Назарова Татьяна Валентиновна
Лексические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Запомни и назови.
Дидактическая задача: учить определять значения слов, развивать память, фонематический слух детей.
Оборудование: стихи, небольшие рассказы.
Содержание: Педагог читает стихотворение (рассказ) – дети должны запомнить и назвать слова, обозначающие предметы, о которых говорилось в произведении (например, продукты). Кто называет больше всех слов, тот выигрывает. Игра повторяется с разными текстами, чтобы дети приучались сосредоточивать внимание.
Найди подходящее слово.
Дидактическая задача: вводить в активный словарь детей слова, относящиеся к одной части речи, воспитывать навыки взаимопомощи.
Публикация «Лексические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» февраль 2018
Оборудование: жетоны.
Содержание: Дети разбиваются на пары (группы). Педагог произносит часть предложения – дети должны закончить его, используя разные существительные (прилагательные или другие части речи). Например: Мама купила в подарок…платье, костюм, сумку, туфли и т. д. или: На клумбе растут красные…желтые, оранжевые, синие, белые цветы. Повторять слово товарища нельзя, но можно помочь подобрать слово товарищу в паре (группе). За правильный ответ – жетон. В конце игры подсчитывается общее количество жетонов детей в паре (группе).
Отвечай быстро.
Дидактическая задача: развивать умение классифицировать предметы по цвету, форме, качеству материала; быстро и правильно подбирать нужное слово.
Оборудование: мяч, фанты, фишки.
Содержание: Дети становятся в круг - педагог бросает мяч и произносит слово, например: зеленый. Ребенок, поймавший мяч, должен быстро назвать предмет зеленого цвета. Например: зеленый листок. Если ребенок промедлил с ответом, он платит фант. Фанты в конце игры разыгрываются.
Вариант: педагог предлагает назвать предметы определенной формы (размера): круглые, квадратные, узкие, широкие или сделанные из определенного материала. За правильный ответ ребенок получает фишку. По такому же принципу можно провести игру, называя растения сада, огорода, поля и т. д.
Кто подберет больше слов.
Дидактическая задача: развивать умение подбирать нужные по смыслу слова, обогащать словарь детей глагольными формами.
Оборудование: приз.
Содержание: Педагог называет предмет – дети должны назвать как можно больше действий, присущих этому предмету. Используя и глаголы в переносном значении. Например: Мяч прыгает…скачет, катится и т. д. или Солнце спит…встает, улыбается, прячется. Приз вручается тому, кто назвал больше слов.
Вариант: Педагог называет глагол - дети подбирают к нему подходящие по смыслу существительные, например: шить – платье, пальто, сапоги…; завязывать – шнурки, веревку, шарф…
Кому что нужно.
Дидактическая задача: учить детей употреблять в своей речи слова, обозначающие профессии и необходимые для этой профессии предметы.
Оборудование: предметные картинки с изображением людей разных профессий (у педагога, раздаточные картинки с изображением орудий (инструментов) труда (у детей).
Содержание: Педагог показывает детям картинку, на которой изображен человек определенной профессии – дети откладывают на столах картинки с изображением предметов, с которыми работает этот человек. Например: педагог показывает картинку, на которой нарисован врач, дети откладывают соответствующие картинки и называют предметы: шприц, халат, вата и т. д. Игру можно проводить и без картинок. Педагог бросает мяч ребенку и спрашивает; «Что нужно врачу?» Возвращая мяч, играющий называет нужные предметы.
Вариант: Педагог показывает одну за другой несколько картинок с изображением орудий труда и инструментов- дети должны назвать их и сказать, что ими делают, и кто их использует в работе.
Кто знает, пусть продолжает.
Дидактическая задача: обогащать лексику антонимами.
Оборудование: звездочки.
Содержание: Педагог произносит определенное слово – дети должны назвать слово с противоположным значением. Например: вперед – назад, высоко – низко, узкий – широкий. Чтобы избежать механических слов, можно давать эти слова в сочетании с существительными. Например: узкая дорога широкая дорога. За правильный ответ ребенок получает звездочку.
Материал для игры:
I. Добрый – злой, вежливый – грубый, аккуратный – неряшливый, трудолюбивый – ленивый, внимательный – рассеянный, простой – сложный и т. д.
II. Скажу я слово высоко,
А ты ответишь… (низко).
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь… (близко).
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты … (храбрец).
Теперь начало я скажу,-
Ну, отвечай (конец!
Скажи по – другому. Дидактическая задача: учить подбирать синонимы к данному слову; обогащать речь словами с оттенком ласкательности, значением увеличения.
Оборудование: флажки красного, синего и зеленого цветов.
Содержание: Педагог называет слово – дети находят слова с одинаковым значением. Например: большой – крупный, огромный, громадный и т. д. победители награждаются цветными флажками. Игра проводится в быстром темпе.
Вариант: Педагог называет слово – дети образуют от него слово с оттенком ласкательности или увеличения. Например: глаза – глазки, глазоньки, глазищи.
Скажи в рифму.
Дидактическая задача: учить подбирать пары рифмующихся слов, развивать поэтический слух.
Содержание: Педагог предлагает детям послушать небольшое стихотворение, найти в нем слова, которые звучат похоже. Далее педагог называет слова, а дети подбирают к нему рифмы. Если ребенок называет слово, которое не рифмуется, образец читается еще раз и предлагается подобрать подходящее слово. После этой игры можно попробовать сочинять простые стихи.