Олеся Сэротэтто
Лексические упражнения по развитию речи (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Лексические и грамматические игры и упражнения.
Отредактированно: Сэротэтто О. Н.
Цель: Проверить насколько богат лексический словарь детей
Дети сидят на стульях полукругом напротив воспитателя.
Упражнение 1 «Скажи какой»
Цель: учить выделять и называть признаки предмета.
Оборудование : Сенсорная коробочка
Взрослый достает из коробки предметы, называет их, ребенок называет признаки, отвечает на вопросы какой? Какая? Какие?
Публикация «Лексические упражнения по развитию речи (старшая группа)» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Дети справились с заданием, воспитатель просит детей посмотреть под их стульями есть ли посторонние предметы. Два человека увидели под своими стульями солнце и платье. С помощью этого упражнения дети будут учиться подбирать к существительному как можно больше прилагательных.
«Укрась слово»
Дети делятся на две команды. Каждой команде даётся слово и за определённое время нужно набрать как можно больше прилагательных, которые подходят к этому существительному. Получает дощечку та команда, которая набрала больше прилагательных.
Солнце: яркое, блестящее, лучистое, тёплое, доброе, горячее, ослепительное и т. д. Платье: красивое, нарядное, лёгкое, тёплое, узорчатое, праздничное и т. д.
«Кто больше увидит и назовет»
С помощь. Этого предложения дети смогут выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.
По группе разложены игрушки : кукла под ней карточка с цифрой 1, зайчик (цифра 2, кошка (цифра 3).
Взрослый предлагает детям найти игрушку, которая обозначена цифрой 1. Нашли. Рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы).
Затем нашли зайчика. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно…ухий (длинноухий). А хвост у зайца. (короткий, значит, он короткохвостый. Увидели кошку. Она гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она. белолапая. За правильные ответы даются дощечки для прокладывания дорожки.
Физминутка: Танец с куклами.
Дети уселись на стульях перед воспитателем, с помощью следкющего задания дети вспомнят как подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
Упражнение «Кто что умеет делать»
Картинки с домашними животными разложены по группе так, что не видно лицевую сторону.
Ребенок выбирает картинку, подходит, открывает и рассказывает о ней по примеру: кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком.
«Кто назовет больше действий»
Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.
-Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)
За каждый правильный ответ ребенку дается дощечка для тропинки.
«Где что можно делать». Картинки времена года.
Цель: активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
- Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, слушать птиц, отдыхать.) Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке (катере, теплоходе, ловить рыбу.)
«Кто больше слов скажет»
Работа с книгой со сказками
Цель: называть качества, признаки и действия сказочных героев, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.
«Найди точное слово»
Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.
- Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это?» (Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме).
- Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный. (еще какой). Сахар сладкий, а лимон. (кислый). Весной погода теплая, а зимой. (холодная).
-Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.
Перед детьми стоят игрушки «Дикие и животные жарких стран». И по очереди дети
-Вспомни, кто из животных как передвигается. Кто из животных как голос подает.
Я эту игру обыграла с помощь игрового упражнения «Чего не стало».
Не забывать что за каждый ответ ребенок получает дощечку и прокладывает дорожку к коробочке, которую нужно будет открыть по окончанию занятия.