Марина Юрьевна Пешехонова
Личностно ориентированная модель педагогического взаимодействия с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Концепция дошкольного воспитания выдвинула в качестве основного направления перестройки системы образования гуманизацию воспитательной работы с детьми. В концепции раскрывалась сущность учебно-дисциплинарной и личностно ориентированной моделей педагогического взаимодействия с дошкольниками.
Вопросы: «Удается ли мне взаимодействовать с ребенком на личностном уровне?»;
«В чем конкретно выражается использование мной личностно ориентированного взаимодействия с детьми».
Публикация «Личностно ориентированная модель педагогического взаимодействия с дошкольниками» размещена в разделах
Ответы: «Я выделила существенные компоненты личностно ориентированного взаимодействия, например, это взгляд на ребенка как на полноценного партнера; уважение и принятие личности ребенка, сотрудничество с ним; это обеспечение чувства защищенности, опора на интересы ребенка; формирование базиса личностной культуры с сохранением индивидуальности ребенка; это тесный контакт с моими детьми, умение их понимать, находить время на каждого, создавать обстановку, аналогичную домашней; обеспечивать тесный контакт с семьей». Мне удается организовать взаимодействие с ребенком на личностном уровне, используя индивидуальное обращение к ребенку, индивидуальную работу на занятиях и в повседневной жизни, личные беседы.
На мой взгляд, определять эмоционально-психологический климат в группе лучше всего помогают проективные рисуночные методики. Они очень информативны. Изображая тот или иной объект, ребенок невольно, а иногда и сознательно, передает свое отношение к нему.
Проективная рисуночная методика «Моя любимая группа» является модификацией теста «Рисунок семьи». Ее цель – определить степень эмоционального комфорта ребенка во время пребывания в детском саду.
Я обращалась к ребенку со словами: «Ты давно ходишь в детский сад, в свою группу. Каждое утро тебя встречают воспитатели. Ты проводишь целый день в детском саду и занимаешься разными делами. Нарисуй, пожалуйста, один день из жизни твоей группы в детском саду. Рисунок можно назвать «Моя любимая группа». Тема, выбранная ребенком, является важным источником информации, так как определяет область эмоциональной компенсации. Проанализировав рисунки детей, опираясь на основные принципы и критерии обработки рисуночных проективных тестов, предположила, что при наличии благоприятной эмоциональной атмосферы в группе и доверительных отношениях со мной на рисунке должны быть изображены сам ребенок, другие дети (его друзья) и сам воспитатель (я). Именно этот показатель был положен в основу классификации детских работ. В этих рисунках полностью отсутствовали симптомокомплексы, по которым можно диагностировать тревожность, конфликтность, чувство неполноценности или враждебность. На них была изображена общая деятельность всех членов группы. 100% дошкольников нарисовали себя, воспитательницу и своих друзей.
«Я занимаюсь зарядкой с подружкой и воспитательницей на улице», «Я прыгаю на скакалке, Оля бросает мячик, а Марина Юрьевна лазает по лесенке», «Мы водим хоровод на участке», «Я и Аня поздравляем Марину Юрьевну с Днем рождения»… (рисунки прилагаются).
Маша нарисовала воспитательницу, которая приходила к ней домой.
«Я нарисовала себя на диване и воспитательницу Марину Юрьевну. Я болела, и она ко мне пришла. Я обрадовалась». (рисунок прилагается).
Методика, которую я применяю, была разработана в Ульяновском государственном педагогическом университете. На основе полученных данных, я считаю, что создала комфорт и благоприятный микроклимат в своей группе. В моей группе отсутствуют дети с неблагоприятным психоэмоциональным статусом. Это подтверждает и психолог детского сада. (отзыв прилагается). В качестве приложения использую отзывы родительского комитета группы, учителя-логопеда, так как я работаю в логопедической группе, результаты анкетных опросов родителей и коллег.