Ирина Чемодурова
НОД по развитию речи «Когда это бывает?» Старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
НОД Развитие речи «Когда это бывает?», старшая группа
Тематическая неделя: Зимушка - зима.
Образовательные области: Развитие речи, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие.
Публикация «НОД по развитию речи „Когда это бывает?“ Старшая группа» размещена в разделах
Задачи: Вовлекать детей в диалог. Побуждать произвольно, строить предложения разной грамматической структуры, объединяя их в короткий текст. Рассуждать. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков «ч», «щ». Учить различать их на слух, подбирать слова с этими звуками.
Материалы, инструменты, оборудование: Фонарик, картина «Когда это бывает?» :
Зимний пейзаж. Кругом снег. Падают снежинки. Лыжник едет на лыжах. (Зима.)
В центре картины незамерзшее озеро. На кочках стоят рыбы в шубах. На берегу мальчик в плавках загорает. Медведь лакомиться малиной. (Лето.)
Осенний «золотой» дуб. На нем синие яблоки. В гнезде раки. (Осень.)
Появляются подснежники. Рядом в кустах гнездышко с птичьими яйцами. (Весна.)
НОД: Воспитатель вывешивает картинку. Дети рассматривают ее. Переговариваются. Возвращаются на свои места на стульях.
- Удивительная картина? Что вас в ней поразило? (Свободные высказывания детей.)
- У меня веселый фонарик. Можно взять его в руки, посветить на картину и сказать: так бывает или нет? Что перепутал художник? (Вызывать всех желающих. Что не заметили дети – указывает фонариком воспитатель.)
- Как вы думаете, какое время года изобразил художник? Почему вы так думаете?
(Рассуждения детей. Подвести к идее, что одновременно изображены все четыре времени года.)
Наводящие вопросы:
В какое время года бывает снег и дети катаются на лыжах?
Когда появляются подснежники, а птицы вьют гнезда?
Когда дети загорают на солнышке, а медведи бродят по лесу и едят малину?
В какое время года листва на деревьях становится золотой, поспевают яблоки?
Сколько времен года изобразил художник?
Так бывает?
- Давайте пофантазируем: если бы я был веселым художником, что бы я нарисовал? (Фантазии детей.)
Воспитатель читает детям стихотворение Л. Кузьминой «Небылица» :
Что за странная картина:
Солнце щедро греет льдины,
Щуки плавают в снегу,
Чайки плачут на бегу,
В ванне плещется тигренок,
За столом сидит козленок,
Варит щи седой енот,
Чешуей сверкает кот,
У коня – усы-щетинки,
Чай кипит в холодной крынке,
Чайник убежал с плиты…
Той картине веришь ты?
Вопросы к детям:
- Какие небылицы вам запомнились? (Свободные высказывания детей.)
- Заметили ли вы, что в этом стихотворении часто повторяются два звука. Какие это звуки? (ч, щ) Попробуем назвать слова со звуком «ч» и «щ».
- Я буду произносить звуки «ч», «щ» и слова с этими звуками, когда услышите «ч» - то вам нужно хлопнуть в ладоши, а если услышите звук «щ» - поднесите палец к губам. (Ч, ч, щ, щ, щука, щенок, ручей, щуренок, плещутся, чешуя.)
После занятия картина остается в групповой комнате на два-три дня для свободного рассматривания детьми.