Базарова Наталия
Леготехнология в работе с неговорящими детьми как средство активизации речевого подражания
▼ Скачать + Заказать документы
Леготехнология в работе с неговорящими детьми как средство активизации речевого подражания.
Отсутствие речи может наблюдаться у детей разного возраста и при различных диагнозах: алалии, задержке речевого развития, дизартрии, аутизме, умственной отсталости.
По результатам логопедического обследования неговорящего ребёнка логопеды, как правило, делают заключение о наличие у него общего недоразвития речи при первом уровне речевого недоразвития. Успешность логопедической коррекции будет во многом зависеть от того, на каком фоне возникло общее недоразвитие речи, имеются ли сопутствующие неврологические нарушения, психические заболевания, наличие или отсутствие медикаментозного лечения.
Публикация «Леготехнология в работе с неговорящими детьми как средство активизации речевого подражания» размещена в разделах
Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой предложено пять этапов формирования устной речи у детей с общим недоразвитием речи. В основе каждого этапа лежит обучение ребёнка составлению различных видов предложений.
Первый этап обучения – однословное предложение. Предложения из аморфных слов-корней. [2] Одна из целей логопедической коррекции этого этапа – вызвать у ребёнка подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений. Немаловажную роль играет развитие понимания речи.
Обязательным условием в занятиях логопеда с неговорящим ребёнком является многократность повторения одного и того же словесного материала и наличие тесного эмоционального контакта. У логопедов-практиков нередко возникают трудности при выборе форм организации совместной деятельности. Какие формы предложить, чтобы ребёнку было интересно, как создать игровую ситуацию, в которой бы у ребёнка появилось желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно.
Активизация речевого подражания должна быть тесно связана с практической деятельностью ребёнка, с игрой. От того, как интересно организована игра, насколько глубоко затронуты положительные эмоции неговорящего ребёнка и будет зависеть конечный результат.
Для активизации речи неговорящих детей, для создания игровых ситуаций, мы предлагаем использовать конструкторы ЛЕГО ДУПЛО, так как конструктор воспринимается детьми прежде всего как игрушка.
М. М. Кольцова и М. С. Рузина считают, что кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать ещё одной речевой областью мозга. [3]
Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию.
Электрофизиологические исследования учёных Т. П. Хризман и М. М. Звонарёвой доказали, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Этот факт должен использоваться в работе с неговорящими детьми. Очень важно, чтобы в движение вовлекалось больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.
Движущими силами процесса развития речи являются труд, деятельность. Факт зависимости развития речи от деятельности ребёнка проходит красной нитью через все фазы выработки понимания речи окружающих людей и становления собственной его речи. Всё богатство представлений, понятий, которое дети получают от нас, зиждется на его собственной деятельности с предметами. Как только ограничивается деятельность ребёнка, так накопленные им речевые богатства утрачиваются: объём понятий сужается, словарь беднеет.
Используя наборы ЛЕГО ДУПЛО «Мой дом» и «Ферма» мы успешно решаем задачи первого этапа обучения. Предлагаем подбор игр и игровых ситуаций для развития понимания речи и активизации речевого подражания у неговорящих детей.
Развитие понимания речи
Задание 1
Накопление пассивного предметного словаря: показать членов семьи, животных.
Задание 2
Расширение пассивного глагольного словаря: понимание действий, выполняемых членами семьи.
Мама готовит.
Папа едет.
Дедушка кормит корову.
Бабушка сидит.
Таня спит.
Петя катается с горки.
Катя умывается.
Задание 3
Понимание действий, когда они даны без обозначения объектов или субъектов действий:
– Кто готовит?
– Кто кормит?
– Кто сидит?
– Кто спит?
– Кто катается?
– Кто умывается?
– Кто пьёт?
– Кто играет?
Задание 4
Предложить детям совершать действия с фигурками членов семьи в определё нной последовательности:
Мама спит.
Мама проснулась.
Мама умылась и причесалась.
Мама пошла на кухню.
Мама готовит завтрак.
Мама поставила на плиту чайник.
Мама накрыла на стол.
Мама пошла в детскую.
Мама разбудила детей. И. т. д.
Активизация речевого подражания у неговорящих детей.
«Животные на ферме» (набор ЛЕГО ДУПЛО «Ферма»)
Цель: вызвать аморфные слова («му», «мяу», «гав», «бе», «ме», «и-го-го», «ку-ка-ре-ку»).
Построить ферму.
– На ферме живут разные животные. ( Выставляются фигурки животных: корова, кошка, собака, коза, овца, лошадь, петух).
– Покажи корову, кошку и т. д.
– Как говорит корова (кошка, собака, коза, овца, лошадь, петух?
– Кто кричит «му»? («мяу», «гав», «бе», «ме», «и-го-го», «ку-ка-ре-ку»).
– Спрячь корову в сарай.
– Кто спрятался?
Корова мычит тихо – «му»
Аналогично прячем всех животных.
Звукосочетания повторяем тихо, громко, медленно, быстро, сердито, ласково.
– Корова хочет есть. Мычит «му» сердито.
– Корову покормили, она мычит ласково «му».
«Кто в домике живёт?» (набор ЛЕГО ДУПЛО «Мой дом»)
Цель: вызвать аморфные слова («ма», «па», «ба», «де», «да», «нет»).
Построить дом.
– В доме живёт семья. ( Выставляются фигурки: мама, папа, бабушка, дедушка, мальчик, девочка).
– Кто это? (мама, папа, бабушка, дедушка, Толя, Таня). (Имена детей меняются).
– Спрячь маму (ребёнок открывает дверь домика и прячет маму).
– Кто спрятался?
– Видишь маму? (Логопед побуждает ребёнка к произвольному произнесению слова «нет»).
Открываем окно домика.
– Видишь маму? (Логопед побуждает ребёнка к произвольному произнесению слова «да»).
– Подари маме цветочек: «Мама, на».
Аналогично со всеми членами семьи
«Прятки» (наборы ЛЕГО ДУПЛО «Мой дом», «Ферма»)
Цель: вызвать аморфные слова («ау», «да», «нет»).
Построить дом и ферму.
Фигурки детей, машина, трактор, горка.
– Таня, Катя и Толя решили поиграть в прятки. Таня и Катя прячутся, а Петя их ищет.
– Спрячь Таню за дом, а Катю за горку.
– Петя ищет их и кричит «ау, ау».
– Как кричит Петя?
– Кто спрятался? И т. д.
«Кормление животных» (наборы ЛЕГО ДУПЛО «Мой дом», «Ферма»)
Цель: вызвать аморфные слова («ам», «мама», «папа», «баба», «деда»).
Построить дом и ферму.
Фигурки животных и членов семьи.
– Животных пора кормить.
– Папа кормит корову, дедушка – лошадку, мама – козу, бабушка – овечку, Петя – кролика, Таня – петушка. (Ребёнок выполняет действие).
– Как ест корова («ам»).
– Кто кормит корову? («папа»)
– Как корова просит есть? («му») И т. д.