МААМ-картинки

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Наталья Николаевна Брусенская
Лего-конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

На современном этапе среди приоритетных целей в работе ДОО обращает на себя особое внимание развитие мышления и формирование познавательных процессов.

Актуальность данной темы обусловлена, во-первых, социальным

Публикация «Лего-конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах

заказом в сфере образования, который отражает возрастающую потребность

государства и общества в подготовке квалифицированных специалистов, умеющих продуктивно мыслить. В связи с этим в настоящее время особое

значение приобретают требования к качественно новому уровню развития

познавательных процессов, в том числе и на этапе дошкольного образования. Во-вторых, от качества знаний и умений, от уровня познавательных процессов и познавательной активности ребёнка, сформированных в дошкольные годы,

зависит развитие школьной зрелости старшего дошкольника, а следовательно, и успешность последующего обучения в школе. Ведь дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития памяти, внимания, мышления, речи, именно в этом возрасте закладывается фундамент формирования личности.

В современной практической педагогике накоплен немалый опыт по развитию мышления при помощи разных видов детской деятельности. Одной из эффективных, по мнению многих специалистов, является конструирование.

LEGO-конструирование специалисты относят к особому виду детской деятельности, к базовому виду творческой деятельности, в ходе которой у дошкольников развиваются все основные мыслительные процессы. Любой конструктор «LEGO» обладает очень важными для развития ребёнка дошкольника возможностями.

Как конструктор Лего влияет на развитие детей?

Возрастные границы для игры в Лего беспредельны, использовать конструктор можно с самых ранних детских лет, когда малыши только начинают осваивать формы, цвета, размеры. Детские игровые наборы Лего безвредны для малышей, потому что при изготовлении моделей используют пигменты, в которых нет вредных для здоровья элементов, Лего настоящий помощник в развитии и обучении детей. Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребенка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, формирует изобретательность, самостоятельность, инициативность, стремление к поиску нового и оригинального, волевые качества.

У детей с помощью конструктора Лего эффективно развиваются :

мелкая моторика рук. Любое конструирование предполагает разнообразные манипуляции руками. Соединение и разъединение деталей разных размеров и форм требует от ребёнка усилий, различных по направленности, силе и длительности, тем самым отлично тренируя руку, готовя её к письму

Речь. С помощью конструктора совершенствуется речь ребенка. Благодаря участию взрослых людей (родителей, воспитателя) маленькие дети узнают новые слова (формы, названия строительных материалов, деталей, учатся правильно применять понятия в речи, составлять предложения или рассказы. Играя в конструктор в компании сверстников или взрослого, ребёнок учится объяснять свои идеи, описывать процесс конструирования и затруднения, которые встретились на пути. Словарный запас ребёнка пополняется за счё т обсуждения моделей: например, малыш обнаруживает, что спереди у машины есть капот, место, куда заливают бензин, называется топливный бак, а вещи водитель может складывать в багажник. Используя разные сюжеты и сильное желание поделиться своими идеями, ребёнок, сам того не замечая, начинает использовать всё больше и больше новых слов и выражений.

Мышление. Собирание из частей целого требует сложной мыслительной деятельности. LEGO развивает креативность и нестандартное мышление. Придумывая собственные модели, дети учатся сочетать детали разных форм, цветов и размеров. Играя в LEGO самостоятельно, малыши могут создавать самые разные модели, начиная от домика фермера, заканчивая инопланетным космическим кораблём. При этом у детей почти нет ограничений по виду и конструкции моделей, а значит, и нет страха сделать что-то неправильно. Именно эти условия и создают атмосферу для развития воображения и креативности. LEGO развивает пространственное и логическое мышление. Создавая модели самостоятельно и по схеме, а также с участием взрослых, ребёнок постепенно знакомится с понятиями цвета, размера, формы, симметрии и баланса и постоянно имеет возможность использовать эти знания: конструктор будет стоять только при условии, что у него будут ножки одинаковой длины, два маленьких блока можно заменить одним большим, маленькая площадь основания делает конструкцию неустойчивой. Детальки нужно считать, а при построении конструкций учитывать их устойчивость, вес, баланс и размер. Все эти и многие другие открытия позволяют ребёнку заложить прочную базу для последующего обучения математике и физике, а также формирует познавательную мотивацию.

Воображение. Из деталей конструктора Лего можно собрать свое неповторимое творение, придумать что-то новое из однотипных кубиков, кирпичиков, бревнышек – это так интересно.

Внимание. Только при внимательном изучении инструкции можно правильно собрать модель. LEGO развивает внимание, умение планировать и решать проблемы. Создавая модели, дети учатся планировать свою деятельность, находить и решать проблемы, происходит развитие произвольного внимания. При создании модели по инструкции малыш учится читать схемы, разбивать задачу на шаги и следить за их выполнением. При встрече с проблемой, ребёнку приходится перепроверить предыдущие шаги и проанализировать, где была допущена ошибка. Все эти навыки ещё не раз пригодятся ребёнку в школе и во взрослой жизни

Познавательный интерес. Умение из частей собирать целое непременно пригодится в будущем, например, при ремонте автомобиля. Детский конструктор благодаря своей цветовой привлекательности, разнообразию форм и размеров позволяет познавать окружающую действительность. Готовый результат приносит удовлетворение и желание играть дальше.

Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решить новые, более сложные задачи. Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлеченно работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться.

Одна из главных рекомендаций специалистов при работе с Лего-конструктором связана с предварительной работой. Воспитатели до начала конструирования должны познакомить детей с темой предстоящей деятельности, основными идеями будущего строительства. Полезно будет и обсудить с детьми предполагаемые результаты работы. При этом педагог не должен полностью раскрывать перед детьми содержание конструирования, а только направить мышление детей, чтобы они сами смогли воплотить свои задумки в жизнь.

Лего-конструирование помогает педагогам решить вопрос с личностно-ориентированным подходом к каждому ребенку. Ведь каждый дошкольник индивидуален в своем развитии : кто-то строит точно и быстро, кому-то надо помочь, кого-то стоит направить. Лего-конструирование поможет построить работу с дошкольниками таким образом, чтобы все дети справились с поставленной задачей, чтобы каждый ребенок получил свой результат. Это очень важно для дальнейшей мотивации детей к подобной деятельности. Например, воспитатель может предложить разным детям разные конструкторы, с большим или меньшим количеством деталей, с разной степенью трудности. Очень важный момент при Лего-конструировании — это завершающий этап деятельности. Дошкольники обязательно должны презентовать продукт своего строительства, показать его сверстникам, воспитателю, родителям, рассказать о своей поделке. С этой целью можно организовать и выставку детских конструкторов, необходимо провести рефлексию Лего-конструирования.

Вторым, не менее важным условием развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста при Лего-конструировании является его включение в различные виды деятельности:

В образовательной деятельности. В данном случае Лего-конструкторы могут выступать в роли дополнительного материала - наглядного или практического.

В самостоятельной деятельности. При самостоятельной деятельности детей Лего-конструкторы могут применяться в виде дидактической игры. При этом до начала конструирования педагог дает детям задание, ставит перед ними задачи и цели.

В сюжетно-ролевой деятельности.

В театрализованной деятельности.

В совместной деятельности со сверстниками или взрослыми.

Лего-конструирование как средство развития творческого мышления дошкольников всегда должно проходить под руководством педагога, которое может быть как непосредственным, так и опосредованным. Это зависит от образовательных задач и от уровня развития дошкольников. В основном, это касается образовательной деятельности. Но и в самостоятельной деятельности дошкольников необходимо присутствие педагога, который может предложить воспитанникам дидактические игры с использование Лего-конструкторов, например: «Волшебный мешочек» (найти одинаковые детали, определить, откуда деталь, построить модель из полученных деталей); «Найди пару» (задания на умение детей распределять соответствующие детали по группам в зависимости от их отличительных признаков); «На что похож?» (развитие воображения дошкольников). Широкое применение Лего-конструкторы находят и в сюжетно-ролевых и театрализованных играх. Они могут выступать как заместители, что тоже способствует развитию мыслительных способностей дошкольников.

Третьим условием развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста при Лего-конструировании является организация детской деятельности на условиях равенства и партнерства. Таким образом, Лего-конструирование по праву можно назвать не просто средством развития интеллектуальных способностей детей, а много функциональным образовательным комплексом, который позволяет педагогу решить важнейшие задачи: обучить детей создавать что-то новое и полезное; развить у дошкольников конструктивные способности; научить детей применять и преобразовывать модели и схемы; привить детям навыки совместной работы со сверстниками и взрослыми; научить детей добиваться конечного результата; развить воображение и творческое мышление дошкольников.

Таким образом, развивающие возможности детского конструктора Лего безграничны.

Библиографический список

1. Гучанова А. С. Лего-конструирование как средство развития

творческого мышления старших дошкольников. // Молодой учёный. – 2019. –

№11. – С. 238-240. – URL : https://moluch.ru/archive/249/57211/

2. Комарова Л. Г. Строим из LEGO – М. : Линка-пресс, 2001.

3. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – М. : Владос, 2003.

4. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М. : Линка-пресс, 2001.

5. Фешина Е. В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. – М. : Сфера, 2011.

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Лепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детейЛепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детей Актуальность: Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность и творческий.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Основные цели программы «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей: • организация досуговой деятельности детей • воспитание.

Консультация для родителей «Аппликация как средство развития творческих способностей детей раннего возраста»Консультация для родителей «Аппликация как средство развития творческих способностей детей раннего возраста» Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радует яркий цвет бумаги, удачное расположение фигур, большой.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лего-конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 февраля 2023 в 22:55
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Лего-конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Николаевна Брусенская (УИ 1314092) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД