Мария Нурбобоева
Личностно-ориентированный подход в воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время назначение образования рассматривается более широко, а именно: становление человека, обретение им себя, своего человеческого образа, неповторимой индивидуальности, духовности. Развивающим является то обучение, которое соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям в приобретении знаний. Популярность личностно-ориентированного подхода в обучении обусловлена рядом объективных обстоятельств:
Во-первых, современная динамика развития российского общества формирует человека не типичного, ярко индивидуального, позволяющего стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.
Публикация «Личностно-ориентированный подход в воспитании детей» размещена в разделах
Во-вторых, современные дети прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
В-третьих, современное образование остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.
Основная и очень ответственная задача образовательного учреждения- раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современном учреждении образовательного типа. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином коллективе работать с ориентацией не на "усредненного" воспитанника, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов Для воспитания свободной личности необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать всегда правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно-ориентированное воспитание. Личностно-ориентированное воспитание - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное образование основывается на известных принципах гуманистической педагогики: само ценности личности, уважении к ней, природ сообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
Правила личностно-ориентированного образования, выработанные в педагогической практике:
Подвергать ревизии традиционные методы, формы, средства воспитания, так как они разрабатывались для других целей и в других социально-экономических условиях.
Исключить методы наказания, унижающие личность.
Формы организации воспитательного процесса не должны наносить ущерба здоровью детей.
Поощрять стремление ребенка честно относиться к своим обязанностям.
Принципиально, но доброжелательно обсуждать плохие поступки.
Помогать обнаруживать ошибки.
Поддерживать эмоциональное благополучие ребенка.
Формировать положительную самооценку ребенка.
Постоянно наращивать требования, закреплять достигнутые результаты.
Искать возможность вызвать активную деятельность личности в нужном направлении, а не пассивно ждать появления негативного поступка.
Безусловно понимать, принимать, любить ребенка доброй, но требовательной любовью.
Жить интересами, переживаниями ребенка.
Хорошо понимать себя, свои сильные и слабые стороны.
Зорко всматриваться в детей, чтобы в каждый момент знать, как идет процесс воспитания.
Искренне радоваться каждому успеху ребенка.
Предоставлять ребенку возможности для самоутверждения.
Постоянно напоминать ребенку, чего от него требуют, каким хотят его видеть.
Учитывать состояние и настроение ребенка.
Слушать ребенка очень внимательно, демонстративно отложив в сторону самую срочную работу.
Крепко удерживать воспитательный процесс под контролем в рамках выбранной стратегии.
Получать удовольствие от общения с детьми.
Разговаривать с детьми так, как они хотят, чтобы с ними разговаривали.
Направлять и развивать гуманистические тенденции в семье ребенка. Ни в коем случае не настраивать его против родителей.
Осуждать поступок, но уважать личность.
Если придерживаться этих правил, то образовательные учреждения станут местом, где «раскрываются сердца», а сам образовательный процесс — учебником жизни, инструментом разрешения жизненных проблем и личностного роста каждого ребенка.
Список литературы:
Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. – М., 2009.
Байкова Л. А., Гребенкина Л. К. Личностно ориентированное обучение. – М. ,2009.
Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования [текст] / Е. В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2006. -352с.
Венгер Л. А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание», 2010 – 289 с.
Левина М. М. Технологии личностно ориентированного обучения. – М., 2008.
Степанов Е. Н. Личностно ориентированный подход в работе педагога : разработка и использование [текст] / Е. Н. Степанов – М. : ТЦ Сфера, 2008. — 128с.