татьяна скородько
«Волшебница-зима в творчестве художников, композиторов и поэтов». Совместный проект
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1. Тема проекта:
«Волшебница - зима в творчестве художников, композиторов и поэтов»
2. Актуальность:
Публикация «„Волшебница-зима в творчестве художников, композиторов и поэтов“, Совместный проект» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Зима. Проекты
- Композиторы и музыкальные произведения
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Проекты
- Проекты творческие
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Темочки
Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры. Именно в этом возрасте у ребёнка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.
Эмоционально-творческое развитие личности ребёнка является одной из ведущих составляющих педагогического процесса. Только эмоционально окрашенные, глубоко духовно пережитые ребёнком знания могут стать эффективным регулятором его развития. В связи с этим понятно и внимание к эмоционально-духовной сфере человека, только вступающего в большую жизнь. Современные родители уделяют внимание преимущественно познавательному, интеллектуальному развитию своего ребёнка, что не может не идти в ущерб его эмоционально-личностному развитию. Уже в раннем возрасте малыш может проявлять интерес к музыке, произведениям изобразительного искусства, поэзии, театральным постановкам, способен воспринимать красоту окружающего мира. А именно эти ранние впечатления обогащают эмоциональную сферу ребёнка особыми переживаниями, ложатся в основу его эстетического мировосприятия, способствуют формированию нравственных ориентиров.
Важнейшая задача взрослого – помочь ребёнку войти в мир искусства, приобщить его к прекрасному. Особое значение в эстетическом воспитании детей имеет знакомство их с произведениями искусства. И чем раньше состоится встреча ребёнка с этим миром – тем лучше. Очень важно обращать внимание ребёнка на красоту природы во всех её проявлениях (красивые осенние листья, сверкающий иней зимой, разноцветная радуга и т. п., научить ребёнка чувствовать природу, видеть разнообразные её оттенки.
Сочетание трёх видов искусства, музыки, живописи и поэзии, позволяет сформировать у детей эстетическое отношение к миру и способствовать художественному развитию ребёнка средствами искусства на основе произведений о зиме. Взаимодействие красок и звуков, музыки и живописи существует издавна как в природе, так и в искусстве. Еще Аристотель писал о том, что цвета по красоте и гармонии могут соотноситься между собой подобно музыкальным созвучиям.
Поэзия же расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихотворений позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация, способствует выработке четкой дикции.).
В подобном сочетании мир искусства, его образность можно наиболее полно и доступно передать дошкольникам, используя современные методики, технологии, ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО: в стихотворениях, музыкальных произведениях, живописных иллюстрациях поэтов, композиторов, художников. Особенно ценно такое сочетание при проведении с детьми тематических досугов и праздников, связанных со временами года.
В связи с этим, мы посчитали целесообразным проведение совместного проекта с детьми средней группы, их родителями, воспитателями и музыкальным руководителем, и, как результат проекта, проведение вечера музыки и поэзии «Зимушка-зима».
3. Цель проекта: вызвать у дошкольников познавательный интерес к разным видам искусства, приобщить детей к основам поэтической, живописной и музыкальной культуре, разбудить творческую инициативу.
4. Задачи:
• использовать элементы взаимопроникновения (интеграции) в разных видах художественно - эстетической деятельности;
• воспитывать у детей желание слушать музыкальные произведения, учить видеть образ в живописной картине, в музыке и стихотворении;
• развивать художественные способности ребёнка: музыкальные, литературные, изобразительные, театральные;
• научить детей читать стихотворение выразительно, ярко, образно, формировать навык публичного выступления;
• взаимодействовать с семьей для обеспечения художественно-эстетического творчества ребёнка.
Ожидаемые результаты:
1. У детей расширяется кругозор об искусстве: живописи, музыке, поэзии и формируется художественно-эстетический вкус;
2. У детей обогащается, активизируется словарь по лексической теме: «Зима»; совершенствуется навык заучивания стихотворений наизусть;
3. Дети получат навык публичного выступления;
4. Родители получат информацию об эстетическом воспитании в дошкольном возрасте и опыт совместной практической деятельности.
6. Тип проекта
* по доминирующей деятельности: художественно-творческий;
* по характеру контактов: совместный;
* по характеру содержания: комплексный, интегрированный;
* по количеству участников: групповой;
* по продолжительности: средней продолжительности (3 недели)
7. Сроки реализации: (11.01.2018 – 31.01.2018) (3 недели)
8. Участники проекта:дети средней группы (возраст 4-5 лет, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.
9. Форма проведения: познавательные занятия, интегрированные и комплексные занятия, беседы, рассматривание картин на зимнюю тематику, досуги, развлечения, дидактические тематические игры, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями.
10. Работа с родителями:
1) Беседа на родительском собрании о художественно-эстетическом воспитании в жизни ребенка «Эстетическое развитие ребёнка в семье»;
2) Консультация для родителей «Влияние классической музыки на развитие ребёнка»;
3) Консультация «Как выучить стихотворение на праздник»;
4) Выставка совместных детско-родительских работ на тему «Прогулка в зимний парк»;
5) Оформление рекомендованного списка стихотворений для заучивания с детьми средней группы о зиме.
Подготовительная работа: беседы о характерных признаках и приметах зимы; подбор и разучивание песен и стихов о зиме; знакомство с творчеством композиторов и поэтов, писавших произведения о зиме;слушание фрагментов музыкальных произведений на зимнюю тематику, проведение интегрированных и комплексных занятий, подбор репродукций картин художников на зимнюю тему, разучивание стихотворений русских поэтов о зиме детьми, фотографий с зимними пейзажами, оформление выставки рисунков и поделок о зиме, оформление музыкального зала; написание сценария и проведения совместного вечера музыки и поэзии т. д.
12. Технологическая карта проекта:
Вид детской деятельности
Интеграция образовательных областей
Содержание деятельности
Чтение (восприятие) художественной литературы Чтение (восприятие) художественной литературы
- Рассматривание картины «Зима» И. Шишкина; составление рассказа - описания по картине «Зима» И. Шишкина; - Чтение рассказа Н. Носова «На горке»;
- Составление рассказа «Почему мне нравится зима?»;
-Беседа «Как лесные звери проводят зиму в лесу»;
-Чтение и свободный пересказ рассказа «Снежный колобок» Н. Калининой.
-Конкурс стихов о зиме.
Вид детской деятельности
Интеграция образовательных областей
Содержание деятельности
Продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, социально-коммуникативное развитие, познавательно - речевое развитие, художественно - эстетическое развитие
-Ручной труд «Елочка» (из петелек);
-Рисование «Еловая ветка»;
-Аппликация «Елочки-красавицы»;
- Рисование «Кто живет в зимнем лесу»;
-Ручной труд «Пригласительный билет на елку»;
-Лепка, изготовление игрушек из бумаги для сюжетно-ролевой игры «Магазин елочных игрушек»;
-Рисунки «Снеговик» для подарков малышам.
-«Творческая мастерская» рисование, лепка по замыслу детей.
-Сюжетно-ролевые игры: «Магазин елочных игрушек», «У нас гости».
Вид детской деятельности
Интеграция образовательных областей
Содержание деятельности
Музыкально-художественная. Речевое развитие Познавательное развитие Социально – коммуникативное развитие
Задачи:
1. Познакомить детей с творчеством великого композитора П. И. Чайковского.
2. Способствовать развитию детского танцевального творчества;
3. Обогатить слуховой и зрительный опыт детей.
4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения разного характера;
5. Составить сценарий совместного вечера музыки и поэзии «Зимушка-зима»
- Слушание произведений:«Январь. У камелька» П. И. Чайковского, "Декабрь. Святки» П. И. Чайковского, «Вальс «Метель» Г. Свиридова, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
- беседы о характере прослушанной музыки,
- повторение зимних песен и игр:(песня «Здравствуй, Дед Мороз», игра «Снежок»)
- развитие танцевального творчества: «Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского - танцевальный этюд;
- повторение разученного ранее музыкального материала:«Танец звезд и месяца", "Игра со снежком".
Рассматривание картин о зиме:
«Зима во дворе» А. Аверина, «Снегири» Н. Рогулина, «Зима пришла. Детство»
С. А. Тутунова,
«У камина» Лизи Мартин
Вид детской деятельности
Интеграция образовательных областей
Содержание деятельности
Двигательная. Речевое развитие,Физическое развитие,Познавательное развитие
Танец звезд и месяца;
Песня «Здравствуй, Дед Мороз»
Игровая, Речевое развитие,Физическое развитие,Познавательное развитие,социально-коммуникативное развитие.
Подвижные игры: «В снежки», «Снежинки и ветер»
Дидактическая игра: «Что зимой бывает или не бывает»,
13. Результат проекта.
В результате проекта у детей появился устойчивый интерес к восприятию произведений поэтического, художественного и музыкального жанров, стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить и вникнуть в существующие в природе связи и отношения. В процессе знакомства с музыкой, живописью и литературными произведениями, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно заняться творчеством, выражать свои чувства, позитивное отношение к миру. Все это способствует развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.
Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание: привитие детям хорошего эстетического вкуса, желания слушать, созерцать, узнавать, эмоционально реагировать, понимать, творчески развиваться. Дети познакомились с художественными произведениями данной тематики различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональными. Дети могут более умело передавать свои ощущения: мимикой, жестом в своих рассказах, рисунках, в музыкально-ритмических движениях.
14. Проектный итоговый продукт
Совместный вечер музыки и поэзии «Зимушка – зима»
Мастер-класс «Зимний вечер». См. Приложение
Вечер музыки и поэзии «Зимушка – зима»
Совместный досуг с родителями и детьми средней группы
Цель: раскрытие перед детьми посредством синтеза искусств неповторимого сказочного образа зимы.
Задачи:
1. Обобщить знания детей о зиме, закрепить названия зимних месяцев, расширять кругозор, обогащать слуховой и зрительный опыт дошкольников, совершенствовать эстетическое восприятие художественных произведений, помогать детям почувствовать красоту зимней природы;
2. Продолжать развивать речь, мышление, восприятие, музыкальную память, интерес детей к художественной литературе и классической музыке;
3. Формировать навык выразительного чтений и публичного выступления;
4. Вызвать интерес к совместному общению детей и родителей, развивать навыки совместной деятельности.
Оборудование:
-проектор, экран, музыкальный центр,
-звезды светящиеся для танца (6 шт.)
-костюмы для исполнителей танца «Танец месяца и звезд»,
- снежок (большой надувной мяч, обтянутый ватой,
-презентация «Зима» (картины: «Зима во дворе» А. Аверина, «Снегири» Н. Рогулина, «Зима пришла. Детство» С. А. Тутунова, «У камина» Лизи Мартин)
- музыкальные фрагменты: Вальс «Метель» Г. Свиридова, «Январь. У камелька» П. И. Чайковского, «Декабрь. Святки» П. И. Чайковского, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
- песня «Здравствуй, Дед Мороз» В. Семенова,
- мультфильм «Раз морозною зимой»
- «Танец месяца и звезд» (увертюра к мюзиклу «Потому что зима – это здорово»
. Шайдуловой)
- материал для аппликации:
клеёнка, клей ПВА, кисть, ножницы, манная крупа, шаблоны (елочки, окошко, рама, для окна, квадрат, треугольник, синий картон формата А5, цветная бумага (зеленая, коричневая, серебряная, черная, блестящие звездочки.
Предварительная работа: разучивание стихотворений о зиме, чтение «зимних» сказок «Морозко», «Два мороза», «Госпожа метелица», слушание классической и современной музыки о зиме и т. д.
Ход мероприятия.
1 часть – вводная
Звучат «Святки» П. И. Чайковского, дети и родителя входят в музыкальный зал, садятся на приготовленные заранее места. Слайд 1.
ВЕДУЩИЙ Добрый вечер, ребята! Добрый вечер, уважаемые взрослые! Впервые мы собрались в музыкальном зале в таком составе в новом году. Отшумели праздники, мы встретили Новый год, Рождество, Крещенье, но зима продолжается и еще много зимних деньков ждет нас впереди. Ребята, вам нравится зима? (Ответ детей) Мне тоже. Это мое любимое время года. Ведь зимой природа необыкновенно красива. Все белеет и искрится. Деревья наряжаются в пушистые белоснежные одежды. Все вокруг как будто укрыто белым покрывалом, а на стеклах зима рисует причудливые узоры. Многие поэты воспевали красоту и волшебство зимы.
2 часть – основная
Наши ребята тоже не остались в стороне и выучили к сегодняшней нашей встрече стихотворения о зиме. Давайте поприветствуем первого чтеца.
СТИХИ: «Зима пришла» В. Фетисов, «Зимушка – зима» Т. Боков, «Зима» И. Суриков, «Зима» И. Токмакова, «Зима недалеко» Т. Дмитриев, «Заметает пурга» С. Есенин.
ВЕДУЩИЙ Посмотрите, пожалуйста, на экран. Слайд 2. Это картина художника С. А. Тутунова «Зима пришла» Кого мы видим? Правильно, маленького мальчика, который задумчиво стоит у окна. А за окном открывает просто таки необычайная картина, так как еще вчера вечером весь двор дома был невзрачного темно – черного цвета, а сегодня этот же двор выглядит как белоснежный пуховой платок, так как все вокруг укрывает белоснежный снег. Белый снег кружится большими хлопьями и медленном и очень тихом танце.
Давайте послушаем с вами стихи о снеге и снегопаде, которые выучили (имена детей-чтецов).
СТИХИ: «Снегопад» В., «Пришла зима веселая» И. Черницкая.
Наши ребята рассказали о снегопаде, и за окном началась настоящая метель. Давайте послушаем, как она заметает все вокруг.
Звучит «Метель» Г. Свиридова, дети и родители слушают музыкальный фрагмент.
ВЕДУЩИЙ Я знаю, что вы хотите сами превратиться в белых легкий снежинок и закружиться в красивом танце. Выходите, ребята, и исполните «Вальс снежных хлопьев».
«Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик» танец - импровизация
Слайд 3
ВЕДУЩИЙ В такую погоду хочется сидеть в загородном доме рядом с камином и мечтать. Представьте тихий зимний вечер. Чуть слышно потрескивают дрова в камине. Тепло разливается по всей комнате. Иллюстрация «У камина». Звучит фрагмент «У камелька» П. Чайковского.
Ведущий говорит на фоне музыки. А за окном падают снежинки. Такие белые! Такие красивые! И можно смотреть, как падают снежинки. Они ведь такие красивые! Давайте представим себя в этой комнате и послушаем стихи о снежинках.
СТИХИ «Мы снежинки, мы пушинки.» М. Лесна-Раунио; «Снежинки» И. Бурсов.
Слайд 4
ВЕДУЩИЙ Ребята, посмотрите, пока мы сидели и грелись у огня, к нам прилетели эти птицы. Вам знакомы они? Правильно! Это снегири. Зимой, когда все покрывается снегом, трудно не заметить такую красивую певчую птичку. Давайте послушаем (имя ребёнка, он расскажет и о зиме, и о снегирях.
СТИХИ: «Всюду снег» А. Бордовский
ВЕДУЩИЙ Ребята, а вы знаете, как называются месяцы зимы?
Дети Декабрь, январь, февраль.
ВЕДУЩИЙ А как называется первый месяц зимы? Декабрь. Об этом месяце нам расскажет (имя ребёнка)
СТИХ: «Декабрь» С. Я. Маршак.
ВЕДУЩИЙ А о феврале послушаем стихотворение, которое нам расскажет (имя ребёнка)
СТИХ: «Февраль» (из цикла «Круглый год») С. Я. Маршак.
ВЕДУЩИЙ Февраль – самый снежный месяц зимы, с метелями, с вьюгами. Но именно в этом месяце можно от души поиграть в снежки, покататься на санках, лыжах, коньках.
Слайд 5.
Рассматривание картины «Зима во дворе» А. Аверина.
ВЕДУЩИЙ Давайте мы посмотрим на эту картину. Как вы думаете, что делают ребята? Правильно, лепят снеговика. Мы с вами снеговика лепить не будем, а вот со снежком поиграем. Выходите все в круг.
ИГРА СО СНЕЖКОМ(а/запись)
ВЕДУЩИЙ Ребята и уважаемые взрослые, послушайте, пожалуйста, мою загадку.
Наши окна кистью белой
Ночью он разрисовал.
Снегом полюшко одел он,
Снегом садик закидал.
Разве к снегу не привыкнем,
Разве в шубу спрячем нос?
Мы как выйдем да как крикнем:
- Здравствуй,. !
О морозе стихотворение подготовили нам (имена детей)
СТИХИ: «Мороз» В. Орлов, «Улицей гуляет» С. Дрожжин, отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» Н. Некрасова.
ВЕДУЩИЙ Давайте, ребята, вспомним, как мы встречали Деда Мороза и споем о нем песню.
ПЕСНЯ-ХОРОВОД «Здравствуй, Дед Мороз»
ВЕДУЩИЙ А хотели бы вы, ребята, оказаться сейчас в зимнем лесу? Полюбоваться заснеженными опушками и пушистыми еловыми лапами? А встретить медведя не боитесь? Правильно, зимой медведи спят в берлоге. Но вот что было в одном лесу…. Посмотрите, пожалуйста, на экран.
МУЛЬТФИЛЬМ «Раз морозною зимой»
ВЕДУЩИЙ Вот такие чудеса иногда случаются. А мне хочется вам предложить послушать (имя ребёнка, ведь она приготовила стихотворение про зимний лес.
Слайд 6.
СТИХИ: «Береза» С. Есенин, «Чародейкою зимою» Ф. Тютчев.
ВЕДУЩИЙ: Да, необычайно красиво зимой! Посмотрите, какие красивые звезды загорелись на небе! Выходите, месяц, звезды, покажите нам свой красивый танец!
ТАНЕЦ ЗВЕЗД И МЕСЯЦА
3 часть – заключительная
ВЕДУЩИЙ Спасибо, Месяц, спасибо, Звезды! Спасибо вам, ребята за такие чудесные стихи о зиме. Спасибо вам, уважаемые родители, что помогли детям подготовиться к сегодняшнему поэтическому вечеру. Сегодня мы с вами смогли с помощью музыки, поэзии и красивых картин смогли ощутить красоту зимней природы. Понравилась ли вам наша музыкальная гостиная. Что запомнилось больше всего? (Ответы детей и взрослых)
ВЕДУЩИЙ Но наш вечер не заканчивается, и мы приглашаем вас принять участие в создании совместной работы под названием «Зимний вечер». Вы можете проявить фантазию и свои впечатления от увиденного изобразить в совместной работе.
МАСТЕР-КЛАС[/b]С совместно с родителями по изготовлению работы с использованием нетрадиционных материалов «Зимний вечер».
ВЕДУЩИЙ дает подробные инструкции по изготовлению совместной работы, показывает возможный вариант исполнения, в конце мероприятия хвалит и предлагает всем выйти в центр музыкального зала и продемонстрировать свои работы. [/i]
ВЕДУЩИЙ Я надеюсь, что вы получили удовольствие от сегодняшнего вечера, от общения с детьми, от увиденных чудесных картин и классической музыки. Спасибо за внимание! Приходите к нам ещё. До свидание! До новых творческих встреч!