Наталья Колисниченко
Квиз-игра для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 22 «ЖУРАВУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Квиз-игра для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста»
Воспитатель:
Колисниченко Наталья Сергеевна
Квиз-игра для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста»
Цель квиз-игры :
Публикация «Квиз-игра для педагогов „Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2022
«Повышение педагогических знаний работников дошкольного учреждения в вопросах развития речевой деятельности воспитанников посредством использования устного народного творчества в педагогическом процессе»
Задачи:
- актуализация роли развивающей речевой среды;
- развитие речевой деятельности детей в различных видах деятельности с использованием устного народного творчества;
- формирование у педагогов понимания значимости использования устного народного творчества в воспитании детей;
- раскрыть творческий потенциал каждого педагога.
Актуальность:
Проблема развития речи – актуальная проблема сегодняшнего дня. Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений устного народного творчества педагогами, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ. А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к уверенности в себе. Поэтому, считаю необходимым начинать знакомить детей с устным народным творчеством как можно раньше.
Актуальность, направленная на устное народное творчество в современной педагогике раннего детства, подтвердила важные положения.
Первое: обогащение педагогического процесса устным народным творчеством – действенный метод, гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка.
Второе: устное народное творчество содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.
Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к данному направлению, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.
Использование устного народного творчества способствует : развитию фонематического слуха у ребенка (правильно слышу – правильно говорю, пополнению его словаря, обогащению знаний грамматики родного языка. Знакомя малышей с устным народным творчеством, мы развиваем у малышей творческие способности, развиваем их воображение, делаем жизнь детей интересной и содержательной, наполняем её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир. Устное народное творчество оказывает на детей и нравственное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко вcему живому, интерес и уважение к труду.
Ход квиз-игры :
Уважаемые коллеги, а сейчас, я предлагаю всем вместе с помощью квиз-игры вспомнить многообразие жанров устного народного творчества.
Что же такое «квиз-игра»? Квиз (от англ. quiz) – это слово означает соревнование, в ходе которого один или несколько участников отвечают на поставленные им вопросы. В русском языке аналогом этого слова является всем знакомая "викторина", хотя, в последнее время, нередко можно встретить и употребление упомянутого выше англицизма.
Правила в ней следующие:
1. нам необходимо разделиться на 2 команды и выбрать название команды из жанров устного народного творчества.
1-я команда: «Сказка»
2-я команда: «Потешка»
2. участники отвечают на поставленные им вопросы и зарабатывают за правильные ответы фишки, побеждает в квиз-игре та команда, чьих правильных ответов окажется больше, чем у оппонентов.
Викторина напомнит вам спортивное состязание, но вы будете состязаться не в силе и ловкости, а в знаниях — кто больше знает и быстрее соображает.
Итак, мы начинаем!
1 задание. Кроссворд «Жанры устного народного творчества».
Отвечает та команда, которая быстрее нажала на сигнал звонка.
1 по вертикали: Короткая фраза с искусственно усложненной артикуляцией (скороговорка).
2 по вертикали: Действие, совершаемое группой лиц по определенным правилам (игра)
3 по горизонтали: Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях (сказка).
4 по вертикали: Коротенькие стишки, в которых призываются различные силы природы в помощь людям (закличка).
5 по вертикали: Небольшой стишок, сопутствующий игре с пальцами, руками, ногами ребенка, который не только развлекает малыша, но и развивает (потешка).
6 по горизонтали: Стишки и песенки матерей и нянюшек, которые пестуют младенца (пестушка).
7 по горизонтали: Краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт (пословица).
8 по вертикали: Устный рассказ-пугалка (страшилка).
9 по вертикали: Словесно-музыкальное произведение, исполняемое одним лицом или хором и первоначально связанное с обрядовым действом (песня).
10 по горизонтали: Песня при убаюкивании ребенка (колыбельная).
11 по горизонтали: Короткий стишок о том, чего не бывает на самом деле (небылица).
12 по горизонтали: Забавное сочетание слов, которое используется, чтобы придать речи шутливый характер (прибаутка).
13 по горизонтали: Коротенькие стишки, в шутливой форме высмеивающие чьи-либо недостатки (дразнилка).
14 по вертикали: Иносказательное поэтическое описание предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего (загадка).
15 по горизонтали: Русская народная эпическая песня о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории (былина).
2 задание. Вопрос-ответ. «Русские народные сказки и их герои».
1 вопрос – В какой сказке чрезмерное любопытство героя было причиной его постоянного выкрадывания? Ответ: (петушок-золотой гребешок)
2 вопрос – В какой сказке поведение матери по отношению к своим детям можно назвать безответственным? Ответ: (волк и семеро козлят)
3 вопрос – Какое животное – самый популярный герой в русском «животном эпосе»? Ответ: (лиса,70 сказочных сюжетов)
4 вопрос – Кому из зверей народной речи дают следующие названия: лесник, ломака, ломыка, костоправ. Ответ: (медведь)
5 вопрос – Вариантов сказки с этой героиней очень много у разных народов, но неизменно в них плачут баба и дед. Кто эта героиня? Ответ: (курочка-ряба)
6 вопрос – Из какой сказки следующие герои: комар-пискун, слепень-жигун, муха-горюха? Ответ: (терем-теремок)
7 вопрос - Кто-то за кого-то ухватился цепко, ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко. Но ещё помощники скоро прибегут. Победит упрямицу дружный общий труд. Дедки, бабки, внучки, жучки, кошки и мышки. Ответ: («Репка»)
8 вопрос - А дорога далека, А корзинка нелегка, Сесть бы на пенёк, Съесть бы пирожок! Ответ: («Маша и медведь»)
3 задание. Определить жанр устного народного творчества.
1. Ножки, где вы были?
- За грибами в лес ходили.
- Что вы, ручки, делали?
- Мы грибочки собирали.
- А вы глазки, помогали?
- Мы искали, да смотрели
Все пенёчки оглядели
Вот и Ванечка с грибком,
С подосиновичком!
Ответ: потешка
2. Худое лето, коли солнца нету.
Ответ: пословица
3. Цыпа-цыпа-цыпочка,
Встанем мы на цыпочки!
Ручки вверх потянем,
Бо-ольше, вы-ыше станем!
Тянем, тянем ушки
Прямо до макушки -
По-тя-гуш-ки, по-тя-гуш-ки.
Ответ: пестушка
4. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
Ответ: загадка
5. Я – зверек
И ты – зверек,
Я – мышонок,
Ты – котенок.
Ты хитер,
А я умен.
Кто умен,
Тот вышел вон.
Ответ: считалка
6. Та-ра-ра!
Та-ра-ра!
На лугу стоит гора,
На горе растёт дубок,
А на дубе воронок
Сидит в красных сапогах,
В позолоченных серьгах.
Сидит ворон на дубу
Да играет во трубу.
Труба точеная,
Позолоченая.
Труба ладная,
Песня складная.
Ответ: прибаутка
7. Только звездам, только ночке
В синей сини над селом…
А для нашего сыночка
Сами песню мы споем.
Мы сыночка покачаем
Под припевочку свою:
В ней начало: «Баю-бай!»
А конец: «Баю-бай!»
Ответ: колыбельная
8. Плакса, вакса, гуталин,
На носу горячий блин.
Плакать не годиться,
Можно простудиться.
Ответ: дразнилка
4 задание. Моделирование сказок
Для лучшего понимания детьми приема моделирования сказки, мы вначале разбираем их в разных видах деятельности – такие как: чтение сказки, беседа, рассматривание иллюстраций, драматизация сказки, кукольный театр. Затем переходим непосредственно к работе с моделями. Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными). Замещаемыми объектами будут герои детских сказок. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадраты, прямоугольники и т. д., различающиеся по цвету и величине.
Например: сказка «Заюшкина избушка» .
Избушка лисы (ледяная) – голубой квадрат;
Избушка зайца (лубяная) – коричневый квадрат;
Лиса – оранжевый круг;
Заяц – белый круг;
Волк – серый круг;
Медведь – коричневый круг;
Петух – красный круг.
Предлагаю вам угадать, какие сказки представлены на экране.
1. Сказка «Курочка-ряба»
Дед – треугольник синий;
Баба – треугольник красный;
Курочка-ряба – круг красный;
Яичко золотое – овал желтый;
Яичко простое – овал белый;
Мышка – круг серый.
2. Сказка «Волк и семеро козлят»
Волк –серый круг;
Коза – белый круг большой;
Козлята – белые круги маленькие.
3. Сказка «Три медведя»
Маша – треугольник оранжевый;
Медведи - коричневые круги (большой, средний, маленький).
4. Сказка «Репка»
Репка - желтый треугольник;
Дед – треугольник синий;
Бабка – треугольник красный;
Внучка – треугольник оранжевый;
Собака «Жучка» - круг коричневый;
Кошка – круг рыжий;
Мышка – круг серый.
На этом наша квиз-игра подходит к концу. Давайте с вами посчитаем фишки и определим победителя игры.
Хотелось бы сказать, что устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал. Умелое использование, которого позволяет педагогам установить прочную связь с ребёнком, помогает принять ребёнку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.
Рефлексия. "Букет настроения".
А сейчас хотелось послушать ваши впечатления о проведенной игре. Я раздам вам бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. Если вам понравилась квиз-игра, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой.
А мне остаётся поблагодарить вас за внимание. Творческих всем успехов!