёнок, одетый в костюм, обыгрывает отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

***

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Стихотворения С. А. Есенина

ТС:

• репродукции картин русских художников-пейзажистов с изображением поздней осени

• портрет С. А. Есенина

Воспитатель: А вот ещё одно стихотворение о поздней осени.

***

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихо закатилось.

Дремлет взрытая дорога,

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать седой зимы осталось.

Это стихотворение написал замечательный русский поэт Сергей Александрович Есенин, 120-тилететие которого мы отмечаем в этом году. Стихи Сергея Есенина особенные, певучие. Не случайно на их основе написано множество музыкальных произведений: песен и романсов. Послушайте романс Григория Пономарёва на стихи Сергея Есенина «Отговорила роща золотая…».

Педагоги под аккомпанемент гитары исполняют романс.

Творческая игра «Художники»

Музыкальный материал: П. И. Чайковский «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года»

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы услышали прекрасные стихотворения об осени, слушали чудесную музыку, рассматривали осенние пейзажи.

А сейчас вы превратитесь в художников и покажете, какой осень видите вы сами. Кто-то возьмёт краски, кто-то цветную бумагу, кто-то мелкие предметы. Наполните своими фантазиями эти работы. А поможет вам в этом музыка Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года» «Октябрь. Осенняя песня».

Дети надевают береты, шейные платочки и приступают к работе.

III. Итог

Воспитатель: У вас получились прекрасные работы. Думаю, наши гости позже подойдут и, надеюсь, с удовольствием рассмотрят их.

Сегодня в нашей литературно-музыкальной гостиной мы услышали стихотворения А. С. Пушкина, С. А. Есенина, К. Д. Бальмонта, С. Д. Дрожжина, И. С. Никитина, Слушали музыку П. И. Чайковского и М. И. Глинки, рассматривали пейзажи Левитана, Поленова и других русских художников.

Стихи, живопись и музыка помогают открывать красоту родного края, учат понимать язык природы, призывают охранять всё живое. Мир искусства – великое чудо. Но откроется оно не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. Постарайтесь же стать такими!

Музыкальный материал: М. И. Глинка вальс "Фантазия".

Публикации по теме:

«Волшебница-зима в творчестве художников, композиторов и поэтов». Совместный проект«Волшебница-зима в творчестве художников, композиторов и поэтов». Совместный проект ПАСПОРТ ПРОЕКТА 1. Тема проекта:«Волшебница - зима в творчестве художников, композиторов и поэтов»2. Актуальность: Дошкольный возраст.

Конспект НОД «Образы русских богатырей в творчестве русских композиторов — классиков и художников» Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Образы русских богатырей в творчестве русских композиторов – классиков и художников».

Конспект занятия «Образ матери в искусстве художников, поэтов и композиторов» Конспект Тема: «Образ матери в искусстве художников, поэтов и композиторов» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе ознакомления.

Конспект занятия по нравственному воспитанию через музыкальные произведения русских композиторов у детей в средней группеКонспект занятия по нравственному воспитанию через музыкальные произведения русских композиторов у детей в средней группе «Музыкальные эмоции» Цель: продолжать формировать представления о музыке, ее особенностях; продолжать работу по нравственному воспитанию.

Конспект занятия «Русские народные песни в операх русских композиторов» Конспект занятия «Русские народные песни в операх русских композиторов» Цель: Знакомство с новым жанром в музыке- оперой. Знакомство с творчеством.

Литературно-музыкальный досуг «Славим тебя, моя Кубань» Возраст воспитанников: подготовительная группа (6-7 лет) Программные задачи. Познавательные: -продолжать формировать интерес к «малой Родине»;.

Конспект НОД «Осень в творчестве русских поэтов» для подготовительной группы Задачи: Образовательные: - Создать у детей поэтический образ осени посредством разных видов искусства; - Закрепить знания детей о приметах.

Педагогический совет «Деловая игра «О русских обычаях, традициях и народном творчестве» Педагогический совет Деловая игра: «О русских обычаях, традициях и народном творчестве» старший воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад №312.

Технологическая карта НОД «Сказочный образ Бабы Яги в произведениях великих художников и композиторов» Технологическая карта НОД ДОУ: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №20 «Родничок».

Викторина по произведениям русских композиторов для подготовительной группы Викторина по произведениям русских композиторов для подготовительной группыВопрос 1 В каком жанре написано произведение Римского-Корсакова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Литературно-музыкальный досуг «Родная природа в творчестве русских поэтов, художников и композиторов»
Опубликовано: 1 октября 2018 в 13:14
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Литературно-музыкальный досуг «Родная природа в творчестве русских поэтов, художников и композиторов»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Яльцева (УИ 1005649) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД