Ирина Пштыка
Конспект занятия «Русские народные песни в операх русских композиторов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Русские народные песни в операх
русских композиторов»
Цель: Знакомство с новым жанром в музыке- оперой.
Знакомство с творчеством композиторов -П. И. Чайковский, Н. А. Римский -Корсаков.
Закрепить понятие-хор. Развивать интонационный слух.
Публикация «Конспект занятия „Русские народные песни в операх русских композиторов“» размещена в разделах
- Композиторы и музыкальные произведения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Народная культура, фольклор
- Песни. Все материалы на тему песен
- Русские народные песни
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
Материал и оборудование: Портреты композиторов, фонограммы (фрагменты из опер, русские народные песни.
Репертуар для прослушивания: «Вейся,вейся, капустка» р. н. п., «Ай,во поле липонька» р. н. п. ,
р. н. п, «Уж как по мосту- мосточку».Фрагменты из опер «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» Чайковского.
Ход занятия.
Звучит фонограмма русской народной песни «Ай, во поле липонька»
Муз. руководитель. Сегодня дети мы с вами познакомимся с новым жанром в музыке, с оперой. А какие жанры вы, знаете?
(ответы детей- песня, танец, марш)
Муз. руководитель. Правильно. Мы с вами знаем,что есть песни народные и авторские, написанные композиторами. Часто в своих произведениях композиторы использовали народные песни. Вот так композитор Н. А. Римский- Корсаков в опере «Снегурочка» использовал народную песню
«Ай, во поле липонька». Опера дети, это музыкально-театральное произведение, в котором звучит хоровое, сольное пение. Мы свами знаем, что такое хор и хоровое пение. Давайте вспомним, что такое хоровое пение?
(ответы детей).
Муз. руководитель. Сейчас я вам спою русскую народную песню «Ай, во поле липонька». (песня исполняется муз. руквоводителем).
А теперь послушайте, как эта песня звучит в опере «Снегурочка». (Звучит фрагмент из оперы : «Снегурочка». Похожи мелодии дети? Конечно похожи. Вот видите народная песня «подружилась» с оперой, благодаря композитору. Композитор включил песню в свою оперу, не изменил мелодию,сохранил ее красоту. Скажите, какая это музыка по характеру?
Дети. Нежная, красивая, плавная.
Муз. руководитель. Да,мелодия очень красивая. Я ее исполнила одна. А в опере мы слышим много голосов. Это поет хор. Хор изображает народ, а пение Снегурочки и Леля, это пение солистов. В опере «Снегурочка» звучит ещё одна народная песня- игра «А мы просо сеяли». Это очень старая песня, она рассказывает о трудной жизни людей. Исполняется эта песня-игра двумя группами. Давайте разделимся на две группы и поиграем в эту игру.
Проводится игра с пением.
Еще один великий русский композитор использовал русскую народную песню в своей опере. Это П. И. Чайковский. А опера называется «Евгений Онегин», Если сказку «Снегурочка» мы с вами знаем, то с произведением А. С. Пушкина «Евгений Онегин» вы познакомитесь в школе.
Чайковский использовал русскую народную песню : «Вейся, вейся, капустка»
Давайте послушаем эту песню. (исполняется под фортепиано муз. руководителем)
Муз. руководитель. Скажите,какая это песня по характеру?
Дети отвечают: Радостная, веселая.
Муз. руководитель. А теперь, давайте послушаем, как она звучит в опере.
Звучит фрагмент из оперы «Уж как по мосту-мосточку»
Муз. руководитель. В опере песню исполняет хор. Чем отличалось мое пение от записи, которую мы прослушали?
Дети отвечают. Вы, пели одна. А на записи много голосов звучало. В опере поет хор.
Муз. руководитель. Молодцы. Я пела-соло. А в опере звучит хор. А вы, узнали песню?
Дети: да!
Муз. руководитель. Правда, интересно ребята. Кажется, та же песня. А как она звучит по- новому, когда ее поет хор.
Вот так композиторы используют народные песни в своих операх. Занятие наше закончилось. Но знакомство с народными и композиторскими произведениями у нас ещё впереди.