Газизова Диляра
Конспект занятия по расширению представления о ЗОЖ и частях тела в подготовительной группе «Лаборатория органов чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
интегрированного занятия в подготовительной к школе группе
«Лаборатория органов чувсв
Цель: Расширить представления детей о здоровье, частях тела, здоровом образе жизни.
Задачи :
-Познакомить детей с органами чувств человека. Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, обоняние, осязание, вкус в познании мира.
-Тренировать зрительные, слуховые, вкусовые ощущения, совершенствовать восприятие.
-Развивать исследовательские навыки и умения.
Публикация «Конспект занятия по расширению представления о ЗОЖ и частях тела в подготовительной группе „Лаборатория органов чувств“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Органы чувств человека и их назначение
- Подготовительная группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
-Продолжать учить детей различать понятия «часть тела», «орган чувств», «вкус», «зрение», «слух», «обоняние», «осязание».
-Учить бережно относиться к своему здоровью, соблюдать правила гигиены.
-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Способствовать развитию уверенности в себе.
Методы и приемы:
Наглядные (показ, демонстрация);
Словесны (беседа, вопрос-ответ);
Игровые (дидактические игры, сюрпризный момент);
Практические (упражнения, опыты).
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Ход ЗАНЯТИЯ
-Ребята, мы сейчас поздоровались, а что означает слово «Здравствуйте»?
Это значит, что мы желаем друг другу здоровья.
- Скажите, как вы думаете, что у человека самое главное, важное, ценное в жизни? (Здоровье)
-Правильно, самое ценное у человека- его здоровье. Что нужно делать, чтобы быть здоровым (Соблюдать режим дня, правила гигиены, правильно питаться).
Да, совершенно правильно. Вы уже кое что знаете о здоровье, о здоровом образе жизни. А сегодня я предлагаю вам отправиться в Институт здоровья, где мы с вами будем настоящими исследователями и с помощью различных практических опытов и различных игр вы узнаете много нового и интересного. Как будем вести себя в институте Здоровья? (Не шуметь, отвечать полным ответом, слушать внимательно). Итак, в путь!
-Итак, мы пришли в институт Здоровья. Что мы видим (плакат «Строение человеческого тела») Скажите, что вы знаете о строении человеческого тела? Из чего оно состоит (голова, туловище, руки и ноги)
- Ответьте мне кто такой командир нашего организма? (Ответы детей)
Да, правильно, это мозг, посмотрите на картинку.
- Скажите, почему мозг мы называем командиром?
-Да, действительно мозг управляет всем организмом и в нем содержится очень много различной информации. Наш мозг обладает свойством запоминать звуки, запахи, цвета, предметы, а какие органы ему в этом помогают?
-А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить (Глаза, уши, нос, пальцы.)
- Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки. Они помогают нам познать окружающий мир и чувствовать все вокруг, и поэтому мы называем их нашими помощниками органами чувств.
Как вы уже поняли исследовать вы сегодня будите органы чувств.
Лаборатория 1
Чтобы вам понять какой орган чувств вы будете изучать в, отгадайте загадку:
На ночь два оконца сами закрываются
А с восходом солнца сами открываются.
(Глаза)
-Правильно, глаз- орган зрения. Давайте все вместе скажем-«Глаз-орган зрения».а для чего нужны глаза? (ответы детей). Давайте проведем эксперимент. Закройте глаза. (Показываю руку)
-Что я сделала?
-А теперь откройте глаза. Вот что я сделала (показываю руку). Ваши глазки были закрыты и вы не могли знать,что происходило вокруг. А теперь другой эксперимент (показываю лист с изображением геометрических фигур). Проверим, могут ли ваши глаза узнать фигуру. Как называется эта фигура? (квадрат) Правильно, а эта? (круг). Сделаем вывод: глаза могут определять форму предмета. Интересно, а что еще они могут определить? (ответы детей). Скажите, какого цвета треугольник? А круг? Так что, значит, глаза могут и цвета различать? Интересно, а смогут ли глаза определить расстояние? Какая пирамидка находится ближе к вам, та, что у меня в руках, или та, что на столе? Вот это да! Давайте же вспомним все, что умеют делать глаза.
Скажите, как вы думаете зачем нам брови и ресницы? Почему иногда глаз называют- глазное яблоко?
Зрение надо беречь, потерянный глаз ничем не заменишь. Кто знает, как беречь свое зрение?
Сейчас мы с вами поиграем в игру на внимание: если это опасно для наших глаз вы закрываете глаза руками, а если это полезно и нужно, то показываете вот так (палец вверх).
-Колющие и режущие предметы;
-Тереть глаза грязными руками;
-Есть овощи;
-Играть долго на компьютере;
-Беречь глаза от солнца;
-Читать лежа в постели;
-Смотреть близко телевизор;
-Умывать лицо с мылом;
-Гулять на свежем воздухе;
-Читать при плохом освещение.
- А еще нужно делать зарядку для глаз.
1. Зажмурьте глаза, а потом откройте. Сделаем такое упражнение 5 раз.
2. Часто-часто поморгайте глазами.
3. Посмотрите вправо-влево, вверх-вниз.
- А что еще нужно для глаз? (Витамины)
Помни истину простую-
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую,
Или сок морковный пьет.
Недаром говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Мы доказали, что глаза нам нужны, чтобы видеть.
Повторение: глаза-орган зрения
Лаборатория 2
Вы отгадаете чему будет посвящено следующее исследование, если внимательно послушаете стихотворение?
Есть у зайца на макушке,
У тебя, твоей подружки.
Бывают слушки и не слушки
Что же это? Наши … ушки
Да, молодцы вы правильно догадались это уши. Как вы думаете, не видя, а только слушая ушами вы можете догадается, что происходит вокруг?
Давайте проведем еще один эксперимент: сейчас вы прослушаете различные звуки, вы должны внимательно слушать и запоминать, что же вы услышали, а затем вы расскажите, что узнали.
Начнем:
Один из детей шуршит за ширмой бумагой, звенит колокольчиком, бьет в бубен, переливает воду из одного стакана в другой и т. д.
-Расскажите, что же вы смогли услышать и понять.
– Какой орган помог вам услышать звуки? (Уши)
– Ребята, помогите подобрать научное определение. Уши – это орган чего? (слуха)
Кто знает почему говорят ушная раковина? Она определяет, откуда, т. е. с какой стороны, поступает звук или звуки.
В слуховом проходе расположена барабанная перепонка, если чистить уши неосторожно и глубоко ватной палочкой, то можно ее повредить.
Вспомните какие правила по уходу за ушами вы знаете?
Давайте еще раз повторим все правила.
1. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить только ватными палочками.
2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух.
3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, у реки, среди тишины.
4. Защищать уши от холода и сильного ветра.
5. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадёт бусинка или насекомое, обратись к врачу!
Все запомнили, как заботится об ушах?
Давайте сейчас проверим какой у вас слух и поиграем в игру "Узнай по голосу"
Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:
Саша,ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя: "Ау!".
Глазки крепко закрывай
Кто позвал тебя, узнай!
Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.
- А еще полезно для наших ушей делать зарядку! Мы ладошки разотрем,
Смело ушки мы возьмем,
Сверху- вниз мы их пощиплем,
Пальчиками разотрем
Итак, повторим: Уши — это орган слуха.
Лаборатория 3
Разгадайте следующую загадку:
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (Нос)
Да вы правильно угадали, еще один орган чувств- это нос.
Кто скажет зачем нам нужен нос?
Действительно нос ощущает запахи. Давайте с вами проведем небольшое исследование. Сейчас вы по очереди будите подходить ко мне и по запаху определять, что это. (чеснок, апельсин, стиральный порошок, кофе, мыло, соль, вода, духи, лекарство). То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху, однако если этот предмет имеет запах. Вот, например, вода и соль не пахнет ничем.
Нос может нас предупреждать об опасности. Кто сможет привести пример?
(Дым от пожара, пригоревшая еда на плите, испорченные продукты питания,).
Умение человека различать запахи получило название обоняние. Нос –это орган обоняния.
-А как вы думаете еще для чего нужен нос? Конечно, чтоб дышать, а еще чтобы разговаривать.
Следующий эксперимент: зажмите нос и произнесите что-нибудь, речь стала нечеткой, гнусавой и неприятной, поэтому нос нужен и для правильной и понятной речи и хорошего голоса.
Повторим: нос- орган обоняния.
Лаборатория 4
Перед вами на столе стоят стаканы. В них налита солёная и сладкая вода. Можете ли вы с помощью органов зрения или слуха, обоняния определить какая вода в каждом стакане?
– Что необходимо для этого сделать?
-Значит, нам необходимо ещё одно исследование - на вкус. Возьмите ватную палочку и одним концом обмакните в стакан номер 1. Попробуйте. Что вы ощущаете? А теперь другим концом обмакните в стакан номер 2.(Дети определяют по вкусу : в каком стакане сладкая вода, соленая, простая)
– Как вы думаете какой орган помог вам почувствовать вкус жидкости? (язык)
– Какой вывод можно сделать? (С помощью языка человек определяет вкус)
Язык – это неотъемлемая часть организма – т. е. орган. Может быть, вы догадались орган чего?
-Язык - орган вкуса.
Язык, орган вкуса, помогает нам отличать горькое от сладкого, кислое от соленого, вкусное от невкусного и делают это маленькие сосочки, расположенные на поверхности языка. Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха.
Мы доказали, что язык нужен человеку иначе мы бы не чувствовали вкус еды.
-Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.
- Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.
Выполняется артикуляционная гимнастика:
"Лошадка" Поцокать языком.
«Лягушка»
Улыбаюсь, как лягушка,
Губы тянутся до ушка!
(Растянуть губы в улыбке, обнажив зубы. Удержать под счет 1-5. Упражнение повторить 3-4
раза.)
«Слоник»
Подражаю я слону –
Губы хоботом тяну!
(Вытянуть вперед сомкнутые губы «трубочкой» и удержать их под счет Повторить упражнение 3-4
раза.)
«Рыбка»
Рыбка ротик открывает:
Пузырьки она пускает.
( С напряжением открывать губы: П-П-П, словно они «склеились»)
«Часики»
Тик-так, тик-так, -
Часы тикают вот так!
(Рот раскрыт. Тянуться языком то к правому, то к левому уголку рта.)
«Почистим зубки»
Язычок, как щетка:
Чистит зубки ловко!
Раз, два, три, четыре, пять, -
Будем чистить мы опять!
(1. Губы в улыбке, рот открыт, кончиком языка «чистить» за нижними зубами 7-8 раз.
2. Губы в улыбке, рот широко открыт, кончиком языка «чистить» за верхними зубами. Повторить
7-8 раз.)
«Оближем губки»
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик надо облизать!
(Рот широко открыт. Широким языком облизать губы (слева- направо и справа- налево).
Выполнить 5-7 раз.)
Язык защищен и находится во рту.
Давайте повторим какие органы чувств мы узнали :
глаза- это орган зрении
уши – орган слух
нос- орган обоняния
язык – орган вкуса
Лаборатория 5
Игра «Узнай, что в мешочке»
Детям предлагается на ощупь определить предмет в коробке. Все предметы подобраны по размеру (резиновый мяч, помидор, клубок, апельсин, яблоко и т. п.).
– Попробуйте определить на ощупь предмет в мешке. (Дети надевают рукавичку и пытаются определить предмет (резиновый мяч, клубок, апельсин, яблоко) Все ли предметы одинаковые на ощупь?– Что ты чувствуешь? Можешь ли ты определить предмет? (Дети описывают предмет, говорят, что он имеет форму шара, но точно назвать не могут).
– А теперь снимите рукавичку и попробуйте определить предмет. (Дети отгадывают предмет и достают его из коробки)
– Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего? (При помощи рук)
– Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смогли отгадать предмет. (При помощи кожи, на руке есть кожа.)
Значит, кожа тоже наш помощник?
Что мы ощущаем с её помощью?
На коже нашего тела находятся множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, холода, форму, величину предмета. Кожа – это орган осязания. Кожа – очень большой орган. Она покрывает все наше тело.
Кожа – это орган осязания.
6. Итог занятия
– Вот и закончилось наше исследование. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными и старательными исследователями.
-Что вы исследовали сегодня?
-Как называются эти органы?
- Какие органы чувств вы узнали?
- Сколько у человека органов чувств?
-Для чего они нужны человеку?
-Можем мы органы чувств назвать нашими помощниками?
-Чем же помогают нам органы чувств?
Органы чувств – это наши помощники. (Они помогают узнать, что происходит в окружающем мире и облегчают нашу жизнь, показывают нам разные признаки и свойства.)
7. Применение нового знания
Сейчас мы проверим насколько хорошо вы поняли сегодняшнее занятие.
Задание: Соедини стрелочкой картинки предметов и органы чувств, которые помогут их распознать. Приложение №1.